© ComNews
09.11.2017

ИТ-компания "Крок" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") начала предоставлять сервис мониторинга ИТ-инфраструктуры с использованием функции машинного обучения. Новое решение - собственная разработка "Крок", которая позволит клиентам повысить устойчивость ИТ-инфраструктуры и отследить влияние отдельных ее элементов на ход бизнес-процессов. Функции машинного обучения дают возможность отследить косвенные признаки аномалий в работе серверов, приложений, сетевых устройств, позволяя ИТ-службе превентивно предупреждать проблемы на ранних стадиях. Продукт "Крок" создан на основе open source-решений.

Как уточнили в "Крок", по мере накопления опыта система мониторинга с функцией машинного обучения сможет подсказывать службе поддержки варианты решения возникающих инцидентов. При поступлении заявки от пользователя система проверяет, какие проблемы возникали в ИТ-инфраструктуре в заданный период.

Заказчики смогут использовать систему интеллектуального мониторинга из облака "Крок" в формате управляемого сервиса или развернуть на собственной площадке. Данный продукт осуществляет зонтичный мониторинг, собирая показатели даже с разрозненных источников - бизнес-приложений, средств виртуализации, сетевых устройств, СХД.

"Наша система объединяет более 10 ведущих open source-продуктов для мониторинга ИТ, управления базами данных и визуализации показателей эффективности. При необходимости добавить нужные функции в систему могут даже разработчики заказчика - в отличие от закрытых продуктов, чье развитие всегда остается в руках вендора", - сказал руководитель отдела систем управления ИТ-инфраструктурой "Крок" Валентин Нык.

Отвечая на вопрос о стоимости продукта для клиента, Валентин Нык не назвал точную цифру. "Каждый логический уровень мониторинга может быть функционально упрощен или, наоборот, расширен - и от этого будет зависеть его стоимость", - объяснил он.

При этом Валентин Нык сравнил стоимость владения зарубежным продуктом, куда входит стоимость лицензий, поддержки, услуг по развертыванию и настройке, со стоимостью продукта "Крока". По его оценкам, в среднем первый вариант перевесит бюджет внедрения стека технологий "Крока" более чем в два раза.

Для компаний малого и среднего бизнеса "Крок" предлагает стек решений, которые закрывают все нужды бизнеса, но при этом обеспечивают возможность индивидуальной подгонки под каждого заказчика. Валентин Нык отметил, что решение подойдет компаниям, способным выделить на проект несколько миллионов рублей.

Как сообщил корреспонденту ComNews Валентин Нык, система направлена на сквозной прогнозный мониторинг комплексных ИТ-инфраструктур. Решение предназначено компаниям с комплексной ИТ-инфраструктурой, в особенности если от ее работы зависят процессы, которые приносят основную прибыль. К таким компаниям он отнес банки, страховые организации, ретейл, телеком. С развитием электронных госуслуг продукт стал актуальным и для государственных заказчиков.

Разработку сервиса на open source Валентин Нык объяснил экономией средств заказчика на лицензиях и максимальной гибкостью интеграции. "При сборе данных отсутствуют ограничения по типу источников или поддерживаемых технологий - решение может быть доработано под ИТ-инфраструктуру каждой конкретной организации", - отметил он.

Он обратил внимание на то, что специалисты "Крок" накопили достаточную экспертизу, чтобы средствами open source реализовать функции, которые еще недавно были доступны только в вендорских системах.

"Например, интеллектуальная обработка данных на основе ресурсно-сервисных моделей учитывает функционирование всех аппаратных и программных компонентов системы, дополнительных поддерживающих сервисов. Это позволяет наиболее объективно рассчитывать статус сервиса. Мы применяем подходы Big Data, чтобы прогнозировать показатели ИТ-инфраструктуры или сервиса, и визуализируем результаты в виде графических виджетов и портлеты. Проприетарные решения предлагают узкий набор настроек, определенных во встроенные конструкторы", - сказал Валентин Нык.

Валентин Нык сообщил, что перед разработкой сервиса ИТ-мониторинга на базе машинного обучения были проведены три раунда научно-исследовательских работ. Все вместе заняло около года.

Разработку продукта в "Крок" объяснили потребностями рынка, где многие компании сегодня ищут альтернативу масштабным закрытым решениям для мониторинга. Валентин Нык назвал тому несколько причин: санкции, технические причины (коробочные продукты не всегда обеспечивают нужные функции и необходимую гибкость), падение экономической привлекательности зарубежного ПО. Принимая во внимание все вышеперечисленное, "Крок" решил создать гибкое и вендоронезависимое open source-решение.

