© ComNews
14.05.2018

АО "РТ Лабс" (дочернее предприятие ПАО "Ростелеком") и разработчик систем компьютерного зрения VisionLabs объявили о стратегическом партнерстве. Компании будут вместе разрабатывать биометрическое решение "Безбумажный банк". Предполагается, что его будут использовать для решения внутренних задач финансовых организаций. К примеру, сервис позволит контролировать доступ сотрудников фронт-линии и прямых продаж к программному обеспечению, а также обеспечивать мониторинг выполняемых ими операций.

"Внедрение технологий распознавания в банке позволит и сотрудникам, и клиентам воспользоваться прежними услугами на новом уровне комфорта и доступности, ускорит многие банковские процессы. Несомненно, "безбумажный банк" - это банк будущего", - пояснил инициативу генеральный директор и основатель компании VisionLabs Александр Ханин.

"Безбумажный банк" в первую очередь можно применять для решения внутренних бизнес-задач финансовых организаций и операционной деятельности. Решение будет работать параллельно с Единой биометрической системой (ЕБС), позволяющей распознать клиента банка по голосу и фотоизображению и подтвердить его полномочия для удаленного открытия счетов, вкладов и получения кредитов.

Напомним, что в данный момент 12 российских банков тестируют ЕБС. К их числу относятся: ВТБ, Тинькофф Банк, Почта Банк, Альфа-Банк, Райффайзенбанк, Сбербанк, Совкомбанк, СКБ-Банк, Промсвязьбанк, Банк Хоум Кредит, Россельхозбанк и Ак Барс Банк. Система будет запущена в коммерческую эксплуатацию с 1 июля 2018 г. (см. новость ComNews от 20 февраля 2018 г.).

Как уточнили корреспонденту ComNews представители компаний, VisionLabs в данном партнерстве выступает как поставщик платформы распознавания лиц LUNA, "РТ Лабс" - как интегратор решения. Все наработки для создания решения у компаний уже готовы. Адаптировать решение VisionLabs под бизнес-задачи банков и их ИТ-ландшафт будет "РТ Лабс".

В компаниях видят заинтересованность финансовых организаций в подобных решениях. Создатели рассчитывают, что в первый год после выхода решения на рынок клиентами станут от пяти до десяти банков.

"Появление "безбумажного банка" - прорывной этап в формировании цифровой реальности. Также стоит упомянуть о значимости проекта в вопросах сохранения экологии. Отказ от бумажного документооборота и переход "в цифру" - перспектива ближайшего будущего во многих отраслях нашей жизни", - отметил генеральный директор "РТ Лабс" Михаил Бондаренко.

Как сообщили в "РТЛабс", кроме разработки "безбумажного банка" с VisionLabs у компании есть совместные проекты по созданию биометрических систем для заказчиков. Однако "безбумажный банк" является первым большим проектом двух компаний.

Как в "РТ Лабс", так и в VisionLabs открыты к партнерствам с другими игроками рынка для создания новых технологичных решений не только для финансовых организаций, но и в других социально-значимых сферах.

VisionLabs уже сотрудничает с Почта Банком. Банк пользуется биометрической верификацией клиентов и сотрудников с 2015 г. Как рассказали в пресс-службе "Почта Банка", система показала высокую эффективность - в 2016-2017 гг. позволила банку предотвратить несколько тысяч потенциально мошеннических операций на сумму 3 млрд руб. Кроме того, в отличие от других видов верификации, распознавание клиентов по лицу отличается высокой степенью надежности и не отнимает времени у клиента - весь процесс занимает считанные секунды.

В банке "Открытие" поддержали идею "безбумажного" банка. Член правления, руководитель IT-блока "Открытия" Сергей Русанов отметил, что банк предпринимает шаги для ее реализации, особенно в части использования электронного документооборота (ЭДО). Также "Открытие" внедряет решения, связанные с биометрической идентификацией и верификацией, позволяющие упростить работу сотрудников фронт-офисов и сall-центра. Сергей Русанов добавил, что банк рассматривает возможность применять в этих целях уже имеющееся решение VisionLabs, которое используется в Р2Р-переводах с идентификацией по фото.

В банке ВТБ заинтересовались данным решением. "Новая разработка будет являться аналогом Единой биометрической системы, но без учета голоса, и позволит банкам организовать свою внутреннюю лицевую биометрию (локальная биометрическая аутентификация вместо централизованной)", - считают в пресс-службе ВТБ.

В компании напомнили, что в 2017 г. ВТБ протестировал новый тип офисов с безбумажным обслуживанием. При их посещении клиенты подписывали только электронные версии документов. За его внедрение отвечала компания "Техносерв Консалтинг", а за биометрию - Центр речевых технологий (ЦРТ). Пилотный проект оказался успешным, поэтому в настоящий момент ВТБ дорабатывает технологию для масштабирования на всю сеть. 

Директор по бизнес-развитию ЦРТ Андрей Хрулев подтвердил, что компания занимается разработкой и продвижением аналогичных решений, основанных на собственных биометрических технологиях распознавания лица и голоса и позволяющих финансовым организациям предоставлять безопасные и комфортные сервисы для своих клиентов, а также гарантировать сохранность и конфиденциальность биометрической информации в собственной инфраструктуре банка.

Он рассказал, что у ЦРТ есть целая линейка биометрических продуктов для финансовой сферы. Эта продуктовая линейка продвигается на рынке под брендами VoiceKey и "Визирь".

"Так, например, продукт VoiceKey.Inspector в интеграции с решениями компании-партнера IDSystems позволяет не только собирать биометрические данные лица и голоса клиентов или сотрудников, но и автоматически контролировать качество фотографии лица и фонограммы голоса вплоть до правильности произношения контрольных фраз клиентом. При этом собранные биометрические данные автоматически транслируются в Единую биометрическую систему и параллельно собираются во внутренней защищенной базе данных банка, - делится информацией Андрей Хрулев. - VoiceKey позволяет обеспечить дистанционную идентификацию клиента в мобильном банке, гарантированное подтверждение личности клиента в телефонном канале, аутентификацию сотрудников в информационных системах банка. Собранные VoiceKey биометрические данные используются другим нашим продуктом - "Визирь", для онлайн-подтверждения личности в CRM-системе банка при визите клиента в отделение или при выполнении операций в банкомате", - добавил Андрей Хрулев.

По его словам, востребованность таких технологий подтверждается успешным применением на протяжении длительного времени биометрической системы ЦРТ в банках. Андрей Хрулев объяснил это тем, что переход на цифровой биометрический профиль клиента позволяет банку не только оптимизировать и ускорить бизнес-процесс обслуживания клиентов, но и значительно повысить безопасность и качество сервиса для конечных пользователей.

Руководитель направления разработки аппаратных решений ЗАО "КРОК инкорпорейтед" ("Крок") Тихон Григоренко уверен, что решения, подобные "безбумажному банку", востребованы в финансовой сфере. Особенно в условиях цифровой трансформации, когда физическое посещение банковских отделений постепенно сходит на нет. Кроме того, верификация клиентов с помощью такой системы позволит сократить объем мошенничества и в результате предотвратить многомиллионные издержки. Главное, на что обращает внимание Тихон Григоренко - это корректно решить вопрос обеспечения безопасности данных.

"Ожидать роста востребованности стоит после первых пилотных внедрений, когда будут определены слабые места, пройдут обкатку ключевые механизмы, будет понятен алгоритм защиты от мошенников и охотников за персональными данными. В целом биометрическая идентификация способна вывести на новый уровень сервиса и безопасности всю финансовую систему", - считает представитель "Крока".

В свою очередь, "Крок" также имеет опыт в области биометрии и распознавания лиц. Например, у компании есть практика машинного обучения в области видеоаналитики. В частности, одна производственная компания использует решение "Крок" по идентификации сотрудников, а также определению степени их готовности к выполнению рабочих задач с помощью системы контроля управления доступом (СКУД).