© ComNews
27.06.2018

Стратегический документ "Умный город - 2030", в котором определяются основные подходы, принципы и направления развития столицы, предполагается закрепить распоряжением мэра Москвы. Согласно планам, принятие стратегии намечено на вторую половину 2018 г. После подписания документа все государственные программы Москвы будут скорректированы с учетом шести направлений "Умного города".

На этой неделе стартовал четвертый (последний) этап разработки стратегии Москвы "Умный город - 2030". Главная цель - решить, как оценивать успехи реализации стратегии. В качестве критериев предложили использовать индексы качества жизни и качества городской среды. Первый - комбинированный показатель измерит достижения населенных пунктов с точки зрения их возможности обеспечить населению благополучную жизнь. Второй оценивает способности городов удовлетворять объективные потребности и запросы жителей.

Напомним, что стратегию "Умный город" разрабатывает правительство Москвы в диалоге с экспертами и представителями отрасли с учетом опросов местных жителей. В ее основе лежит шесть направлений - "Человеческий и социальный капитал" (здравоохранение, образование, культура, социальная сфера), "Городская среда" (ЖКХ, градостроительство), "Цифровая мобильность" (транспорт, информационные технологии и связь, туризм и спорт), "Городская экономика" (финансы, промышленность, торговля и услуги и инновации), "Безопасность и экология" и "Цифровое правительство".

Применение технологий 2018-2030 разбито на три периода - 2018-2022 гг., 2022-2026 гг. и 2026-2030 гг. Сюда входят планы мероприятий по VR (виртуальная реальность)/ AR (дополненная реальность)/ MR (смешанная реальность), нейроинтерфейс (система, созданная для обмена информацией между мозгом и электронным устройством), 5G+IoT и искусственный интеллект (ИИ), блокчейн, большие данные и 3D.

Вчера на мероприятии, организованном Департаментом информационных технологий (ДИТ) Москвы, представители бизнеса, органов власти и институтов развития обсудили перспективы развития цифрового будущего столицы на ближайшие 12 лет.

С вступительным словом к присутствующим обратился глава Департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев: "У нас есть поручение мэра делать программу "Умный город", которая учитывает все предыдущие наработки. Нужно делать реальную революцию, и мы понимаем, что использовать старые методы - невозможно. Единственный вариант для нас - это делать кооперацию государства и бизнеса. Когда город и бизнес сокращают свои расходы, тогда вместе мы получаем кумулятивный эффект". Он добавил, что поскольку необходимый объем инвестиций в разы превышает возможности бюджета, куда проще не конкурировать, а создавать вместе.

Для того чтобы в конечном итоге получить всеобъемлющий качественный документ, ДИТ вовлекает в обсуждение стратегии участников из отрасли, горожан, представителей органов власти и экспертов.

"Мы стремимся к тому, чтобы стратегия была утверждена распоряжением мэра", - сообщил в разговоре с корреспондентом ComNews заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Алексей Чукарин.

Отвечая на вопрос о том, когда стоит ждать принятия стратегии, Алексей Чукарин сказал следующее: "В целом мы стремимся к тому, чтобы сделать этот документ летом. Но если общественность скажет, что те наработки, которые мы сейчас обсуждаем, требуют большего внимания или есть серьезные моменты, которые пока упущены, мы точно не будем мистифицировать общественность и прикрываться бумажками. Только полное согласование, полная договоренность и полное понимание позиции всех участников позволит нам привести стратегию на утверждение".

Важно пояснить, что стратегия "Умного города" не пишется с нуля. Она является логичным развитием государственной программы Москвы "Информационный город", утвержденной в 2011 г. "Развитие "умного города" - это использование всех компонентов "Информационного города" и придание им новых свойств. По сути, "Умный город" развивает "Информационный город", обеспечивая его сквозными технологиями (большие данные, нейроинтерфейсы, AR/VR/MR, блокчейн, 5G, IoT и искусственный интеллект - Прим. ComNews)", - сказал Алексей Чукарин.

