Анна Серебряникова, операционный директор ПАО "МегаФон"
02.08.2018

Одно из основных направлений формирования цифровой экономики в России - ​построение инновационной инфокоммуникационной инфраструктуры. Руководитель рабочей группы по направлению "Информационная инфраструктура", созданной решением правительственной подкомиссии по цифровой экономике, операционный директор ПАО "МегаФон" Анна Серебряникова рассказала обозревателю "Стандарта" Игорю Агапову о задачах и первых результатах работы группы.

- В чем особенности требований цифровой экономики к инфокоммуникационной инфраструктуре?

- "Информационная инфраструктура" - ​одно из пяти основных направлений деятельности АНО "Цифровая экономика". И это одно из важнейших направлений, ведь инфраструктура - ​это базис для развития любых цифровых проектов, который во многом определяет параметры инвестиционных вложений.

Главные особенности требований цифровой экономики к инфокоммуникационной инфраструктуре заключаются в повышенной надежности и устойчивости сетей, а также высоком уровне информационной безопасности. Если мы говорим, к примеру, о промышленном Интернете вещей, то такие параметры особенно важны для производств с критическими процессами - ​атомных, газораспределительных станций, крупных электроподстанций, химической промышленности. Кроме того, беспроводная сеть должна быть эффективной с точки зрения максимального радиопокрытия при низкой плотности базовых станций.

Также хотелось бы подчеркнуть важность развития цифровых платформ. "МегаФон" уже активно работает в этом направлении: мы разрабатываем и запускаем пилотные проекты. Один из них - ​решение "Цифровая управляющая компания", которое мы представили совсем недавно. Это единая онлайн-платформа по управлению процессами, связанными с ЖКХ, предназначенная для бизнеса и жильцов. Мы надеемся, что внедрение этого комплексного решения повысит прозрачность сферы ЖКХ, качество услуг и, самое главное, уровень доверия потребителей к этой сфере.

- Какие основные задачи стоят перед рабочей группой, которую вы возглавляете?

- Основные задачи рабочей группы "Информационная инфраструктура" - ​реализация целевых показателей, заложенных в программе. Нам уже удалось не только обсудить острые вопросы и выдвинутые участниками инициативы, но и приступить к следующему этапу. Мы подготовили детально проработанный план действий и нашли оптимальные решения для открытых вопросов. В план вошло более 400 мероприятий с предложениями по обеспечению широкополосным доступом в Интернет малых населенных пунктов, образовательных и медицинских учреждений, госорганов; по созданию современной сети связи на федеральных дорогах; по внедрению стандарта связи пятого поколения (5G) в городах с населением свыше 1 млн человек; по созданию цифровых платформ; по развитию технологий сбора и использования персональных, больших и пространственных данных. В ближайших планах - ​разработать предложения по внедрению "цифровой" программы в таких областях, как здравоохранение, образование, сельское хозяйство, энергетика, системы государственного управления, финансовые услуги, электронная коммерция, цифровой транспорт и логистика.

- Что уже сделано?

- Мы работаем над концепциями создания и развития сетей 5G/IMT-2020, а также Интернета вещей в России. Концепция Интернета вещей уже полностью разработана союзом LTE, куда входит "МегаФон", и сейчас мы ждем комментариев со стороны Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Что касается концепции 5G, мы находимся в процессе ее подготовки, работа по этому направлению будет закончена в ближайшее время. Также, с учетом ранее проводимых мероприятий по устранению цифрового неравенства, мы определили потребности населения в услугах ШПД.

Кроме этого, в феврале 2018 года рабочая группа согласовала план мероприятий по инвестиционному стимулированию развития сетей 5G. В первую очередь, мы предлагаем снизить размер оплаты за радиочастотный спектр для операторов связи, внедряющих передовые технологии, и ввести с 2019 года мораторий на увеличение этой платы. Для достижения заметных эффектов с точки зрения дальнейшего улучшения услуг связи мы предложили расширить применение принципа сетевой нейтральности для всех технологий и диапазонов частот без исключения.

Чтобы снизить налоговую нагрузку на отрасль, мы предлагаем уменьшить ставку по налогу на прибыль для налогоплательщиков, которые занимаются развертыванием сетей связи 5G - ​с 20 % до 12,5 %. Еще одна обсуждаемая инициатива - ​освобождение от уплаты налога на движимое имущество, приобретенное под проекты развертывания 5G-сетей.

По предварительной оценке, предложенные меры позволят операторам обеспечить инвестиции на пять лет в объеме 300 млрд рублей для развертывания в России сетей связи нового поколения. Такие меры могут привлечь до 45 % средств для реинвестирования в развитие 5G. Сейчас мы ведем диалог с государством по вопросу финансово-экономического обоснования предложенных мер.

- Каковы организационные особенности и проблемы работы группы?

- На наших глазах происходят естественные политические процессы и изменения в составе правительства РФ. Мы поддерживаем решение о том, чтобы в структуру правительства вошло Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, созданное на базе Минкомсвязи. Это очень символично, что цифровое развитие оказалось ближе всего к связи и массовым коммуникациям, так как именно в этой сфере в России сосредоточены наиболее инновационные компании, находящиеся в авангарде технологического развития.

Повестка цифрового развития сегодня крайне широка: она включает десятки амбициозных задач для бизнеса и органов власти. Для реализации программы необходима плодотворная совместная работа и поддержка со стороны регуляторов. Очень важно, чтобы государственные органы исполнительной власти способствовали ускорению этого процесса.

- Каковы ваши ближайшие планы?

- Мы сконцентрируемся на вопросах, связанных с 5G и Интернетом вещей: продолжим совместную работу над концепциями развития этих технологий, будем активно работать над созданием цифровых платформ и строительством сетей связи.

Ожидается, что в 2019 году будут проведены радиочастотные аукционы, а также пройдет Всемирная конференция радиосвязи (ВКР-19), на которой страны мира примут окончательное решение о частотах для развития 5G/IMT-2020. Мы считаем, что в России необходимо ориентироваться на диапазоны максимально гармонизированных во всем мире частот. Их выделение для 5G существенно упростит кооперацию и скорость внедрения новых технологий, позволит избежать лишних затрат.

По решению ГКРЧ "МегаФон" получил частоты в диапазонах 3,4‑3,8 ГГц и 24,25‑27,5 ГГц и уже показывает практическое применение технологий 5G.
Например, в Москве "МегаФон" впервые в России провел прямую трансляцию товарищеского футбольного матча сборных России и Турции в формате VR с использованием технологии 5G. В Санкт-Петербурге мы продемонстрировали работу 5G на прототипе пользовательского устройства, с применением базовой станции Nokia и модема Qualcomm, работающих в миллиметровом диапазоне. А в Казани "МегаФон" в партнерстве с "КАМАЗом" развернул пилотную зону 5G и впервые в России показал практическое применение технологии пятого поколения для сопровождения движения автономного транспорта.

Также мы сделали еще один важный стратегический шаг в направлении развития сети 5G и завершили сделку по приобретению компании "Неоспринт", которой принадлежит полоса частот 24 МГц в спектре 3,4‑3,6 ГГц в Москве. Полученный ресурс высоко востребован для строительства сетей 5G в столице, одном из важнейших регионов для "МегаФона".

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты