Олег Качанов: "Совсем новая сфера применения ИТ для выборов – ​сервис подачи заявлений для голосования на участках, расположенных не по месту постоянной регистрации избирателей, который пришел на замену открепительным удостоверениям"
15.03.2018

Информационные технологии найдут самое разнообразное применение в предвыборных процессах и во время выборов президента РФ 2018 года. Об основных направлениях использования ИТ в этот период корреспонденту "Стандарта" Игорю Агапову рассказал директор Департамента проектов по информатизации Минкомсвязи России Олег Качанов.

- Какую работу проводит Минкомсвязи России в области использования информационных технологий для обеспечения проведения выборов президента РФ в марте 2018 года?

- Прежде всего нужно отметить, что представитель Минкомсвязи является главным конструктором Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы"). С 2015 года это статс-секретарь – ​заместитель министра Олег Пак. Согласно положению о главном конструкторе, утвержденному совместным распоряжением Минкомсвязи и Центрального избирательного комитета (ЦИК) России, он отвечает за принятие стратегических решений по развитию ГАС "Выборы", утверждает конструкторскую и эксплуатационную документацию. Министерство как уполномоченный орган федеральной исполнительной власти отвечает за бесперебойную работу каналов связи, используемых ГАС "Выборы". Для выполнения этой задачи Минкомсвязи создает оперативные штабы и группы на федеральном, региональном и территориальном уровнях, которые должны разрабатывать меры по обеспечению бесперебойности и безопасности работы каналов связи для ГАС "Выборы", а также планы и регламенты действий по предупреждению и ликвидации возможных нештатных ситуаций, таких как обрывы линий связи, перерывы в электроснабжении и другие. Представители министерства регулярно проверяют готовность обеспечивающих служб и слаженность их работы с избирательными комиссиями разных уровней, в том числе путем проведения учений на местах.

Еще одно важное направление – ​организация видеонаблюдения в помещениях для голосования и в территориальных избирательных комиссиях во время выборов. Напомню, впервые видеонаблюдение было организовано на президентских выборах 2012 года. Тогда оно не было предусмотрено законодательством и осуществлялось на основании поручения президента РФ. Перед выборами депутатов Госдумы РФ в 2016 году были приняты соответствующие поправки к закону о выборах депутатов, которые предусматривали требования о видеонаблюдении и определяли ответственным за его организацию уполномоченный орган федеральной исполнительной власти в области связи и ИТ, то есть Минкомсвязи. В 2017 году аналогичные поправки были приняты и к закону о выборах президента РФ. После этого министерство было определено государственным заказчиком, а ПАО "Ростелеком" выбрано единственным исполнителем проекта по видеонаблюдению во время президентских выборов 2018 года.

И совсем новая сфера применения ИТ для выборов – ​сервис подачи заявлений для голосования на участках, расположенных не по месту постоянной регистрации избирателей, который пришел на замену открепительным удостоверениям. Сервис доступен в том числе на едином портале госуслуг gosuslugi.ru.

- В чем особенности организации видеонаблюдения во время выборов 2018 года?

- Начнем с того, что стоимость этого проекта в 2018 году существенно ниже, чем затраты на организацию видеонаблюдения во время выборов 2012 года. Тогда на эти цели было потрачено более 20 млрд рублей. Такая высокая цена объяснялась тем, что требовалось создать разветвленную инфраструктуру, включающую линии связи для всех избирательных участков и комиссий, мощности для хранения записей в ЦОДах, системы бесперебойного электропитания. "Ростелеком" такую инфраструктуру создал, предоставил на ее базе услуги во время выборов, а впоследствии использовал ее, например, для обеспечения видеонаблюдения во время проведения ЕГЭ в школах. Расходы на организацию тех же услуг на выборах 2018 года, как я упомянул, значительно ниже. Во-первых, поскольку оснащение средствами видеонаблюдения 100 % помещений для голосования создало бы серьезную нагрузку на бюджет, то, по решению ЦИК, ими оборудованы только избирательные участки с совокупным количеством зарегистрированных избирателей более 80 млн, или около 80 % граждан России, имеющих право голоса. Это оптимальное количество участков. Их перечень был сформирован на основании критериев, определенных ЦИК России. Общее количество участков составило 43 270. Финансово-экономическое обоснование проекта защищено Минкомсвязи в Минфине, и в итоге из федерального бюджета на его реализацию выделено примерно в 5 раз меньше денег, чем в 2012 году. В конце 2017 года с "Ростелекомом" заключен госконтракт. Компания уже выполнила подготовительные мероприятия в виде закупок оборудования и проектирования систем. Кроме того, 1 марта завершен монтаж оборудования на местах, по всем объектам.

Одним из новшеств при организации видеонаблюдения стало создание служебного интернет-портала. На нем отображается функциональное состояние каждой видеокамеры в избирательной комиссии, и ее сотрудники могут проводить на этом портале проверку ракурсов камер, отмечать в специальном разделе их готовность к работе. Технические специалисты, представители ЦИК, зарегистрированные кандидаты на пост президента и представители партий, выдвинувших кандидатов, могут просматривать трансляции с камер.