На прошлой неделе завершился третий этап разработки стратегии "Умного города - 2030". "Под все эти шесть направлений мы написали описание, стратегическое содержание и дополнили это все деталями, которые могут приблизить наступление светлого умного будущего для горожан", - сказал замглавы ДИТ. Параллельно с этим шли обсуждения с московскими департаментами.

В данный момент на независимой площадке продолжается общественное обсуждение стратегии "Умный город" по показателям качества жизни и качества городской среды. Анализируя в процентном соотношении реакцию горожан, Алексей Чукарин сказал ComNews, что в текущей версии документа 50% комментариев находятся в зеленом поле, 40% - конструктивные предложения, а в 10% случаев следует объяснить, почему предложения нельзя включить в документ.

Также ДИТ с экспертами и представителями отрасли работает над рядом стратегических инициатив. "С экспертами мы проводим стратегические сессии, собираем от коллег обратную связь, обрабатываем, включаем в текущую версию стратегии, ежесуточно ее обновляем и направляем в соответствии с заключением всем заинтересованным лицам. В целом большинство замечаний мы либо учли, либо объяснили, почему эти комментарии в стратегию войти не могут", - рассказал Алексей Чукарин.

Отвечая на вопрос ComNews о том, каких шагов стоит ждать после принятия стратегии, Алексей Чукарин ответил, что придется апдейтить все государственные программы (на текущий момент в Москве действуют 14 госпрограмм). "Все программы будут корректироваться под стратегию - это формальная часть", - сказал он. С фактической точки зрения, под принимаемую стратегию нужно подготовить всю технологическую, сервисную и логистическую базы для того, чтобы как только появится намек на реальные документы, все сразу же было легализовано.

Но есть проекты, которые не требуют внесения изменений в законодательство. По словам Алексея Чукарина, они уже начаты и перекочуют из "Информационного города" в "Умный город". "Во-первых, мы сейчас активно запускаем и внедряем технологию сквозной идентификации пользователя во всех сервисах, приложениях, которые в городе существуют - "Активный гражданин", "Наш город", ЕМИАС, Московская электронная школа и др., - по единому логину и паролю. Второй проект - это технология блокчейн, которая позволяет экономить существенные средства и повышать прозрачность голосования и обсуждений, а также действий правительственных структур. Третий проект - информатизация больниц и электронная медицинская карта для пациента как амбулаторного, так и находящегося в стационаре", - говорит замглавы ДИТ.

Директор по развитию VAS-продуктов и сервисов для операторов связи "Инфосистемы Джет" Алексей Сечкин положительно оценил инициативу ДИТ, собравшего представителей из разных отраслей на одной площадке для обсуждения стратегии "Умного города". "Я вижу роль ИТ-бизнеса в стратегии Москвы "Умный город", в частности, в области IoT и информационной безопасности, - сказал он. - Необходимо обеспечить качество не только с точки зрения срабатывания устройств, но и с точки зрения защиты устройств. Важна как непрерывность, так и защищенность этих каналов".

По словам Алексея Сечкина, государство должно учесть требования индустрии. "Должен быть выработан стандарт, который будет должным образом контролировать и регулировать стандарты безопасности, в том числе в IoT. Например, регулировать те средства, которые будут применяться, их класс защиты и перечень компаний, которые будут сертифицироваться. При этом экспертное сообщество должно сотрудничать с государством для того, чтобы осуществлять отбор", - отметил представитель "Инфосистем Джет".

Генеральный директор Group-IB Илья Сачков обратил внимание на нехватку квалифицированных специалистов в области информационной безопасности. Он придерживается мнения, что "Умному городу" нужны грамотные профессионалы.

Вице-президент по корпоративным отношениям ООО "Яндекс" Марина Амелина заметила, что большинство компаний, ориентированных на цифровую отрасль, уделяют большое внимание созданию целых пользовательских экосистем, развивающихся вместе с запросами пользователей.