© ComNews
13.02.2018

Вчера в Госдуму РФ был внесен законопроект о блокировке мобильных приложений, нарушающих авторские права. Авторы предложили внести изменения в закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", уточняющие список содержания информационных ресурсов, которые могут быть заблокированы за распространение пиратского контента.

О том, что депутаты внесли проект закона №386109-7 о блокировке приложений, нарушающих авторские права, сообщили в пресс-службе комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. В частности, изменения предложили внести депутаты Марина Мукабенова ("Единая Россия"), Александр Ющенко (КПРФ) и Николай Николаев ("Справедливая Россия"). Как уточнили корреспонденту ComNews в комитете, с авторами также тесно сотрудничала Национальная федерация музыкальной индустрии и ряд других экспертов в сфере интеллектуальных прав.

Они разработали законопроект для совершенствования правового механизма защиты авторских и смежных прав в сети Интернет. Как сообщается в документе, принятие новых поправок не потребует приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства, а также дополнительных финансовых расходов.

В пресс-службе комитета напомнили, что охрана авторских прав в России определяется ч.4 Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу 1 января 2008 г., и другими правовыми актами, которые принимались с 2013 г. Они составляли Антипиратский закон. "Информационные и телекоммуникационные технологии сегодня не стоят на месте, разрабатываются новые технологические явления, понятия, методы, использование которых на момент их появления не регламентируется. Этими технологиями пользуются в том числе нарушители авторских прав, действуя в так называемой серой зоне", - отметили в Госдуме.

В комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи подчеркнули, что именно такой пробел призван устранить закон "О блокировке пиратских приложений". "Мы получаем инструмент для борьбы с пиратским контентом, распространяемым через мобильные устройства. Ранее в законах эти технологии не были определены, что не позволяло судам принимать решения, защищающие права правообладателей", - добавили в комитете.

Авторы законопроекта отметили, что предлагаемые поправки "О внесении изменений в ст.15.2 и 15.7 федерального закона (ФЗ) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" уточняют список содержания информационных ресурсов, которые могут быть заблокированы за распространение пиратского содержания. "В случае их принятия, в законе появится четкое указание на необходимость прекращения доступа к контенту, нарушающему авторские права и распространяемому через магазины приложений мобильных устройств", - уточнили авторы проекта закона.

Депутаты отметили, что в процессе реализации положений указанных статей правообладатели по-разному толкуют термин "информационный ресурс". В связи с этим у них возникают трудности в реализации права по ограничению доступа к программам для электронных вычислительных машин, с помощью которых распространяются объекты авторских или смежных прав без соответствующего разрешения правообладателя. Чтобы устранить такую неопределенность, авторы предложили внести в законодательство термины "программное приложение" и "владелец программного приложения".

Под термином "программное приложение" авторы инициативы предложили понимать программы для электронных вычислительных машин, с помощью которых без соответствующего разрешения правообладателя объекты авторских и (или) смежных прав распространяются в сети Интернет. Если правообладатели обнаружат что то или иное приложение нарушает закон об авторских правах, то они вправе обратиться в суд для ограничения доступа к этому приложению. В комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи корреспонденту ComNews уточнили, что по результатам судебного решения Роскомнадзор вносит приложение в соответствующий реестр для удаления из онлайн-магазинов.

"Принятие законопроекта устранит выявленную правовую неопределенность и позволит правообладателям более эффективно реализовывать свое право на ограничение распространения в сети Интернет объектов авторских и (или) смежных прав, которые распространяются без соответствующего разрешения правообладателя", - отметили депутаты в пояснительной записке к законопроекту.

Комментируя законопроект, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин подчеркнул его востребованость и общественную пользу. По его словам, уточнения давно ожидаются отраслью.

"У нас сложилась одна из самых эффективных систем защиты авторских прав в мире. Ограничение распространения пиратского контента подрывает экономику пиратских площадок и обеспечивает расширение доступа к законному контенту в Интернете. В то же время долго существовала лазейка в законе, позволявшая пиратам, выполнив набор формальных требований, необходимых для размещения своего приложения в магазинах приложений, наживаться на пользователях смартфонов", - заметил он.

Леонид Левин добавил, что сейчас этот пробел закрывается и возможности российского законодательства по защите авторов приводятся в полное соответствие с современным уровнем технологий.

В пресс-службе Роскомнадзора сообщили, что ведомство принимало участие в совещаниях, посвященных обсуждению этого законопроекта. "Однако Роскомнадзор не обладает правом законодательной инициативы, поэтому будет неправильно говорить о каком-либо участии в разработке законопроекта", - сообщил официальный представитель регулятора.

Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин сообщил корреспонденту ComNews, что непосредственного участия в обсуждении проекта эксперты ассоциации не принимали, но сама проблема участниками "Интернет-видео" ставилась неоднократно. "В 2017 г. мобильный трафик в Рунете превысил десктопный, поэтому мобильная среда, включая мобильные приложения, для всего рынка находится в центре внимания. То, что законодатели также обратили свой взор на эту среду и учли пожелания правообладателей и легальных дистрибьюторов контента, говорит о четко взятом векторе на снижение уровня пиратства в России. И это замечательно", - прокомментировал глава ассоциации.

