Илья Симонов, директор Центра виртуальной реальности ЗАО "КРОК Инкорпорейтед"
© ComNews
09.08.2018

Какие из продуктов с использованием стека технологий виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) пользуются наибольшим спросом в России, в каких отраслях промышленности могут использоваться решения AR/VR и где существуют барьеры для их развития корреспонденту ComNews рассказал директор Центра виртуальной реальности ЗАО "КРОК Инкорпорейтед" ("Крок") Илья Симонов.

- В каких отраслях российской экономики уже внедряются решения с использованием стека технологий виртуальной и дополненной реальности? В каких процессах они применяются?

- В промышленности VR применяется практически на всем жизненном цикле изделий. Например, появляются решения, которые объединяют удаленные офисы в виртуальном пространстве, и конструкторы могут совместно согласовать проект на основе 3D-модели. 

Виртуальная реальность полезна при обучении производственного персонала сложным технологическим процессам и операциям. На предприятиях уже есть обучающие проекты, которые разработаны на основе 3D-графики. Как правило, это ситуации или процессы, которые практически нельзя воспроизвести в реальной жизни или затраты на их симуляцию крайне высоки. Здесь VR-инструменты необходимы для сценариев, которые требуют максимального вовлечения обучаемого в процесс или командное взаимодействие. С их помощью можно проанализировать действия сотрудников и обеспечить контроль остаточных знаний, а также оказать эмоциональное воздействие. Это особенно важно в обучении аспектам производственной безопасности.

Приложения виртуальной и дополненной реальности стали шире использоваться в маркетинге для продвижения продукции и услуг, например, в ретейле или корпоративных продажах. В этом случае VR или AR позволяют продемонстрировать товар, которого пока нет: показать его преимущества и выделиться за счет нового опыта восприятия клиентом.

- Клиентам из каких отраслей российской экономики потенциально могут быть интересны проекты с использованием AR/VR-технологий?

- Во многом ответ на этот вопрос зависит от задачи, которую должны решать технологии VR или AR в том или ином бизнесе. На первый взгляд в банках применение 3D-графики не лежит на поверхности. На деле в финансовом секторе уже есть реальные кейсы использования симуляторов с 3D в обучении сотрудников эмпатии и тактичному общению с клиентами.

Или, наоборот, сложно представить согласование технологичного проекта или идеи без визуализации. Но пока спрос на VR-решения для этого только формируется. Больше всего интересуются виртуальной реальностью промышленные предприятия, которые проходят цифровую трансформацию. В первую очередь, это крупнейшие игроки нефтегазового сектора и нефтехимические компании. Они первыми ощутили ценность VR для оптимизации производственных цепочек и обучения персонала.

- Что сподвигло компанию КРОК создавать отдельное направление по технологиям виртуальной и дополненной реальности?

- Мы видим нашу роль как технологического партнера для заказчиков. Мы сотрудничаем с командой клиента на каждом этапе работы и детально погружаемся в бизнес. Чтобы понять ценность VR для предприятий мы должны глубоко изучить всю цепочку технологических процессов или сам продукт. Без этих компетенций просто невозможно выстроить эффективную работу с заказчиками.

Интерес к VR-технологиям со стороны представителей бизнеса начал формироваться в 2013 году. При этом оборудование и технологии стали доступнее. Поэтому тогда же мы приняли решение создать выделенный центр компетенций, который станет хабом технологий и лучших практик индустрии. Это повлекло за собой существенные инвестиции в оснащение демо-центра и инфраструктуру. В перспективе пяти лет Центр виртуальной реальности вышел на окупаемость.

- Какие продукты компания КРОК предлагает своим клиентам в области AR/VR-технологий?

- В Центре виртуальной реальности мы разрабатываем продукты для обучения персонала (Serious games), промышленного и строительного проектирования, включая визуализацию для задач BIM (Building Information Modelling). Наряду с этим мы разрабатываем решения для демонстрации товаров и промышленного оборудования в формате AR-приложений и с помощью столов виртуальной голографии.  Например, в одном из таких проектов мы разработали AR-приложение для компании DeLaval (шведская компания DeLaval является одним из крупнейших в мире производителей оборудования для автоматизированного доения, кормораздачи и др. – прим. СomNews), которое способно показать работу целой автоматизированной фермы на выставке или встрече с агроинвестором.

В качестве консультантов мы проектируем варианты корпоративной VR-Ready архитектуры, разрабатываем методологии и просчитываем оснащение центров виртуальной реальности. При этом мы ориентируемся на синергетический эффект от классической экспертизы "Крок" в вычислительных системах и VR. Например, в промышленном проектировании для работы VR-технологий требуется дополнение стандартных ЦОД графическими серверами, которые обеспечивают высокопроизводительные удаленные вычисления для систем виртуальной реальности. И для заказчиков мы делаем такие проекты.

