Новости / март 2017
МТС погружается в digital

© ComNews
22.03.2017

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) поставило новый акцент в стратегии развития: если ранее ее тремя составляющими были данные, дифференциация и дивиденды (3D), то теперь оператор вместо дифференциации делает акцент на диджитализации. Однако в компании признают, что бизнес, связанный с цифровыми проектами, менее предсказуемый, чем традиционный телеком, которым компания занимается уже много лет. Пока мобильный и фиксированный бизнес в России приносит группе МТС почти 80% выручки, и по итогам 2016 г. выручка оператора в РФ выросла на 2,4%, до 400 млрд руб. В будущем компания планирует замещать выручку от традиционных телеком-услуг доходами от цифровых сервисов, разработанных как самой МТС, так и ее партнерами.

Как напомнил президент МТС Андрей Дубовсков, МТС приняла стратегию в 2014 г. и, по его словам, достигла успехов. По данным Роскомнадзора, количество базовых станций оператора выросло с 98,2 тыс. в 2014 г. до 139,6 тыс. в 2016 г. Проникновение смартфонов среди абонентов МТС составляет 54%, а пользователями мобильного Интернета является 49% клиентов оператора. Причем 19% пользуются LTE-смартфонами, 45% - 3G-устройствами, а 36% - гаджетами, которые работают только в сетях 2G. "Мы достигли максимума в области данных. МТС владеет крупной транспортной сетью в РФ, мы впереди наших конкурентов по темпам строительства сетей 4G", - отметил Андрей Дубовсков. Под дифференциацией в МТС понимают развитие различных цифровых сервисов как внутри компании, так и в партнерстве с другими игроками, а также путем приобретения других телеком-операторов. По дивидендам МТС установила в начале 2016 г. целевой показатель доходности на уровне 25-26 руб. на одну обыкновенную акцию.

"МТС будет применять новый подход к стратегии 3D. Мы абстрагируемся от дифференцированного подхода, но не будем забывать о нем. Место дифференциации в нашей стратегии займет диджитализация. Мы становимся диджитал-компанией, хотим идти в сторону насыщения "трубы", передающей трафик, различными сервисами, разработанными как нами, так и нашими партнерами", - подчеркнул Андрей Дубовсков. Он отметил, что большая часть сотрудников МТС должна будет обладать знаниями в области ИТ, чтобы вне зависимости от функциональной направленности они могли "говорить на одном языке с коллегами из ИТ-сферы".

По его словам, МТС намерена активно разрабатывать продукты в таких областях, как финансовые сервисы, ОТТ, Big Data, системная интеграция, IoT и e-commerce. "Однако развивая наш основной телеком-бизнес, мы всегда понимали, что, построив базовую станцию в определенном месте, мы получим определенный доход, - пояснил Андрей Дубовсков. - А новый цифровой бизнес менее предсказуем, чем тот, которым мы давно занимаемся, в нем велика вариативность". Для иллюстрации этой мысли он напомнил, что МТС в 2016 г. открыла центр инноваций - подразделение, формирующее в компании новый подход к исследованию перспективных направлений развития бизнеса и последующему запуску продуктов. Как отметил президент МТС, работа центра показала, что из целого ряда инициатив по созданию инновационных сервисов хороший эффект могут дать немногие. Тем не менее оператор намерен постепенно замещать выручку от услуг мобильной и фиксированной связи доходами от новых цифровых приложений.

Как ранее сообщал ComNews, о движении в сторону цифровизации уже заявили "ВымпелКом", "МегаФон" и Tele2. В частности, Vimpelcom Ltd. обновил стратегию развития еще в 2015 г. Она ориентирована на цифровизацию рабочих процессов и предлагаемых клиентам телекоммуникационных услуг и сервисов. Недавно холдинг заявил о смене названия и юрлица на Veon - так называется и интернет-платформа, которую оператор запустил в IV квартале 2016 г. в Италии. До конца 2017 г. компания намерена запустить этот сервис и в России (см. новость ComNews от 28 февраля 2017 г.).

