© ComNews
27.03.2017

За первые пять месяцев после запуска на массовом рынке нового финансового продукта от ПАО "МегаФон" - банковской карты, счет которой привязан к счету мобильного телефона - в целом по России "МегаФон" уже выдал около 400 тыс. карт. При этом лидирующими регионами по количеству абонентов, получивших банковские карты "МегаФона", стали Москва и Петербург.

О том, что "МегаФон" в период с августа по декабрь 2016 г. выдал около 400 тыс. банковских карт, корреспонденту ComNews сообщили в пресс-службе головного офиса оператора.

В "МегаФоне" отметили, что оборот по всем банковским картам "МегаФона" в 2016 г. составил около 2 млрд руб., а средний объем операций по карте в месяц составляет 11,3 тыс. руб.

Москва и Петербург являются лидерами среди регионов по количеству абонентов, получивших банковские карты "МегаФона". "Соответственно, Северо-Запад - в лидерах", - уточнили в пресс-службе оператора.

Как рассказал руководитель по новым услугам Северо-Западного филиала "МегаФона" Роман Рудаков в ходе мероприятия, посвященного подведению итогов года, на Северо-Западе за первые пять месяцев с момента появления нового продукта абоненты получили около 65 тыс. карт. Оборот по картам в Северо-Западном филиале "МегаФона" составил порядка 660 млн руб.

"Потенциал роста у банковских карт в России еще есть. Для сравнения, в США на одного жителя приходится около четырех банковских карт, в России мы еще даже не дошли до показателя в две банковские карты на одного жителя. Соответственно, мы видим потенциал и активно развиваем этот сервис", - сказал Роман Рудаков.

Он также привел данные о том, как держатели банковской карты "МегаФон" на Северо-Западе используют ее. По данным Романа Рудакова, 9% используют карту для снятия наличных, 3% - для переводов на другие банковские и электронные карты. При этом 88% держателей применяют банковскую карту "МегаФона" для оплаты товаров и услуг. "Мы видим, что наша карта используется как полноценный финансовый инструмент. Абоненты в основном применяют карту для оплаты товаров и услуг, то есть по прямому ее назначению", - отметил Роман Рудаков.

Напомним, что новый финансовый продукт - банковскую карту, счет которой привязан к счету мобильного телефона - "МегаФон" вывел на рынок в августе 2016 г. Партнерами "МегаФона" по проекту выступили ООО "Банк Раунд" (ранее - Ферробанк) и американская платежная система MasterCard. (см. новость ComNews от 24 августа 2016 г.).

В пресс-службе головного офиса "МегаФона" корреспонденту ComNews рассказали, что в планах компании в 2017 г. - преодолеть планку в 1 млн по количеству выданных карт.

Развитие финансовых продуктов, в том числе и банковских карт, - актуальное направление для всех игроков "большой четверки".

Как отметил в беседе с корреспондентом ComNews пресс-секретарь ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников, с 2011 г. по настоящий момент пользователи получили более 3,5 млн карт "МТС Деньги", из которых около 360 тыс. - это карты "МТС Smart Деньги". Напомним, что этот продукт, предназначенный для абонентов тарифных планов линейки Smart, МТС запустила в июне 2016 г. (см. новость ComNews от 15 июня 2016 г.).

"Пользование картами "МТС Деньги", как и другими финансовыми услугами МТС, повышает лояльность абонентов, стимулирует потребление услуг связи, особенно при применении карт "МТС Smart Деньги", которые позволяют получить бесплатную связь МТС при совершении покупок или хранении средств на счете", - отметил Дмитрий Солодовников

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") выпускает карты "Билайн" MasterCard. Как рассказала пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева, на данный момент выпущено уже более 900 тыс. карт по всей России. "Выручка по карте "Билайн" MasterCard увеличилась в IV квартале 2016 г. по сравнению с III кварталом на 22%. Вообще, это полноценный расчетный продукт, по многим параметрам - лучший в своей категории на рынке. Собственно, на рынке появилась карта-маркетплейс, когда в одном куске пластика клиент получает набор лучших предложений от различных банков. А банки, в свою очередь, с удовольствием "дотягиваются" с помощью этой карты до многомиллионной базы клиентов "Билайна", - отметила Анна Айбашева. 

Еще один из операторов "большой четверки" - ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2) - сравнительно недавно вывел на рынок новый карточный продукт. Речь идет о картах, которые оператор выпускает в партнерстве с банками под общим брендом "Другие правила". Об этом проекте было объявлено в январе текущего года (см. новость ComNews от 26 января 2017 г.).

Пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина отметила, что сейчас карту "Другие правила" эмитирует Touch Bank и в день поступает несколько тысяч заявок на получение карты.

"Финансовые сервисы являются драйверами развития бизнеса Tele2. Они стимулируют абонентов активнее пользоваться услугами оператора, а также способствуют повышению лояльности к бренду. В этом году к проекту подключатся еще несколько банков", - рассказала Ольга Галушина.

Представители традиционных банковских организаций, хоть и отдают должное активности операторов в области финансовых сервисов, но серьезной конкуренции с ними не опасаются.

Вице-президент, начальник управления кредитных карт банка ВТБ24 Александр Бородкин в беседе с корреспондентом ComNews отметил: "На текущий момент сотовые операторы имеют широкую клиентскую базу, по которой могут продавать продукты. Кроме того, компании обладают обширными знаниями о клиенте, что позволяет им сформировать правильное предложение или оценить его кредитоспособность. Тем не менее серьезных конкурентов в лице операторов мы в настоящее время не видим".   

По словам начальника управления розничных продуктов банка ВТБ Сергея Ситина, основными игроками на рынке кредитования являются банки. "Хотя операторы сотовой связи обладают большим количеством клиентов и тесной связью с ними, для них этот бизнес непрофильный, им придется убедить своих клиентов, что они могут оказывать банковские услуги", - отметил он.

Как отметил директор департамента по развитию кредитных банковских продуктов "Ренессанс Кредит" Дмитрий Курганов, разумеется, сотовые компании становятся прямыми конкурентами банкам, однако не полными. "Например, предоставлять кредитные продукты мобильные операторы не могут. Для этого им все равно нужно взаимодействовать с банками. А такое взаимодействие для кредитной организации является тем же каналом привлечения новых клиентов", - подчеркнул он.

Председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов отметил, что карточные продукты операторов способствуют повышению конкуренции. "У сотовых операторов есть важное конкурентное преимущество - физическое присутствие даже в удаленных регионах. Поэтому они используют существующую сеть офисов как канал дистрибуции. Это относится в первую очередь именно к карточным продуктам. В сегменте более традиционных финансовых продуктов - кредитов, депозитов - сотовые операторы менее активны: здесь нужны очень специфические компетенции. Поэтому они в тех же салонах оказывают услуги по пополнению счетов, погашению займов и т.д., но уже в интересах сторонних банков", - отметил Виктор Достов.

"Несмотря на заметные отличия в тарифах и прочих параметрах, проникновение пользователей операторских карточных продуктов в абонентских базах "тройки" вполне сопоставимо. Очевидно, что операторы не спешат излишне форсировать развитие сегмента, анализируя бизнес-процессы и оценивая для себя риски и окупаемость экспансии. Скорее всего, текущее состояние рынка сохранится в ближайший год-два. Как бы то ни было, в России карточные продукты имеют значительный потенциал для развития. Сейчас доля карточных платежей не превышает 7%, против 20-25% в развивающихся странах", - поделился прогнозом финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин.

По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, проникновение финансовых услуг у операторов пока низкое. "Они немного опоздали с этим, их опередили традиционные банки и финансовые компании - "Яндекс.Деньги", Qiwi и др. Лидерами могут стать те операторы, у которых больше абонентская база, но поскольку количество абонентов растет медленно, а доходы от финансовых услуг пока исчисляются единицами и десятками миллионов рублей - на фоне десятков миллиардов выручки, - бороться за лидерство не имеет смысла. Значимый уровень дохода финансовые услуги будут приносить еще не скоро", - отметил Георгий Ващенко.  

Виктор Достов напомнил корреспонденту ComNews, что согласно данным Банка России (Центробанка), по итогам 2016 г. у российских граждан было 254,8 млн банковских карт (примерно 1,5 карты на душу населения). В последние несколько лет количество карт растет примерно на 4-7% в год. Но, по словам Виктора Достова, традиционно распространение карт отстает от их реального использования. По статистике, чуть больше половины объема операций по картам составляет снятие наличных.

Виктор Достов отмечает, что важно не количество выпущенных карт, а то, насколько ими активно пользуются потребители. "Ведь можно выдать клиенту карту, но она будет лежать на полке и никакого дохода эмитенту не принесет. По статистике Банка России, в среднем по каждой карте в России совершается платежей на 27 тыс. руб. в квартал. У сотовых операторов этот показатель в разы меньше. Поэтому кобрендинговые карты сотовых операторов, наверное, не заменят традиционные карточные продукты, но в некоторых нишах могут их дополнить", - резюмирует он.