Мария Андреева
© ComNews
08.09.2017

"Яндекс" и Политехнический музей запускают проект "Большой музей". Это технологическая платформа, позволяющая разным музеям создавать сайты и приложения, а также материалы для них - мультимедийные туры, галереи, статьи и т.д. До весны 2018 г. у участников проекта будет возможность бесплатно создать свои сайты и приложения. Впоследствии использование платформы станет платным.

Как уточнил корреспонденту ComNews директор "Большого музея" Константин Чернозатонский, инициатором создания такого проекта выступил Политехнический музей. Политехнический музей понял, что донести до людей знания, просто показывая экспонаты, будет трудно. Чтобы найти эффективное решение, Политехнический музей обратился в "Яндекс". "Яндексу" идея создать "Большой музей" показалась универсальной", - сказал Константин Чернозатонский.

"В последние годы в Политехе идет модернизация, но главная задача остается все той же - просвещение, распространение знаний всеми возможными способами", - сказала директор Политехнического музея Юлия Шахновская.

По ее словам, Политех старается все проекты представлять в Сети и много работает с "Яндексом". "В этом сотрудничестве и родилась идея межмузейной платформы, которая позволила бы не только Политеху, но и другим музеям популяризировать знания. Мы надеемся, что благодаря "Большому музею" совместная просветительская работа станет гораздо проще", - отметила Юлия Шахновская.

Говоря о стоимости проекта, директор "Большого музея" отметил, что четких цифр нет, но сумма небольшая. Константин Чернозатонский подчеркнул, что "Большой музей" - это автономная некоммерческая организация, не планирующая извлекать прибыль из этого проекта.

Он сказал, что до конца текущего года платформа "Большой музей" будет проходить тестирование. "Пилотными версиями "Большого музея" станут проекты Политехнического музея, Третьяковской галереи и Музея истории ГУЛАГа. Кроме того, на платформе "Большого музея" уже в сентябре появится приложение 7-й Московской биеннале современного искусства", - прокомментировал Константин Чернозатонский.

Корреспонденту ComNews он уточнил, что после запуска к платформе смогут присоединиться и другие музеи: до весны 2018 г. у участников проекта будет возможность бесплатно создать свои сайты и приложения, а также получить консультации по организации данных и подготовке мультимедийных материалов. "Впоследствии использование платформы станет платным, но "Большой музей" будет стараться сделать участие в проекте доступным любому музею, в том числе за счет помощи в привлечении грантов", - добавил Константин Чернозатонский. До конца 2018 г. "Большой музей" планирует привлечь 20-30 музеев к платформе.

Он отметил, что в настоящий момент "Яндекс" и "Большой музей" формируют ценовые тарифы для музеев. Константин Чернозатонский уточнил, что в дальнейшем стоимость будет сопоставима с бюджетом музея. При этом чем будет больше музеев на платформе, тем ниже будут цены.

"Большой музей" - это не просто конструктор сайтов и приложений - это способ рассказывать истории. Он открывает новые возможности для того, чтобы работать с аудиторией и делиться знаниями, как в Интернете, так и в самом музее. Вместе с Политехом мы придумали, как структурировать информацию, накопленную музеями, чтобы собирать из разных элементов увлекательные рассказы", - сказал Дмитрий Степанов, директор "Яндекса" по маркетингу и руководитель программы "Издательство Яндекса", в рамках которой будет развиваться "Большой музей".

Представитель "Большого музея" пояснил, что с помощью платформы для каждого предмета из собрания музея, например картины "Петроградская мадонна", можно создать карточку с изображением и описанием. Свои карточки будут и у автора, Кузьмы Петрова-Водкина, и у ключевых понятий, связанных с экспонатом, например у символизма. Из таких карточек можно собрать галерею для сайта, чтобы представить готовящуюся выставку. Их можно использовать в статье о недавней экспозиции или в образовательном онлайн-курсе.

На взгляд финансового аналитика группы компаний "Финам" Леонида Делицына, подобный проект может иметь смысл для "Яндекса" только как благотворительный.

"Потенциальная выручка от продажи софта не составит и десятых долей процента общего заработка "Яндекса". Более того, создатели платформ обычно зарабатывают не на их продаже, а на их внедрении и на разработке решений на их основе, в некоторых случаях - на лицензионных отчислениях", - сказал аналитик.

Леонид Делицын отметил, что идти во внедренческую нишу "Яндексу" невыгодно - это не его бизнес, и заниматься разработкой решений для отдельных музеев поисковик не станет. Он предположил, что платформа, скорее всего, будет использоваться только самыми крупными и обеспеченными музеями.