© ComNews
21.05.2018

Компания "Русские Башни" разработала ИТ-платформу для автоматизации бизнес-процессов инфраструктурного оператора и онлайн-работы с клиентами. Решение, получившее название RUBAHA, будет представлено "Русскими Башнями" 1 июня 2018 г. в Лондоне в офисе Microsoft на специальной презентации c привлечением башенных операторов из различных стран мира – участников международной ассоциации TowerXchange.

Как сообщил корреспонденту ComNews директор по стратегии и маркетингу Группы компаний "Русские Башни" Тимур Шиков, стержнем ИТ-платформы RUBAHA является корпоративное решение по управлению бизнес-процессами (BPM). RUBAHA построена на модульной основе: наряду с системой BPM, ее основными технологическими элементами являются клиентский портал (для систематизации заказов услуг, их визуализации и т.д.), система управления отношениями с клиентами (CRM, для эффективного управления отношениями с операторами мобильной связи), географическая информационная система (GIS) с обширными возможностями для аналитики и корпоративное хранилище данных.

"Эти модули основаны на хорошо известных мировых программных продуктах, которые легкодоступны во всем мире. В результате инфраструктурная компания может легко и без проблем привлекать местного партнера для адаптации или развития каждого из этих модулей в соответствии со своими процессами и целями", - пояснил Тимур Шиков.

Архитектура RUBAHA позволяет реализовать это решение как на серверах инфраструктурной компании (on-premises), так и в облаке, либо частично on-premises и частично в облаке. Для демонстрации продукта в Лондоне 1 июня будет задействована облачная версия RUBAHA, размещенная в публичном облаке Microsoft Azure.

Президент Группы компаний "Русские Башни" Александр Чуб в интервью журналу TowerXchange (выпуск 23) рассказал о причинах, подтолкнувших инфраструктурного оператора к разработке ИТ-платформы RUBAHA: "Задача инфраструктурной компании заключается в предоставлении клиентам (в нашем случае – операторам мобильной связи) услуг такого уровня, который позволит им забыть обо всех проблемах, связанных с инфраструктурой, и сосредоточиться на том, что на самом деле сейчас важно в нашей оцифровываемой экономике… С развитием инфраструктурной отрасли будущее владельцев антенно-мачтовых сооружений (или, точнее, инфраструктурных компаний) связано с продажей услуг, в том числе поиском оптимального расположения площадки, полной эксплуатацией этой площадки, возможным усовершенствованием и развитием такой площадки в зависимости от изменений в поведении пользователей мобильной связи. Для этого потребуются не только значительно более быстрые процессы, но и намного более глубокое понимание потребностей клиентов наших клиентов".

Александр Чуб подчеркнул, что благодаря ИТ-платформе RUBAHA клиент инфраструктурной компании сможет забыть об утомительном процессе взаимодействия с менеджерами "Русских Башен" с помощью электронной почты. Вместо этого ему лишь нужно войти на клиентский портал, где он получает полный доступ ко всем услугам "Русских Башен" в цифровом формате. "На этом портале клиент видит не только имеющиеся площадки "Русских Башен", но и строящиеся, а также полную информацию по своему оборудованию, размещенному на инфраструктуре "Русских Башен", - говорит Александр Чуб, - Клиент может воспользоваться всеми преимуществами усовершенствованной системы GIS при выборе места для своей площадки. Если клиенту требуется найти не одну площадку, а сразу несколько десятков, это можно легко сделать, просто загрузив Excel-файл на наш портал, и получить результаты в течение одной минуты".

По статистике TowerXchange по состоянию на апрель 2018 г. в мире насчитывалось 4,4 млн телекоммуникационных башен, из которых 2,97 млн (или 67,4%) принадлежат независимым инфраструктурным операторам. В общей сложности на мировом рынке присутствуют 279 башенных компаний, из которых около 15 являются крупными (от 20 тыс. башен), 50 – средними, а остальные – мелкими (до 5 тыс. башен).

По данным ComNews программное обеспечение, которое применяет для поддержки бизнеса крупнейший в мире башенный оператор - China Tower Company (имеет в управлении 1,9 млн башен), разработано подконтрольным ему академическим научным институтом, в котором работает несколько тысяч сотрудников. А основной башенный оператор в Европе – Cellnex Telecom (28 тыс. башен в шести европейских странах) – использует систему управления собственной разработки на базе тяжелого решения SAP, что требует содержания целого штата программистов в службе поддержки.

На рынке также существуют крупные интегрированные системы, которые можно приспособить и для решения задач башенных операторов (например, разработки IFS и Oracle). В частности, система IFS включает компоненты для управления ресурсами предприятия (ERP), управления основными фондами предприятия (EAM) и управления обслуживанием предприятия (ESM). В силу масштаба они являются дорогостоящими и к тому же не учитывают особенности столь специфичного бизнеса как строительство телекоммуникационных башен, управление ими и сдача в аренду.