По его словам, то, что магазины приложений Google Play и AppStore не находятся в российской юрисдикции, не имеет большого значения. "Напомню про "налог на Google". Скорость реагирования магазинов приложений на претензии по пиратскому контенту - крайне неудовлетворительная. Об этом все правообладатели говорят давно", - сказал Алексей Бырдин, добавив, что наличие легитимного решения об ограничении доступа к пиратским приложениям упростит процедуру их удаления из магазинов приложений.

Инициативу о внесении законопроекта "О блокировке пиратских приложений" поддержал и Медиа-коммуникационный союз (МКС). В МКС сообщили, что на данный момент магазины приложений открыты к диалогу с правообладателями. "Однако внесение соответствующих правок в законодательство позволило бы значительно упростить коммуникацию, алгоритмы взаимодействия и стимулировать рост эффективности и объемов блокировок", - заметили в союзе.

В союзе добавили, что с высоким проникновением мобильных устройств на рынке проблема распространения нелегального контента возросла и может стать действительно серьезной угрозой для правообладателей в ближайшем будущем. Кроме того, из-за отсутствия четкого определения термина "приложение" возникают сложности алгоритма блокировки. "Мы надеемся, что после принятия поправок работа по данному направлению может обрести продуктивный характер и снизятся объемы нелегального потребления", - отметили в МКС.

Как подчеркнул главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян, авторы законопроекта верно указывают в пояснительной записке о различных подходах к толкованию термина "информационный ресурс". "В действующем законодательстве "О связи и информации" одни и те же технологические сущности описываются в совершенно различной терминологии, что вносит хаос в правоприменение, - отметил он. - Проблема в том, что своим законопроектом они только увеличивают энтропию, вводя новые несовместимые определения".

На взгляд Карена Казаряна, у правообладателей действительно есть проблемы с приложениями, распространяющими пиратский контент. Но, добавил эксперт РАЭК, предлагаемое решение не выглядит рабочим и отрицательно повлияет на общее качество законодательства. "В данном случае более целесообразным мы видим полную реформу всего блока законодательства о блокировках, возможно, в рамках работы над новым цифровым кодексом, о котором писали в прессе", - резюмировали в ассоциации.

По мнению управляющего партнера юридической фирмы Axis Pravo Алексея Сулина, законодательство об информации уже давно нуждается в серьезной переработке. "На данный момент то, что происходит с законом "Об информации", напоминает латание дыр, а не планомерное развитие законодательного акта, имеющего важное значение в современном мире. Индустрия информационных технологий периодически преподносит новинки, а законодатель в попытке угнаться за этим заделывает очередную прореху. В итоге закон представляет собой набор часто не связанных между собой правил и дефиниций", - прокомментировал юрист.

На его взгляд, введение в закон понятия "программное приложение" является ответом на то обстоятельство, что наряду с интернет-сайтами существуют также мобильные приложения. Целесообразность введения нового понятия вызывает большие сомнения.

Во-первых, заметил Алексей Сулин, под программным приложением по смыслу законопроекта понимается программа для электронных вычислительных машин. Однако интернет-сайт также является не чем иным, как совокупностью программ для ЭВМ. "Нет никакого смысла вводить новую категорию, которая к тому же не является уникальной и только усиливает путаницу", - подчеркнул он.

Во-вторых, перечисление всех видов площадок для подачи информации в Интернете едва ли можно считать перспективным. "Их список вне всяких сомнений в будущем будет расширяться. А это означает, что закон обречен на то, чтобы каждый раз дополняться новым понятием. Гораздо эффективней ввести в закон термин, имеющий широкое значение, дав ему понятное всем определение", - добавил юрист.

В-третьих, в пояснительной записке к законопроекту написано, что его необходимость вызвана разночтениями, которые возникают в практике по поводу понятия "информационный ресурс". "Примечательно, что законопроект так и не раскрывает понятие "информационного ресурса". Однако важнее то, что толкование терминов является прерогативой судебных органов. Законодательная власть в данном случае, пытаясь расшифровать термин в законе, подменяет собой власть судебную", - сказал Алексей Сулин.

В комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи корреспонденту ComNews пояснили, что в России существуют процедуры блокирования интернет-сайтов с нелегальным контентом, уполномоченным органом федеральной исполнительной власти является Роскомнадзор. Поэтому распространители пиратского контента ищут новые пути, в частности это привело к появлению приложений для мобильных устройств, через которые распространялись чужие произведения.

В МКС отметили, что вопрос распространения пиратских копий через мобильные приложения стоит наиболее остро для музыкальной индустрии, но встречаются приложения, распространяющие и видеоконтент, а также сайты, которые распространяют мобильные приложения, содержащие нелегальный контент.