корреспондент ComNews.ru
© ComNews
14.11.2016

Государство продолжает двигаться по пути регулирования распространения персональных данных граждан. Так, к концу 2016 года стоит ожидать дорожную карту по регулированию больших пользовательских данных. Дорожную карту государство разрабатывает при участии экспертов отрасли, и это снижает риск того, что будущий закон по регулированию пользовательских Big Data, если он увидит свет, будет воспринят отраслью негативно, как, к сожалению, происходит с рядом законов, принятых без учета мнения участников рынка.

По мере развития информационных технологий в России растет объем массивов неструктурированных данных, развитие Big Data-решений, позволяющих работать с ними, дает возможность различным компаниям, некоммерческим организациям и государственным структурам использовать эти данные для своих нужд.

Эксперты отмечают, что развитие интернет-технологий в дальнейшем будет неразрывно связано со сбором, накоплением и обработкой больших объемов разрозненных и неструктурированных данных о пользователях, которые заинтересованные структуры (в первую очередь коммерческие) собирают в Сети, ведь владелец таких данных получает значительное преимущество перед конкурентами, потому что знает больше о своих потенциальных клиентах и может с большей точностью отслеживать тенденции и прогнозировать изменения.

Однако вопрос собственности на такие большие данные и проблема защиты этих данных остаются на сегодняшний день не решенными. С появлением больших пользовательских данных становится все очевиднее, что применять действующий закон о защите персональных данных к этому новому явлению не получится. Таким образом, назревает необходимость расширять закон "О персональных данных" или разрабатывать новый законопроект, регулирующий работу с большими пользовательскими данными.

Для решения проблемы с защитой больших пользовательских данных (геолокация, пользовательское поведение на различных сайтах и т.д.) к концу 2016 года рабочей группой под руководством помощника президента Игоря Щеголева (в эту группу вошли эксперты различных отраслей) будут определены подходы к регулированию таких данных, что в дальнейшем даст возможность начать работу над новым законопроектом.

По заверению экспертов, регулирование больших пользовательских данных необходимо для того, чтобы избежать различных рисков, с которыми могут столкнуться пользователи Интернета (нарушение приватности, вымогательство, шантаж и т.д.), компании (вывод из строя инфраструктуры, переманивание сотрудников и т.п.) и само государство (хакерские атаки на ИТ-инфраструктуру госорганов и другие угрозы).

Примечательно, что в работе над регулированием Big Data и больших пользовательских данных государство и отраслевое сообщество пока идут рука об руку, координируя свои действия. Например, на прошлой неделе состоялось первое открытое заседание рабочей группы по большим данным, организованной на базе Координационного центра доменов .ru/.рф (КЦ) при поддержке Института развития Интернета (ИРИ). На этом заседании эксперты из различных отраслей обсуждали задачи, которые стоят перед группой. Советник президента РФ, председатель совета ИРИ Герман Клименко тогда заявил, что главной задачей рабочей группы видит создание единой отраслевой позиции. По его словам, цель рабочей группы - договориться о единых понятиях, которыми будут оперировать различные игроки между собой. И, как отметил Герман Клименко, крайне важно, чтобы эти правила игры разрабатывались при участии тех, кто в дальнейшем непосредственно будет работать с большими данными.

Это действительно важно для того, чтобы избежать проблем, которые уже возникали не раз, когда законы принимались без учета мнения экспертов отрасли. Например, поправки к закону "О рекламе", которые запрещали размещать рекламу на "платных" каналах. Изначально эти поправки были приняты в ускоренном режиме Госдумой РФ и вступили в силу с 1 января 2015 года. Однако практически сразу закон потребовал доработок по причине того, что не учитывал всех аспектов регулируемой области и вызвал негативную реакцию со стороны отрасли. Уже 27 января 2015 года Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла поправки в этот документ, разрешающие рекламу на "платных" телеканалах, которые заполняют не менее 75% эфира отечественным контентом. 28 января эти изменения одобрил Совет Федерации, а в феврале 2016 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменения в ст.14 Федерального закона "О рекламе".

Также ярким примером отсутствия взаимодействия между властью и отраслевым сообществом служит антитеррористический "пакет Яровой", отдельные статьи которого касаются вопросов связи. Этот закон тоже был принят с поразительной быстротой и, по мнению игроков телеком- и интернет-отрасли, оказался сырым и нуждается в корректировках и дополнениях. Владимир Путин, одновременно с принятием "пакета Яровой", дал поручения правительству РФ, предусматривающие дальнейшую проработку отдельных положений закона и, при необходимости, внесение в него изменений. Однако, как ранее сообщила газета "Ведомости", подзаконные акты к "пакету Яровой", которые должны были появиться к началу ноября 2016 года, оказались не готовы в намеченный срок.

То, как реализуются подходы государства к вопросу регулирования Big Data и больших пользовательских данных, когда уже на начальном этапе проработки этих вопросов государственные деятели прислушиваются к мнению отрасли и привлекают экспертов, дает надежду на то, что в дальнейшем в этой области удастся избежать повторения ошибок и не придется спешно принимать уточнения к свежепринятым законам.