© ComNews
19.04.2017

Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB, представил "Цифровой индекс Иванова", который разработан для оценки уровня проникновения цифровых технологий в РФ. Значение первого "Цифрового индекса Иванова" составило 51%, что, как заметили в Sberbank CIB, отражает некий переломный момент в проникновении цифровых технологий в жизнь россиян. Эксперты телеком-рынка неоднозначно восприняли показатели "Цифрового индекса Иванова".

"Цифровой индекс Иванова" был разработан Sberbank Investment Research в партнерстве с компанией Kantar TNS в качестве дополнения к уже используемому Сбербанком "Потребительскому индексу Иванова". За основу "Цифрового индекса Иванова" были взяты ответы около 2,4 тыс. респондентов (банк назвал их "Иванов"), которые были опрошены по телефону. Среднестатистический возраст опрошенных - от 14 до 64 лет. Сбор данных для "Цифрового индекса Иванова" проводился с 5 по 23 декабря 2016 г.

Как сообщили в Сбербанке, этот индекс призван оценивать уровень проникновения цифровых технологий в жизнь россиян. Еще он должен помочь определить наиболее перспективные направления и их дальнейшее развитие. "Цифровой индекс Иванова" состоит из пяти блоков. Первый блок называется "Доступ в Интернет" (отражает минимально необходимые условия для пользования цифровыми технологиями, включая наличие фиксированного и мобильного доступа в Сеть, скорость соединения и экономическую доступность), второй - "Человеческий капитал" (отражает багаж знаний и опыта россиян в интернет-среде). Третий блок носит название "Пользование Интернетом" (показывает, насколько активно россияне пользуются Сетью), четвертый - "Коммерческие сервисы" (отражает пользование Интернетом для приобретения товаров или услуг, финансовые и банковские операции онлайн и т.д.) и пятый - "Электронное правительство" (характеризует уровень развития государственных онлайн-услуг в РФ).

По данным Sberbank CIB, значение первого "Цифрового индекса Иванова" составило 51%. В Sberbank CIB заметили, что это значение отражает некий переломный момент в проникновении цифровых технологий в жизнь россиян. "С одной стороны, уже многие из них имеют техническую возможность и компьютерную грамотность, попробовали те или иные цифровые услуги и пользуются ими, с другой - все еще есть большой потенциал роста и проникновения технологий", - сообщили в Сбербанке.

Согласно этому индексу, самое высокое значение показали блоки "Электронное правительство" (61%) и "Доступ в Интернет" (58%). Наибольший потенциал роста продемонстрировали такие блоки, как "Платные сервисы" (40%) и "Человеческий капитал" (45%).

85% респондентов пользуются Интернетом. 76% опрошенных пользуются именно проводным Интернетом, 63% - мобильным, 54% - обоими видами доступа в Сеть. Тем не менее большинство респондентов предпочитают в офлайне покупать непродовольственные товары, общаться с друзьями и знакомыми, заказывать такси. 26% интернет-пользователей в России хотя бы раз в неделю делятся мыслями и знаниями или медиаконтентом в Интернете.

В Sberbank CIB заметили, что Россия пока на полпути к достижению максимального уровня использования Интернета для целей общения, потребления контента, получения новостей и чтения газет. 93% пользователей Интернета используют еженедельно различные сервисы для онлайн-коммуникации (электронная почта, социальные сети, мессенджеры). "Проникновение чтения газет и журналов онлайн среди интернет-пользователей России составляет 64% - наравне с США, меньше, чем в Германии и Великобритании. Музыку и видео 62% интернет-пользователей слушают и смотрят не скачивая", - отметили в Сбербанке.

Согласно "Цифровому индексу Иванова", 63% интернет-пользователей прибегают к услугам мобильного или онлайн-банка минимум раз в месяц, а 76% - хотя бы иногда. 57% пользователей совершают покупки товаров и услуг в онлайне. В Sberbank CIB отметили, что при этом государственные онлайн-услуги - наиболее развитая сфера цифровой экономики в России среди рассмотренных в индексе. В целом по стране 64% интернет-пользователей за последний год получали какие-либо госуслуги онлайн.

В Sberbank CIB ожидают, что одними из драйверов роста "Цифрового индекса Иванова" и, соответственно, проникновения технологий в жизнь россиян будут увеличение интенсивности использования мобильного Интернета и мобильных сервисов, а также постепенное перетекание различных повседневных занятий в онлайн и более активная жизнь в онлайне с ростом доверия к цифровой среде.

"Запуск нового digital-ориентированного продукта Sberbank Investment Research отражает растущую роль сектора "новой экономики" и наше стремление предлагать клиентам самые инновационные продукты и услуги", - сказал член правления, старший вице-президент Сбербанка, соруководитель Sberbank CIB Александр Базаров. По его словам, новый индекс будет рассчитываться и публиковаться регулярно, а в дальнейшем, возможно, будет распространен и на другие страны.

