© ComNews
22.08.2016

Минкомсвязи планирует установить для коммерческих структур плату за использование Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), чтобы уменьшить расходы бюджета на эксплуатацию и развитие сервисов электронного правительства (ЭП). С одной стороны, привлечение внебюджетных средств может стать стимулом для развития инфраструктуры электронного государства, считают игроки отрасли. Однако с другой - это может одновременно отпугнуть бизнес от перехода на электронные формы взаимодействия.

Проект соответствующего постановления правительства, разработанный Минкомсвязи, опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. До 30 августа документ находится на стадии публичного обсуждения. Планируемый срок его вступления в силу - в ноябре этого года.

Инфраструктура электронного взаимодействия (СМЭВ и ЕСИА) финансируется за счет средств федерального бюджета. Мера, изложенная в документе Минкомсвязи, как следует из пояснительной записки к нему, позволит уменьшить расходы бюджета на эксплуатацию и развитие сервисов ЭП. Документ предусматривает введение платы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за пользование системами ЕСИА и СМЭВ. Кроме того, согласно проекту постановления, устанавливать случаи, размеры и порядок взимания платы за использование информационных систем ЭП будет Минкомсвязи.

Установление платы за использование ЕСИА и СМЭВ предусматривается в "Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг", утвержденной распоряжением правительства РФ в 2013 г. Отдельная плата за эти сервисы рассматривается в этом документе как механизм совершенствования инфраструктуры ЭП. По словам представителя пресс-службы Минкомсвязи, случаи, размеры и порядок взимания платы за использование ЕСИА и СМЭВ пока не установлены. Их предстоит определить по мере подготовки постановления.

"Ежегодно на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства без учета ее развития выделяется около 2 млрд руб. из федерального бюджета. С помощью коммерциализации сервисов электронного правительства, в первую очередь в области идентификации и аутентификации граждан, мы пытаемся сократить нагрузку на бюджет", - сообщил ComNews замглавы Минкомсвязи Алексей Козырев.

По словам представителя пресс-службы Минкомсвязи, расходы бюджета на ЭП делятся на две части: затраты на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства и затраты на ее развитие. В 2016 г. только содержание сервисов ЭП обошлось бюджету в 2,34 млрд руб. Единственным исполнителем работ по эксплуатации и развитию инфраструктуры ЭП является "Ростелеком", с которым Минкомсвязи каждый год заключает контракт на эти услуги.

По данным Минкомсвязи, по итогам первого полугодия 2016 г. к СМЭВ подключено более 12,5 тыс. участников. Из них около 100 - федеральные органы власти, 1,4 тыс. - региональные, 9,5 тыс. - муниципальные, 152 отдела записи актов гражданского состояния, 390 многофункциональных центров (МФЦ), 76 удостоверяющих центров и 924 кредитные организации. Причем за январь-июнь этого года количество запросов как от органов власти, так и от кредитных организаций выросло с 2,8 млрд до 3,8 млрд по сравнению с первым полугодием 2015 г.

Президент Фонда информационной демократии Илья Массух считает, что задача развивать СМЭВ и ЕСИА не только за счет государственных денег - правильная. "Вопрос в том - как это будет реализовано и в регуляторике. Кроме того, нужно знать, станет ли эта инициатива для коммерческих организаций добровольной или обязательной, - отметил он. - В целом правильно, если за счет отчислений коммерческих организаций будут создаваться новые сервисы СМЭВ".

"Важно, чтобы процесс "коммерциализации" СМЭВа послужил, в первую очередь, развитию таких сфер российской экономики, как ИТ-отрасль, ЖКХ, социальные и транспортные услуги, электронная коммерция и др. и привел к снижению, а не повышению стоимости транзакций граждан в электронной среде. В этом случае это будет позитивный процесс", - подчеркнул директор Центра технологий электронного правительства Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) Андрей Чугунов. "Как известно, "дьявол кроется в деталях", а на текущий момент нет более полной информации о процедурах подключения, стоимости услуг и других важных компонентах этого проекта. Они, судя по всему, будут разрабатываться уже как подзаконные акты", - полагает он.

Андрей Чугунов обратил внимание, что среди 12,5 тыс. участников СМЭВ кредитные организации составляют 0,9 тыс., а это, по его мнению, демонстрирует высокий интерес со стороны этой категории пользователей. Большая часть опрошенных ComNews банков воздержалась от комментариев. Говоря о взможной плате за СМЭВ, представитель пресс-службы Внешэкономбанка отметил, что все зависит от того, какой будет размер комиссии и от способа её расчета."ВЭБ использует СМЭВ в ограниченном объеме в силу специфики деятельности. В случае если комиссия будет удерживаться пропорционально объёму передаваемой информации, это может оказать влияние на банки использующие СМЭВ в большем объёме", - подчеркнул он.

Как считает начальник отдела "Электронное правительство" компании "Электронные офисные системы" (ЭОС) Иван Скородумов, перспективы введения платы за использование СМЭВ не очень понятны. Он полагает, что привлечение дополнительных внебюджетных средств должно дать определенный толчок развитию ЭП.

"С другой стороны, бизнес еще не так активно использует такие компоненты инфраструктуры электронного правительства, как ЕСИА и СМЭВ, хотя государство и привлекает предпринимателей к переходу на электронные формы взаимодействия. Возникают опасения: не отпугнет ли это потенциальных пользователей ЕСИА и СМЭВ, которые и сегодня не используют электронные формы взаимодействия" - рассуждает Иван Скородумов. По его мнению, в таком случае у государства останется единственный выход - это отключение иных путей взаимодействия, кроме, как обязывающих использование ЕСИА и СМЭВ.

"Теоретически идея очень проста: коммерческим организациям нужна инфраструктура в облаках, и они за нее платят, а правительству надо сократить затраты на эту самую инфраструктуру. Однако на практике это может оказаться не так радужно. Главный строитель инфраструктуры электронного правительства - "Ростелеком" и его цены, как правило, значительно выше, чем у небольших провайдеров, тем более региональных. Так что для большинства коммерческих организаций это может оказаться неконкурентно дорого", - говорит президент компании - разработчика систем автоматизации документооборота "ДоксВижн" Владимир Андреев.

Он предположил, что есть организации (госкорпорации и корпорации с госучастием), которым государство сможет "настоятельно рекомендовать" приобретать облачную инфраструктуру по этому постановлению. В результате государство сможет сэкономить.