Казимир Войткевич, руководитель группы компаний "Интертакс"
Казимир Войткевич,
руководитель группы компаний "Интертакс"
23.10.2017

Спутниковая связь проходит интересный период развития: с увеличением полосы пропускания и расширением зоны охвата, она сама по себе все менее востребована. Объяснение простое: доступность услуги открывает рынок новым категориям потребителей, которых не интересуют персональные кусочки транспондера и даже выделенные каналы. Им нужна возможность зайти "ВКонтакт" и Instagram за приемлемую абонплату. Без удовлетворения потребностей таких абонентов никак не получается устранить цифровое неравенство на светлом пути к цифровизации экономики, о которой изрядная часть сограждан до сих пор просто не знает.

Меняется потребительское поведение и средства доставки услуги. Не каждый житель заполярного поселка или дальневосточной деревушки может позволить себе отдельный спутниковый модем, зато в каждом ноутбуке или смартфоне нынче присутствует возможность подключиться к Wi‑Fi. Казалось бы, чего проще для оператора – ​устанавливай на сельсовете спутниковую станцию Ka-диапазона, подключай к ней точку доступа и раздавай по поселку недорогие абонентские Wi‑Fi-роутеры. Или, например, поставь небольшой FM-передатчик и транслируй на него через спутник любую популярную радиостанцию, чтобы жители могли использовать недорогое устройство для ее приема.

Ан нет! Законодатель предписывает сначала получить частотное присвоение на конкретный передатчик и только после оформления всех необходимых разрешений (на что уходит примерно год) оказывать услугу. Речь, например, об установке передатчика в поселке на 100 дворов за пятьсот верст от железной дороги и за пару сотен – ​от ближайшего аэродрома. Разумеется, чаще всего заинтересованные лица обходятся волшебной формулой: "Высота подвеса ниже 10 метров, эффективная мощность меньше 100 милливатт", – ​или вовсе ничего не сообщают регулятору, обращая удаленность объекта в свою пользу. Так или иначе, нормальной эту ситуацию не назовешь.

Понятно, что декларации об устранении цифрового неравенства не предполагают автоматического наступления всеобщего благоденствия, как минимум по экономическим причинам. Но почему бы законодателю не устранить очевидные юридические препятствия, вынуждающие спутниковых операторов, оказывающих услугу коллективного доступа, выкручиваться сомнительными способами? Есть льготное оформление для базовых станций сотовой связи, для персональных спутниковых терминалов. Что мешает упростить его и для точек коллективного доступа в удаленных населенных пунктах?

Да, их жители приносят очень маленькие деньги, как оператору в виде абонентской платы, так и государству в виде налогов. Но тут уж регулятору решать, что выгоднее – ​упростить процедуры частотных присвоений для компаний, готовых за свой счет обеспечивать население связью, или тратить громадные деньги на реализацию федеральных целевых программ, действие которых на по-настоящему проблемные поселки фактически не распространяется. Можно еще вспомнить и о предстоящих выборах (в небольших и чаще всего изрядно удаленных поселках проживает 10 % населения страны), и о стратегическом проекте по освоению Арктики (предполагающем увеличение именно малых поселений в заполярной зоне).

Так или иначе, существует масса мест, где совсем невыгодно прокладывать оптику и размещать базовые станции сотовой связи, но люди там живут и планируют жить дальше, справедливо желая находиться в одном информационном поле с остальными согражданами. А современное развитие спутниковых технологий дает возможность оказывать им рентабельные услуги связи, если не тратить миллионы рублей и человеко-часов на оформление частот, давно и заведомо используемых в гражданских целях. Нельзя же строить все нормативное творчество только в расчете на города, откупаясь от десятой части граждан страны формальными программами в духе "город – ​селу".

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты