Новости / август 2018
"ВымпелКом" смещает фокус с розницы на сеть

© ComNews
03.08.2018

Общая выручка ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") во II квартале текущего года выросла на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 72,5 млрд руб. Основными драйверами роста стали увеличение мобильной сервисной выручки (на 3,5%, до 57,6 млрд руб.) и значительный рост выручки от продаж оборудования и аксессуаров (на 107,2%, до 5,7 млрд руб.). Трехзначное изменение процентных показателей было обеспечено появлением дополнительных монобрендовых магазинов после интеграции "Евросети" и проведением ребрендинга с 22 февраля 2018 г. Аналитики отмечают, что возросшая на 6% выручка "ВымпелКома" является хорошим показателем для стагнирующего российского телекоммуникационного рынка.

"ВымпелКом" представил финансовые и операционные результаты за II квартал 2018 г. Общая выручка оператора выросла на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 72,5 млрд руб.

Сервисная выручка в мобильном сегменте увеличилась на 3,5% и составила 57,6 млрд руб. Рост произошел преимущественно за счет увеличения выручки от передачи данных и других дополнительных сервисов, которые компенсировали снижение выручки от голосовых услуг. Общая выручка в мобильном сегменте выросла на 8,7% и составила 63,5 млрд руб. Выручка от передачи мобильных данных продолжила позитивную динамику и увеличилась на 6,2% до 15,4 млрд руб. "Увеличение показателя обеспечил рост проникновения пакетных предложений и смартфонов, а также соответствующий рост объемов передаваемых данных", - пояснили в компании.

При этом количество абонентов "ВымпелКома" сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на 3,3%, до 56,4 млн. Как сообщили в компании, это в полной мере соответствует тенденциям рынка. Число клиентов, пользующихся мобильным Интернетом, также снизилось на 4%, до 38,1 млн. В основе такой динамики лежит сокращение объемов продаж через альтернативные каналы дистрибуции в результате фокуса на развитии монобрендовой сети. Сокращение клиентской базы обусловлено снижением количества абонентов со сроком пользования услугами менее 12 месяцев, в то время как количество абонентов со сроком пользования более 12 месяцев в общей базе выросло. Доля объемов B2C-продаж через монобрендовые магазины "Билайна" увеличилась к концу II квартала 2018 г. до 38%, в то время как в предыдущем году данный показатель составлял 24%.

Показатель среднего дохода в месяц в расчете на абонента (ARPU)  в мобильном сегменте продолжил расти, увеличившись на 5,6%, до 338 руб. MOU (количество минут, использованных абонентом на услуги голосовой передачи) снизилось на 4,2% до 323 минут.

Сервисная выручка в фиксированном сегменте сократилась на 10% до 8,9 млрд руб. Как уточнили в "ВымпелКоме", на показатель повлияло сокращение на 600 млн руб. выручки от транзитного трафика, централизованного в VEON Wholesales Services (подразделение группы VEON, которое взаимодействует с международными операторами). "Без учета этого влияния сокращение выручки в фиксированном сегменте составило бы 4,4%, то есть по сравнению с предыдущими кварталами обозначился бы тренд на улучшение", - добавили в компании.

Выручка по ШПД снизилась на 1,2% до 2,5 млрд руб. ARPU по ШПД также снизился на 5,2% до 371 руб., однако количество абонентов увеличилось на 4,2% до 2,3 млн. "Конвергентные тарифные предложения (FMC) продолжают играть важную роль в развитии фиксированного сегмента. Клиентская база FMC выросла во II квартале 2018 г. на 34% в годовом исчислении и достигла 973 тыс. клиентов. Таким образом, доля клиентов FMC в общей базе клиентов ШПД составила 43%, что оказало влияние на снижение оттока", - следует из отчета "ВымпелКома".

Показатель EBITDA увеличился на 1,2% и достиг 27,2 млрд руб., обеспечив базовую прибыль EBITDA рентабельностью 37,6%, что на 1,8 п.п. меньше в годовом исчислении. "В основе роста EBITDA по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года - рост выручки, частично компенсированный возросшими затратами на рекламу, увеличением технических и ИT-затрат по причине расширения сети, а также затратами на интеграцию "Евросети", которые во II квартале 2018 г. составили приблизительно 1 млрд руб.", - отметили в компании.

Затраты на интеграцию частично компенсирует рост рентабельности продаж оборудования и аксессуаров и, как результат, рост продаж устройств, главным образом за счет увеличения числа монобрендовых магазинов "Билайна".

За ближайший год "Билайн" увеличил вдвое количество монобрендовых магазинов - теперь их свыше 3100. Всего же у "Билайна" 5000 магазинов (монобренд + франшиза). Магазины "Билайна" работают более чем в 700 городах. На эти цифры повлияло разделение "Евросети".

Напомним, что в конце февраля "ВымпелКом" и ПАО "МегаФон" закрыли сделку по разделению бизнеса "Евросети" (см. новость ComNews от 27 февраля 2018 г.). "ВымпелКом" приобрел половину салонов "Евросети" - около 1,8 тыс. розничных магазинов, а взамен отдал свою 50%-ную долю "МегаФону".