Сами камеры устанавливаются на избирательных участках в помещении для голосования, где затем будет проводиться подсчет голосов, а также в территориальных избирательных комиссиях (ТИК). Видеонаблюдение в ТИК – ​тоже нововведение выборов 2018 года: камеры будут установлены во всех 2775 территориальных комиссиях. Со всех камер – ​как на избирательных участках, так и в территориальных комиссиях – ​будет проводиться онлайн-трансляция, тогда как во время предыдущих выборов запись велась всеми камерами, а прямая трансляция – ​примерно половиной из них. Просмотр онлайн-трансляции на портале "Нашвыбор2018.рф" будет свободным. Доступ к порталу открыт с 1 марта. Ресурс создан "Ростелекомом" в рамках госконтракта на организацию видеонаблюдения.

- Как организован "открепительный сервис" на портале госуслуг?

- Председатель ЦИК Элла Панфилова подняла вопрос о создании такого сервиса по той причине, что в России существенная часть избирателей проживает не по месту постоянной регистрации. Причем это касается не только людей, зарегистрированных в небольших поселках, но и жителей городов, даже крупных. По разным оценкам, таких избирателей в стране от 5 млн до 15 млн человек, и необходимость ездить за открепительными талонами на участок по месту постоянной регистрации серьезно усложняет для них участие в выборах. Соответствующие поправки к избирательному законодательству были приняты. После этого для граждан стало возможным подавать через единый портал госуслуг заявления на прикрепление для голосования к любому выбранному ими участку. Это могут сделать те, у кого на портале есть аккаунт с подтверждением личности владельца. Сервис доступен из любого региона страны. Поданные заявления после проверки корректности указанных данных передаются через единую систему межведомственного электронного взаимодействия в ЦИК России, где обрабатываются и в итоге попадают в ГАС "Выборы", откуда информация о прикреплении избирателя поступает на соответствующий избирательный участок. Поскольку сервис касается осуществления одного из важнейших прав граждан России, предусмотрены специальные меры по обеспечению безопасности и корректности его работы. При заполнении гражданами заявления на портале проверяется соответствие указанных паспортных данных той информации, которая содержится в базах данных МВД. Кроме того, реализована функция, исключающая повторную подачу заявления от имени одного и того же человека. После проверки корректности заполнения, избиратель получает уведомление о прикреплении к выбранному участку с указанием номера принятого заявления. Перед днем голосования избиратель получит напоминание о том, к какому избирательному участку он прикреплен.

Этот способ прикрепления к участкам по месту пребывания оказался очень эффективным: через портал госуслуг подается заявлений больше, чем через остальные каналы подачи – ​избирательные комиссии и многофункциональные центры. В первый же день, когда это стало возможным, через портал подали заявления 23 тыс. граждан, против 3 тыс. через избирательные комиссии и 6 тыс. через многофункциональные центры. Такую возможность уже имеют около 40 млн человек, у которых на портале госуслуг есть аккаунт с подтверждением личности, а всего на gosuslugi.ru зарегистрированы 65 млн граждан РФ. Каждый день количество граждан, получающих подтвержденный уровень учетной записи, растет.

- Как будет осуществляться контроль за работой ИТ-систем во время проведения выборов?

- Под руководством Минкомсвязи создан оперативный штаб, в состав которого, кроме представителей министерства, входят сотрудники ЦИК, Федерального информационного центра при ЦИК, Роскомнадзора, Россвязи, Минэнерго РФ. Штаб будет работать с 17 марта – ​дня, предшествующего голосованию, – ​и до оглашения результатов выборов. Задача штаба – ​обеспечить бесперебойную работу всех задействованных служб. В каждом субъекте РФ сформированы оперативные рабочие группы на базе региональных органов Роскомнадзора с участием представителей исполнительной власти региона, территориальных избирательных комиссий, операторов связи, местных отделений Россвязи и региональных энергетических компаний. Аналогичные рабочие группы созданы на местном уровне – ​для поддержки бесперебойной работы ИТ-систем на каждом избирательном участке. Предусмотрена отдельная схема для оперативного контроля над сервисом видеонаблюдения. Общее руководство здесь также осуществляет федеральный оперативный штаб, а за поддержку бесперебойной работы сервиса на региональном и местном уровнях отвечает исполнитель госконтракта – ​"Ростелеком". В контракте установлены жесткие требования к качеству сервиса (SLA), за соблюдением которых Минкомсвязи тщательно следит. Кроме того, предусмотрены различные способы обращения пользователей с жалобами на качество видеотрансляции. Критически важные сбои сервиса должны быть устранены за 15 минут, менее важные – ​за 30 минут, прочие – ​в течение не более чем двух часов. Кстати, даже если в процессе выборов онлайн-трансляция с той или иной камеры по какой-то причине прервется (например, из-за обрыва линии связи), эта камера все равно будет вести запись изображения и звука, и при передаче видео в ЦОД автоматически произойдет синхронизация – ​для сохранения полной версии записи.