Леонид Коник главный редактор группы компаний ComNews
главный редактор группы компаний ComNews
Стандарт
30.04.2016

Сотовые сети пятого поколения (5G) полностью изменят рынок спутниковой связи, заявил на конференции Satellite 2016 в Вашингтоне генеральный директор Inmarsat Global Ltd. Руперт Пирс. По его мнению, к этому приведут миллиарды сенсоров и датчиков, которые будут работать в сетях 5G и потребуют высокой надежности и повсеместного охвата базовой сетевой инфраструктуры.

Новый генеральный директор спутникового оператора Eutelsat Рудольф Белмер призвал коллег по космической отрасли к совместным лоббистским усилиям с целью участия в разделе пирога 5G. "В Европе пытаются определить 5G как технологию со сверхмалым временем задержки при передаче сигнала. Спутниковые операторы никогда не смогут этого обеспечить, поэтому не должны допустить такой трактовки 5G. Нам нужно перевести рынок сетей пятого поколения в другое измерение, воздействуя и на регулирующие органы, и на автопроизводителей, и на другие стороны", – ​заявил Рудольф Белмер с трибуны Satellite 2016.

Однако коллеги-конкуренты Eutelsat, похоже, уже нашли путь в перспективный мир 5G. "Можно затыкать уши и твердить: "Я не хочу слышать о малой задержке", – ​но уже существует немало приложений, для которых она критична. И их количество будет только возрастать, поэтому спутниковым операторам нужно искать возможности снижения времени задержки, прежде всего за счет использования космических аппаратов (КА) на низких и средних орбитах", – ​заявил Даниэль Голдберг, генеральный директор канадского оператора Telesat, четвертого по выручке игрока мирового рынка спутниковой связи. Ему вторит президент и генеральный директор SES Карим Саббах: "Задержка критична уже не менее чем для 25 % всех приложений, поэтому традиционным операторам спутниковой связи важно иметь комбинацию КА на геостационарной, средней и низкой орбитах".

Заявления владельцев крупнейших мировых геостационарных группировок отражают революцию, произошедшую на этом консервативном рынке. В течение последних лет эти компании отказывались видеть конкурентов в стартапах типа OneWeb, который в 2018 году намерен запустить на низкую околоземную орбиту 648 микроспутников (массой менее 200 кг) для повсеместного предоставления услуг ШПД в Ku-диапазоне. Однако похоже, что гиганты спутниковой индустрии наконец осознали опасность, которую таят микроспутники с их высокой серийностью (и, как следствие, надежностью), дешевым выводом на орбиту и низкой задержкой в передаче сигнала. Поэтому они спешно забыли былую критику и сами ринулись в сектор микроспутников. Первопроходцем еще в 2010 году выступила SES, инвестировав в низкоорбитальный спутниковый проект O3b, – ​его 12 КА на экваториальной орбите создают ШПД-покрытие между 45° северной и 45° южной широты.

Владелец крупнейшей в мире геостационарной группировки Intelsat в июне 2015 года стал миноритарным акционером OneWeb и договорился об использовании низкоорбитальной платформы этой компании, которая должна дополнить его геостационарные КА. "Клиент должен иметь возможность выбора", – ​пояснил этот шаг генеральный директор Intelsat Стивен Спенглер.

В проект OneWeb уверовали и производители: его инвесторами стали Airbus Defence & Space (который будет выпускать спутники для OneWeb, по три‑четыре изделия в день!), MDA (поставит антенны для спутников, дизайн полезной нагрузки и инжиниринговые услуги) и Hughes Network Systems (создаст наземное приемное оборудование). При этом Hughes приобрел значительную емкость в Ка-диапазоне на геостационарном спутнике Eutelsat 65 West A (начавшем работу 2 мая 2016 года) на весь 15‑летний срок его существования, то есть поверил в эффективность совместного использования КА на низкой и геостационарной орбитах.

Долгое время оппоненты микроспутников утверждали, что с их помощью невозможно оказывать дешевую ШПД-услугу, так как движущийся относительно Земли КА требует использования следящей антенны, стоимость которой может превышать $2 тыс. Однако американская фирма Kymeta Corporation разработала плоскую антенну, которая следит за перемещающимся спутником электронным путем, без дорогостоящей и ненадежной механики. Kymeta договорилась о сотрудничестве с Toyota, и в январе 2016 года партнеры показали на автосалоне в Детройте автомобиль Mirai, в крышу которого вмонтированы прототипы плоских антенн, позволяющие в движении скачивать данные со спутника со скоростью 50 Мбит/с.

Telesat в конце апреля 2016 года договорился с Space Systems Loral (SSL) и британской фирмой Surrey Satellite Technology Ltd. о поставке двух прототипов низкоорбитальных спутников Ka-диапазона. По словам Даниэля Голдберга, Telesat намерен протестировать на этих КА, запуск которых ожидается во второй половине 2017 года, возможность оказания конвергентной услуги с геостационарной и низкой орбит.

К проектам типа OneWeb и LeoSat (108 низкоорбитальных микроспутников Ka-диапазона) подтягиваются и провайдеры пусковых услуг: SpaceX предлагает для этих целей ракету Falcon 9, ILS – ​перспективный носитель "Ангара 1.2", а Arianespace – ​средства выведения "Союз" и Vega C.
Пройдет еще несколько лет, и рынок спутниковой связи будет не узнать.

Журнал "Стандарт" № 4 (159), апрель 2016