"Судя по заявленной цели исследования, данный индекс был призван оценить уровень проникновения цифровых технологий в жизнь россиян. Однако если посмотреть на саму методику расчета, то мы увидим, что за основу были взяты данные телефонного опроса примерно 2,4 тыс. респондентов. Глубоко убеждена, что при формировании индекса цифровизации, как минимум, необходимо использовать те самые цифровые технологии, о которых идет речь в исследовании. Тем более что Интернет сегодня позволяет легко и быстро проводить масштабные исследования, учитывая процедуру идентификации пользователя с достаточной точностью могут быть определены геолокация пользователей, возраст, гендерные признаки и многие другие параметры", - ответила ComNews заместитель директора Института развития Интернета (ИРИ) Екатерина Лобанова.  

Екатерина Лобанова добавила, что, по сути, в исследовании Sberbank CIB была проведена классическая фокус-группа, тогда как цифровые технологии и их проникновение могут быть измерены количественно и с высоким уровнем достоверности. По ее словам, сам индекс цифровизации, основанный на старых методиках, внушает большие сомнения в адекватности и релевантности представленных оценок. "Думаю, многим захочется увидеть максимально прозрачную методику расчета данного индекса, основанную на программируемых алгоритмах, в основе которых лежит массив реальных данных пользовательского опыта, а не мнение незначительного числа опрошенных респондентов", - заключила Екатерина Лобанова.

"Авторы исследования заявляют, что блок "Человеческий капитал" отражает багаж знаний и опыта, уровень продвинутости в интернет-среде, который может быть обусловлен образованием и сферой занятости. Однако перечень замеряемых показателей - образования в области ИТ, занятости в ИТ-сфере, среднесуточного пользования мобильным Интернетом, соотношения онлайн- и офлайн-активностей, среднесуточного пользования фиксированным Интернетом, - а следовательно, и выводы исследования являются недостаточными", - заметил в беседе с ComNews директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников.

Он сказал, что исследователями упущен вклад цифровых компетенций - знаний и навыков эффективного пользования технологиями рядовых пользователей Рунета. "Уровень цифровых компетенций является комплексным показателем, который не может быть сведен только к уровню образования и профессиональной области, поскольку цифровыми технологиями в повседневной жизни пользуется большая часть населения России", - прокомментировал Сергей Гребенников.

При этом Сергей Гребенников отметил актуальность и своевременность этого исследования, а также возможный вклад его результатов в развитие цифровой экономики страны.

Аналитику группы компаний "Финам" Леониду Делицыну сложно назвать подобную работу исследовательской. Он отнес бы ее к компиляции и форматированию известных фактов. Он полагает, что, скорее всего, никто, кроме аналитиков Сбербанка, не сможет использовать итоговые показатели "Цифрового индекса Иванова", потому что для этого требуется знать исходные, сырые данные и уметь считать эти индексы. По его мнению, сырые данные стоят дорого, и, наверное, кроме как Сбербанк почти никто не в состоянии себе позволить их приобрести. Леонид Делицын считает, что использовать этот индекс для пиара самих исследований Сбербанка желающие вряд ли найдутся.

Сочувствуя индустрии, аналитик не может согласиться с вдохновляющим выводом о том, что "многие уже попробовали, но потенциал еще велик". "Пиар индустрии нужен, и пиар со стороны крупнейшего банка ей не повредит. Индексов разрабатывается великое множество, и еще никто не показал примера, чтобы от них был какой-нибудь толк. Аналитики Международного Союза Электросвязи (МСЭ) и Всемирного банка, как правило, радуют читателей своих отчетов "историями успеха" различных микроскопических стран, которые быстро меняют свои позиции в рейтингах, хвалят эти страны и советуют крупным странам брать с них пример - что абсолютно бесполезно, - рассказал корреспонденту ComNews Леонид Делицын. - Подобный вдохновляющий индекс года два пытался разработать ИРИ, но, по-видимому, так и не нашел, кого нагрузить этой общественной работой. Сбербанк преуспел больше, и будем надеяться, что в период, когда президент страны провозгласил курс на цифровую экономику, менее расторопные коллеги высоко оценят проделанную аналитиками банка работу".

Как заявил Сергей Гребенников, интернет-индустрия - самый активный и развивающийся сегмент экономики страны. По его словам, за последние несколько лет рынок вышел в лидеры по целому ряду направлений и показателей в Европе: самая большая аудитория, самые крупные компании, самый активный сегмент рекламы, четвертое место по объему инвестиций и пятое - по обороту электронной торговли. "При этом, в отличие от большинства европейских стран, Рунет имеет серьезный запас роста по всем названным позициям и многим другим направлениям инновационной экономики страны. Цифровая грамотность населения - не исключение", - отметил Сергей Гребенников.

На его взгляд, результаты бизнеса в Рунете сегодня напрямую зависят от активности пользователей. Как считает Сергей Гребенников, создание полезных и качественных продуктов не является единственным показателем успешности. По его мнению, важно, чтобы ими хотели и легко могли пользоваться люди.

"Уже сейчас бизнес стал самостоятельно обучать своих клиентов правильному и безопасному пользованию Интернетом, но все еще есть те, кто остается в стороне от технологий", - резюмировал Сергей Гребенников.