В феврале 2017 г. "МегаФон" закрыл сделку по приобретению 63,8% в капитале Mail.Ru Group Ltd. Как сообщал генеральный директор "МегаФона" Сергей Солдатенков, эта сделка позволит оператору сделать следующий шаг в реализации цифровой стратегии, в частности осуществлять стратегические совместные проекты - например, создание и продвижение специального предложения для цифровых абонентов VKMobile на базе социальной сети "ВКонтакте" (см. новость ComNews от 13 февраля 2017 г.).

Новая стратегия развития бизнеса Tele2, рассчитанная на 2017-2021 гг., тоже предусматривает выход оператора за пределы традиционной отрасли телекома. Как говорил гендиректор компании Сергей Эмдин, Tele2 будет предлагать не только услуги мобильной связи, но и цифровые сервисы для "удовлетворения ежедневных потребностей абонентов" (см. новость ComNews от 26 января 2017 г.).

Пока большую часть выручки группы МТС составляет мобильный и фиксированный бизнес в России. По итогам 2016 г. оператор заработал 435,7 млрд руб., из которых 400,6 млрд руб. составила выручка МТС в России. Если выручка группы выросла на 2,1% год к году, то выручка в РФ - на 2,4%. Скорректированный показатель OIBDA группы снизился на 4,4% год к году до 169 млрд руб., а маржа упала на 2,7 п.п. - до 38,8%. Чистая прибыль группы составила 48,5 млрд руб.

В России показатель OIBDA МТС упал на 1,5% год к году, до 162 млрд руб., а маржа снизилась на 1,6 п.п. до 40,6%. Чистая прибыль компании выросла на 1,5%, до 53,9 млрд руб. В структуре выручки МТС в России большую часть принесли мобильные (295 млрд руб.) и фиксированные услуги (61,2 млрд руб.). Однако темпы роста выручки от этих направлений - отрицательные (-0,4% и -0,7% соответственно). Положительные темпы роста показало направление системной интеграции: его выручка увеличилась с 1,1 млрд руб. в 2015 г. до 5,6 млрд руб. в 2016 г.

Кроме того, доходы от продажи оборудования МТС выросли на 23% и составили по итогам прошлого года 49,6 млрд руб. В IV квартале 2016 г. количество салонов МТС составляло более 6 тыс. В I квартале 2017 г. оператор планирует уменьшить количество магазинов до 5,7 тыс. Как отметил вице-президент МТС по продажам и обслуживанию Кирилл Дмитриев, у оператора избыточное количество розницы, которое стало ответом на вызовы рынка и расторжение контракта со "Связным". "За счет агрессивного развития розничной сети мы нивелировали негативный эффект. В будущем количество салонов уменьшится", - отметил он.

На взгляд аналитика ГК "Финам" Тимура Нигматуллина, оператор представил неплохие относительно среднерыночной динамики квартальные результаты. Если говорить непосредственно о российском подразделении МТС, то его совокупная выручка за IV квартал прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. прибавила 1,2%, против снижения у "МегаФона" в РФ на 0,8% и у "ВымпелКома" - на 1,8%.

"Выручка оказалась немного ниже наших ожиданий, мы полагали, что динамика роста выручки все-таки немного превысит 3% в год. Выручку МТС в текущем году "подкосил" роуминг, так как из-за конкуренции и активности ФАС корпорация была вынуждена сильно снизить цены на роуминг", - говорит заместитель директора аналитического департамента "Альпари" Наталья Мильчакова.

В 2017 г. МТС ожидает динамику выручки в диапазоне от -2% до +2%. Наталья Мильчакова считает это консервативным прогнозом. МТС связывает такой прогноз с конкуренцией в ритейле и тарифной политике, планируемым объемом продаж с учетом оптимизации ритейла, а также с волатильностью курсов валют по отношению к российскому рублю. Напомним, в 2016 г. МТС прогнозировала рост выручки группы на уровне более 4%.