Мария Андреева
© ComNews
19.05.2017

Вчера, 18 мая 2017 г., Арбитражный суд Московского округа принял решение оставить без изменений решение суда первой инстанции и без удовлетворения кассационную жалобу ПАО "МегаФон" в иске против Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС). Оператор оспаривал выводы ФАС, которая отклонила жалобы "МегаФона" о контракте Минкомсвязи с ПАО "Ростелеком".

Информация об оставлении кассационной жалобы "МегаФона" без удовлетворения размещена в каталоге арбитражных дел "Электронное правосудие".

Напомним, что в прошлом году "МегаФон" подал жалобу в ФАС, в которой оспаривал контракты "Ростелекома" с 12 ведомствами и Минкомсвязи на 2016 г. По этим контрактам "Ростелеком" был выбран единственным поставщиком услуг по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства (ИЭП).

Как следует из материалов дела, "МегаФон" обратился в ФАС России с заявлением о нарушении со стороны Минкомсвязи России и "Ростелекома" Федерального закона №135 "О защите конкуренции" и Федерального закона №44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако в апреле 2016 г. ФАС отклонила жалобу "МегаФона". После этого оператор подал иск в суд.

Так, в сентябре 2016 г. компания направила жалобу в Арбитражный суд Москвы. 8 ноября 2016 г. Арбитражный суд Москвы отклонил соответствующую жалобу "МегаФона". "МегаФон" обратился в апелляционную инстанцию, и в январе 2017 г. Арбитражный суд оставил без изменения решение, принятое 8 ноября 2016 г., а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Компания подала кассационную жалобу, и в апреле 2017 г. она была принята к производству.

Вчера Арбитражный суд Московского округа принял решение оставить без изменений решение суда первой инстанции и без удовлетворения кассационную жалобу "МегаФона" в иске против ФАС.

В пресс-службе "Ростелекома" корреспонденту ComNews вчера сказали, что компания не считает претензии "МегаФона" обоснованными, что и подтверждено решениями судов.

Сам "МегаФон" и ФАС не предоставили комментариев по этому делу.  

По мнению управляющего партнера юридической фирмы Axis pravo Алексея Сулина, следующим шагом "МегаФона" может стать обращение с кассационной жалобой в Верховный суд. Однако это не означает, что жалоба будет автоматически рассмотрена по существу. Порядок рассмотрения жалоб в Верховном суде отличается от рассмотрения дела в первых трех инстанциях.

"Верховный суд имеет некоторый фильтр. При поступлении кассационной жалобы судья Верховного суда единолично и без вызова сторон изучает дело, в результате чего выносит одно из двух определений: либо о передаче дела на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда, либо об отказе в такой передаче. В последнем случае это фактически означает исчерпание прав на судебную защиту по данному делу, так как дальше обращаться некуда. Если же судья примет решение о передаче дела в Судебную коллегию, дело будет рассмотрено коллегиально, и в этом случае еще остается шанс на то, что Верховный суд отменит судебные акты судов нижестоящих инстанций", - пояснил вчера корреспонденту ComNews Алексей Сулин.

Однако, добавил он, учитывая обстоятельства дела, вероятность того, что постановление будет принято в пользу "МегаФона", является не слишком высокой.

По словам основателя и старшего партнера юридической компании "Катков и партнеры" Павла Каткова, кассационная инстанция - это еще не конец, и у оператора есть шанс побороться. При этом он отметил, что оценивать шансы истца здесь сложно. "Но пока не исчерпаны все процессуальные возможности, предусмотренные АПК РФ, опускать руки рано", - резюмировал юрист.

Независимый эксперт, адвокат Александр Титов предположил, что в данной ситуации попадание дела в Верховный суд РФ для пересмотра маловероятно. "Судебные акты опираются на распоряжения и постановление правительства, которые в установленном порядке не оспорены. Таким образом, дальнейшая защита интересов "МегаФона" может лежать в направлении оспаривания именно правительственных актов", - заключил он.

Напомним, "Ростелеком" является единственным исполнителем работ по эксплуатации ИЭП с 2009 г., когда было выпущено соответствующее распоряжение правительства.

Как ранее отмечалось в сообщении Счетной палаты, цены государственных контрактов, заключенных Минкомсвязи с "Ростелекомом" в 2015 г. и 2016 г. были завышены (см. новость ComNews от 12 июля 2016 г.). Напомним, в конце марта 2015 г. "Ростелеком" подписал контракт с Минкомсвязи РФ на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства на 2015 г. Сумма контракта составила 2,035 млрд руб. В декабре 2015 г. Минкомсвязи РФ подписало с "Ростелекомом" контракт на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства на 2016 г. Сумма договора составила 2,034 млрд руб. (см. новость ComNews от 9 марта 2016 г.). Сумма аналогичного контракта на 2017 г. составила 1,8 млрд руб.

В сообщении Счетной палаты также отмечалось, что первоочередные мероприятия по созданию и развитию электронного правительства осуществлялись в рамках ФЦП "Электронная Россия". За весь период действия ФЦП (с 2002 г. по 2010 г.) объем средств, направленных на ее реализацию, составил 20,8 млрд руб., в том числе из федерального бюджета - 19,4 млрд руб. К моменту завершения реализации ФЦП "Электронная Россия" были разработаны и функционировали ключевые элементы инфраструктуры электронного правительства.

С 2011 г. развитие электронного правительства продолжилось в рамках государственной программы "Информационное общество". С 2011 г. по 2015 г. на развитие и эксплуатацию электронного правительства было направлено 11,3 млрд руб. без привлечения внебюджетных источников.