Директор центра компетенций по системам управления ИТ и мониторинга компании "Техносерв" Алексей Николаев сообщил, что компания более 10 лет решает задачи создания систем мониторинга ИТ от уровня инфраструктуры до уровня бизнес-процессов в интересах заказчиков. По его словам, они делают решения на базе различных продуктов - коммерческих (HP Software, CA) и open source, а также в большинстве проектов используют собственные разработки - компоненты сбора данных, их агрегации и корреляции, визуализации в виде верхнеуровневых дашбордов для ситуационных центров и руководителей различного уровня.

По словам Алексея Николаева, собственные решения компания делает как на базе уже существующих свободно распространяемых компонентов, так и на базе полностью собственных разработок. "Необходимость продуктивизации этих разработок рассматриваем в каждом конкретном случае - что-то является в большей степени конструктором, облегчающим решение технических задач, что-то сильно завязано на специфику задач конкретного заказчика", - добавил он.

Алексей Николаев поделился результатами проекта "Техносерва" по мониторингу бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры в ВТБ24. Там уже были применены инструменты предиктивной аналитики, и сейчас активно прорабатывается задача предсказания бизнес-значимых сбоев с высокой степенью достоверности. Как уточнил Алексей Николаев, использование технологии машинного обучения дает реальный выигрыш в сокращении времени простоя бизнеса и объеме соответствующих финансовых и имиджевых потерь.

Руководитель отдела "Виртуализация" компании "ЛАНИТ-Интеграция" Илья Владимирович сообщил, что компания работает над собственными продуктами, в том числе по части мониторинга ИТ-инфраструктуры. В качестве основы они используют открытую платформу Zabbix.

Рассуждая про востребованность систем мониторинга ИТ-инфраструктуры в целом, Алексей Николаев из "Техносерва" отметил, что потребность в них растет. По его мнению, к востребованности систем автоматизации приводит тенденция к увеличению сложности, росту требований к скорости изменений, сокращению бюджетов.

С другой стороны, считает Алексей Николаев, меняется архитектура ИТ, как на уровне самой архитектуры, так и на уровне приложений, соответственно, меняются и требования к системам мониторинга. "От них ожидают простоты развертывания и администрирования, возможности интеграции в devops-процессы, скорости и интеллектуальности обработки данных", - отметил он.

Илья Владимирович из "ЛАНИТ-Интеграции" связал рост востребованности систем мониторинга ИT-инфраструктуры с "взрослением" ИТ в большинстве компаний и переходом к сервисной модели.

Как сообщил Алексей Николаев из "Техносерва", технологии машинного обучения уже являются частью систем мониторинга и активно используются в ряде существующих на российском и мировом рынке коммерческих систем. Он обратил внимание на то, что основным вопросом сейчас скорее является качество используемых моделей.

"В современной сложной инфраструктуре однозначно связать конкретный диск с проблемами в работе приложений практически невозможно. Тем более что реальные сбои значительно сложнее и очень сильно зависят от специфики бизнес-процессов. Способность корректно выбрать область применения, учесть все отклонения в работе ИТ, спрогнозировать изменение значений показателей, провести корреляцию между ними - вот те сложности, с которыми приходится сталкиваться при разработке такого решения", - подчеркнул специалист "Техносерва". 

"Разработка алгоритмов, их унификация и адаптация к потребностям заказчиков из разных отраслей - вот та задача, которую сейчас решают разработчики интеллектуальных систем мониторинга", - рассказал Алексей Николаев.

Илья Владимирович из "ЛАНИТ-Интеграции" высказал мнение, что непосредственно бизнесу совершенно не важно, используется машинное обучение или нет. По его словам, для бизнеса важна бесперебойность работы сервисов и скорость реакции на инциденты. Он указал на то, что здесь и может пригодиться машинное обучение, которое теоретически может выявлять аномалии в работе ИТ-инфраструктуры.

"В этом случае ИТ-служба будет работать превентивно, не позволяя инциденту возникнуть и перерасти в большую проблему. Болезнь всегда проще лечить на ранней стадии, чем бороться с ее запущенной формой и с осложнениями", - считает специалист "ЛАНИТ-Интеграции". Илья Владимирович уверен, что функция машинного обучения может стать конкурентным преимуществом в дальнейшем.

Что касается применения функции машинного обучения, то, как сообщил Илья Владимирович, она уже внедряется повсеместно в продукты по мониторингу ИТ-инфраструктуры. Он привел в пример Operations Manager от компании VMware.

Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров полагает, что машинное обучение и искусственный интеллект являются "самыми модными фишками ИТ-рынка". "К всеобщему удовольствию, модный тред совпадает с готовностью технологий и с платежным спросом клиентов В2В, поскольку приносит реальную экономию средств на ремонте и на предотвращении сбоев", - отметил он. Валентин Макаров уверен, что такое сочетание дает реальное преимущество тем, кто приходит первым и показывает ссылки на свои успехи.

"Мониторинг инфраструктуры является важной задачей промышленного Интернета, естественным шагом в мир киберфизических систем. ИИ и машинное обучение, в частности, делают этот мониторинг эффективным", - считает Валентин Макаров.