Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
21.08.2017

На прошлой неделе государство в очередной раз предложило способ защиты критической инфраструктуры российского сегмента Интернета от вмешательств из-за рубежа. Однако законопроект Минкомсвязи о регулировании российского национального сегмента сети Интернет вызвал замечания у игроков рынка. Государство можно и нужно понять в стремлении защитить границы Рунета и его инфраструктуру, однако ему стоит учитывать интересы бизнеса и дорабатывать проект закона для того, чтобы избежать той неопределенности, которая, например, происходит в связи с подготовкой к реализации закона Яровой.

Контроль критической инфраструктуры Интернета - тема государственного значения. Обсуждать эту тему в России начали давно. Глава Минкомсвязи регулярно повторяет, что сеть Интернет управляется извне, и так происходит не только в России, но и по всему миру. Критическая инфраструктура Сети, в частности DNS (Domain Name System, система доменных имен), находится под управлением ICANN - корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами. И хотя с 1 октября 2016 года ICANN больше не находится под надзором правительства США, а мировое интернет-сообщество продолжает обсуждать и одобрять модель многостороннего управления Интернетом, полностью неподконтрольной ICANN назвать нельзя.

Более того, кибервойны давно стали реальностью. Через Интернет можно получить доступ к информационным системам или же вовсе их уничтожить. Последствия могут быть страшными: представить себе работу какого-либо предприятия или госоргана без Интернета сегодня сложно. Тем временем угроза отключения от Интернета витает в воздухе, хотя это и кажется невозможным.

Поэтому в России идея дублирования критической инфраструктуры Интернета продолжает обретать более четкие очертания. Хотя эти очертания могут напугать. С одной стороны, российские власти хотят, чтобы Интернет в России работал даже в условиях любых "санкционных выдумок". Минкомсвязи в своем законопроекте предлагает замыкать национальный трафик внутри страны, создавать средства контроля и управления трафиком на территории России и устранять возможные вмешательства в работу Интернета из-за рубежа.

С другой стороны, законопроект Минкомсвязи вызывает опасения у бизнес-сообщества. Формулировки пока не точны и закон допускает различные трактовки, из-за этого не ясен спектр компаний, которые попадут под действие этого документа. Ясно только одно: после принятия законопроекта у всех будет полгода, чтобы привести свою деятельность в соответствие с документом.

Среди интернет- и телеком-компаний растет напряжение и неопределенность по поводу своего будущего. Напомню, как скоропалительно принимался закон Яровой и как теперь государство только пытается определить, сколько средств понадобится на его реализацию, какой объем информации хранить, сколько места в дата-центрах для этого нужно. Тем временем на горизонте замаячил новый законопроект, который в нынешней мировой политической ситуации обретает повышенную важность.

В данном случае для государства и отрасли встает задача заранее обдумать и просчитать все нюансы законопроекта, чтобы не получилось так, как с "пакетом Яровой". То был, надеюсь, урок для государства: непродуманный и нечеткий закон все еще не начал работать, а та сила, против которой он направлен, до сих пор живет и развивается. А зачем тратить время на неработающий закон - непонятно.

В случае с законопроектом о контроле над критической инфраструктурой Интернета - государству и отрасли как никогда важно найти разумный баланс интересов. На прошлой неделе началось публичное обсуждение законопроекта. Время на выражение своей позиции у игроков отрасли есть - до 11 сентября продлится это обсуждение. Учитывая уроки прошлого, можно предположить, что и государству, и отрасли, вероятно, стало понятнее, как искать правильное решение еще одной важной проблемы и что правильный путь - не всегда самый быстрый.