В результате удвоения количества салонов во II квартале 2018 г. выручка "ВымпелКома" от продажи оборудования и аксессуаров увеличилась на 107% до 5,7 млрд руб. "Мы получаем существенную маржу от продаж девайсов, которая соответствует нашим бюджетным планам и находится в рынке", - добавил исполнительный вице-президент, главный финансовый директор "ВымпелКома" Андрей Ларкин.

К концу года компания стремится к тому, чтобы более половины всех розничных продаж осуществлялись через собственные салоны "Билайна". "Привлечение клиентов в магазины позволит нам продавать больше услуг, повышать ARPU и увеличивать качество проникновения разных услуг в нашу абонентскую базу", - отметил генеральный директор ПАО "ВымпелКом" Василь Лацанич.

"ВымпелКом" ожидает продолжения негативного воздействия на EBITDA (в объеме приблизительно 3 млрд руб. за 2018 финансовый год) из-за интеграции и затрат на ребрендинг магазинов "Евросети". Помимо этого, "ВымпелКом" ожидает давление на рентабельность базовой прибыли EBITDA вследствие интеграции и ребрендинга. При этом планируется сокращение затрат на альтернативные каналы продаж, что частично нивелирует это негативное воздействие.

По завершении процесса интеграции "ВымпелКом" ожидает позитивное влияние на выручку и с 2019 г. - на EBITDA за счет активизации продаж устройств и повышения эффективности каналов продаж.

Капитальные затраты оператора за вычетом затрат на лицензии увеличились на 69% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 13,3 млрд руб. В основном это произошло в результате ускорения развертывания сети и интеграции магазинов "Евросети".

"ВымпелКом" продолжает инвестировать в развитие сети в целях создания высокотехнологичной и современной инфраструктуры, готовой к интеграции новых технологий. "Радиосеть 4G будет нашим приоритетом", - заявил Василь Лацанич. В будущем инвестиции в 2G и 3G практически прекратятся.

Глава "ВымпелКома" подчеркнул, что если еще сравнительно недавно в приоритете у оператора была розница, то после интеграции "Евросети" фокус сместится на развитие сети. В ближайшее время сетью LTE оператор планирует покрыть все регионы. "Более половины общего объема дата-трафика проходит через сети LTE. Мы предполагаем, что в обозримом будущем эта цифра увеличится до 70-80%", - спрогнозировал Василь Лацанич. По словам главы "ВымпелКома", год к году LTE-трафик прирастает более чем на 70%. Рост потребления на абонента LTE также значительно увеличивается.

"II квартал был для нас удачным. Он показал, что наша последовательность, наши инвестиции в рост и наше выполнение планов, которые мы перед собой поставили по оздоровлению рынка и бизнеса в целом, работают", - резюмировал Василь Лацанич.

Согласно предварительным расчетам, на исполнение "Закона Яровой" "ВымпелКом" закладывает около 6 млрд руб. в 2018 финансовом году, ожидаемых в третьем и четвертом квартале текущего года.

Как заметил вице-президент Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров (ГИФА) Богдан Зварич, если сравнивать результаты "ВымпелКома" с опубликованными ранее показателями ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) по динамике роста выручки, то у первого оператора она существенно отстает. Однако если сравнивать отчетность "ВымпелКома" с общей отчетностью VEON (материнская компания оператора), то она выглядит неплохо. 

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын полагает, что рост выручки "ВымпелКома" на 6% - очень хороший показатель в существующей экономической ситуации. Он отмечает, что падение выручки и ARPU в фиксированном сегменте отражает конкурентную ситуацию и фактическую ценовую конкуренцию.

Леонид Делицын обращает внимание на оценку затрат на исполнение закона Яровой в объеме 6 млрд руб., что составляет около 8-9% выручки. "Сумма, конечно, не смертельная для телекомов, но достаточная, чтобы укрепить вялый пессимизм фондового рынка", - добавил аналитик "Финама".

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Валерий Безуглов оценил положительно результаты "ВымпелКома". "Компания зафиксировала свободный денежный поток на капитал на уровне $540 млн по итогам первого полугодия, что дает основания выполнить годовые цели менеджмента. Кроме того, телеком объявил промежуточные дивиденды по результатам полугодия в размере $0,12 на акцию против $0,11, объявленных в августе 2017 г., что подразумевает дивидендную доходность на уровне 3,9%, а дата закрытия реестра ожидается 14 августа. Не исключено, что совокупно по итогам 2018 г. компания выплатит акционерам около $0,30, что предполагает доходность на уровне 10% к текущей котировке в $3", - отметил аналитик "Фридом Финанса".

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин также положительно оценил итоги "ВымпелКома". "В России сохраняются сложные макроэкономические условия, и рынок долгое время находился в подвешенном состоянии. На этом фоне результаты "ВымпелКома" могут быть предвестниками хорошего сезона отчетности в отечественном телекоммуникационном секторе", - заметил Артем Михайлин.

Аналитик "Велес Капитала" ожидает в следующем квартале ускорения роста сервисной выручки в мобильном сегменте. Это объясняется тем, что операторы, как правило, улучшают показатели во второй половине года. "Основные тенденции этого отчетного периода также, скорее всего, сохранятся: снижение абонентской базы год к году, рост выручки от передачи данных и их использования, снижение голосового трафика, снижение выручки от сервисов фиксированной связи, рост выручки розничных салонов. Интеграция салонов будет оказывать негативные эффекты до конца года, но они могут снизиться уже в следующем квартале", - спрогнозировал Артем Михайлин.