На другом "полюсе" доступного ПО находятся разрозненные системы, каждая из которых решает свою задачу, а их интеграция в единое решение представляет собой нетривиальную и дорогостоящую задачу. Среди таких функциональных информационных систем – продукт для управления данными об изделии (PDM) от фирмы Bentley Systems, ERP-система и решение для управления цепями поставок (SCM) от немецкой SAP, система управления бизнес процессами предприятия (BPM) от американской корпорации Pegasystems Inc., решение Maximo от IBM для BPM и управления активами предприятия (EAM).

Однако RUBAHA является не единственным программным решением, доступным на мировом рынке для управления башенным хозяйством. Например, канадская фирма Rigstar Industrial Telecom предлагает систему Rigstar, которая обеспечивает доступ к данным, фото- и видеоизображениям телекоммуникационных башен через единую платформу. Президент и генеральный директор Rigstar Industrial Telecom Дэн Грисдейл указывает: "Объединение данных по каждой башне и ее точного местоположения помогает клиентам получать всю информацию по объектам из одного источника информации. Rigstar повышает прозрачность башенного хозяйства и избавляет от лишних выездов на объект, а хранение всех данных в одной системе снижает связанные с проектом затраты времени и денег". Однако, в системе Rigstar отсутствует блок BPM и применена упрощенная GIS, а среди клиентов Rigstar Industrial Telecom нет ни одного сотового оператора (решение Rigstar применяют энергетические компании – такие как Canadian Natural, Suncor Energy, Shell, Tourmaline Oil Corp.) и Интернет-провайдеры с сетями Wi-Fi.

Расположенная в Дубае компания LEC Consultancy, действующая под брендом Nexsysone, разрабатывает около десятка программных продуктов для управления проектами, активами и рабочей силой. В частности, в портфеле Nexsysone присутствует продукт TOWER-ONE, адресованный тем, кто занимается совместным использованием телекоммуникационных башен. Глава Nexsysone Джим Проссер говорит: "В TOWER-ONE объединено управление сдачей в аренду, биллингом и процедурами совместного использования башен. Это законченное единое решение для башенных компаний, позволяющее управлять их объектами". В TOWER-ONE также отсутствует блок BPM, и Nexsysone не приводит ни одного клиента из числа башенных операторов. При этом различные решения Nexsysone использует множество сотовых компаний, включая "МегаФон", "Билайн", T-Mobile, Vodafone, Movistar, AT&T, E-plus, SFR, Bouygues Telecom, TIM, 3, Turkcell, Airtel, Telstra, Claro, Vivo и др.

ПО для управления башенным хозяйством продвигает и американская компания geoAMPS из города Пауэлл (Огайо). Ее решение comAMPS, оснащенное мощной GIS, более ориентировано на поиск мест для строительства новых башен, а также на обслуживание уже созданных объектов. "Сотовые башни могут находиться во многих милях друг от друга, зачастую – в удаленных точках, и обслуживающему их персоналу нужен инструмент для эффективной работы. Продукт ComAMPS действует из централизованной облачной базы данных, и полевой персонал может получать и обновлять информацию по башням с мобильных устройств, - говорит президент и генеральный директор geoAMPS LLC Йогеш Ханделвал. – А с помощью GIS система открывает доступ к таким важным для планирования данным как топография, имеющаяся вокруг инфраструктура, права на земельные участки и плотность населения". geoAMPS не называет клиентов из числа башенных компаний или сотовых операторов.

"Русские Башни" уверены в том, что платформа RUBAHA является передовым продуктом на мировом рынке не только в силу ее уникальных технологических качеств. Александр Чуб указывает и на финансовые выгоды использования RUBAHA: "Лицензионная структура нашего решения основана не на количестве вышек, а на количестве пользователей. Таким образом, в случае быстрого органического роста или приобретения крупного башенного портфеля, стоимость нашего решения увеличится лишь незначительно, а не пропорционально увеличению размера портфеля антенно-мачтовых сооружений". Он также добавляет, что цена RUBAHA, а также общая стоимость её владения намного меньше, чем у аналогичных решений, доступных на рынке.

"Возрастающая сложность мобильных сетей, растущие требования операторов связи к эффективности управления инфраструктурой являются новым вызовом для башенных операторов. Ответ на этот вызов лежит в переходе на сервисную модель взаимодействия, на способность быстро реагировать, адаптироваться к изменениям и обеспечивать клиентам — операторам мобильной связи — надежную поддержку в предоставлении инфраструктуры для их услуг. Такой переход к сервисной модели немыслим без опоры на современную информационную платформу, обеспечивающую гибкость бизнес-процессов и их адаптивность к требованиям рынка на порядок выше, чем прежде", - резюмирует президент Группы компаний "Русские Башни".