В 2016 году мы выделили в отдельный технологический стек VR-решения для Индустрии 4.0, понимая, что цифровая трансформация на производстве ведет к созданию кросс-технологических проектов. И это не только экспертиза по комплексной оцифровке промышленных объектов и операций - "цифровое производство", но и инструменты для визуализации информации поступающей от датчиков и сенсоров.

Одно из новых решений, спрос на которое вырастет в ближайшие два года – виртуальный ассистент для промышленного применения. С его помощью ассистент через специальные VR-очки может проследить за действиями оператора и подсказать, как действовать при работе с оборудованием. При этом один человек находится непосредственно на объекте, а другой работает удаленно.

- Какие из подобных решений пользуются наибольшим спросом? Почему?

- Среди наших заказчиков мы видим стабильный спрос на маркетинговый VR как самый простой в технической реализации продукт. Увеличивается спрос на продукты стека "цифровое производство", включая обучение персонала действиям в нештатных ситуациях - решения Health&Safety.

Некоторые из предприятий пошли еще дальше, создавая выделенные центры цифровых компетенций. Мы помогаем им, предоставляя технические консультации и необходимую инфраструктуру. В частности, машиностроительные заводы и конструкторские бюро могут воспользоваться компетенциями "Крок" при адаптации инфраструктуры к работе с графическими данными без задержек. Используя технологии VDI можно безопасно работать с 3D-моделями непосредственно на рабочих местах. Более глубоко погрузиться в детали и осмотреть модель в полном масштабе можно с помощью профессиональных систем визуализации. А производительное "железо" для этих задач можно получить по модели Hardware as a Service. 

- Какова ваша стратегия по развитию промышленного применения VR в бизнесе корпоративных заказчиков?

- Сейчас мы работаем с различными отраслями экономики. Мы анализируем реальные потребности и готовим совместные аналитические продукты с целью конкретизации задач и ожиданий от внедрения VR. С кем-то из заказчиков мы находимся на этапе оценки эффективности перехода к AR- и VR-инструментам на производстве. Чтобы правильно подобрать технологическое решение, наша команда использует целый набор методологий — поиск проблемных областей, клиентоориентированную разработку (CustDev), быстрое тестирование гипотез, создание прототипов и MVP (Minimum valuable product).

- На рынках каких стран в области AR/VR-технологий вы работаете?  Какие рынки для вас потенциально интересны?

- Мы не ограничиваемся только работой с российскими компаниями и заинтересованы в развитии международного сотрудничества. Сейчас мы работаем с партнерами из стран Персидского залива и ориентированы на европейские рынки.

Одним из перспективных направлений для нас стало цифровое культурное наследие, и мы предлагаем ведущим музеям России и мира компетенции по созданию цифровых копий культурных ценностей.

- Каковы драйверы и барьеры для российского бизнеса при использовании стека AR/VR-технологий?

- С одной стороны, подход исполнителей проектов стал более предметным, вырос уровень погружения в бизнес клиента. С другой стороны, по мере углубление цифровой трансформации, заказчики стали лучше разбираться в технологиях и формулировать качественные запросы. Безусловно, это вывело взаимное понимание эффективности на качественно новый уровень, а само взаимодействие с рынком приобрело новые формы.

Один из барьеров заключается в том, что для применения новых технологий на предприятиях и в компаниях, там должна быть создана необходимая инфраструктура. Речь об устройствах, беспроводной связи, графических серверах и остальных составляющих технологической экосистемы. Это технически сложный и требующий инвестиций процесс цифровизации, который нужно пройти.

Подготовка кадров – еще один значимый сдерживающий фактор, так как специалистов с компетенциями в области VR очень мало. И здесь необходима отраслевая кооперация, в результате которой на рынок выйдут специалисты совершенно новой квалификации.

- Как будут развиваться AR/VR-технологии в РФ? Каковы перспективы развития этого рынка в РФ?

- Мы ожидаем, что проникновение индустриального VR в России продолжит расти. Это будет поступательный рост по мере адаптации практик Индустрии 4.0 на российских промышленных предприятиях. Сегодня наблюдается достаточно высокий уровень осведомленности бизнеса о потенциале виртуальной и дополненной реальности. Компании-лидеры цифровой трансформации также способствуют расширению сценариев применения виртуальной и дополненной реальности, работая над пилотными проектами как inhouse, так и вместе с партнерами. Все будет зависеть от качественной обратной связи: чем полнее и раньше мы ее получим, тем быстрее произойдут изменения в производственной культуре.

Компании уже задумываются не о локальном применении технологии, а о централизованном внедрении, меняющем устоявшиеся подходы и методологии. Например, в нефтехимии стали уделять больше внимания VR-симуляторам для обучения производственного персонала и более эффективного управления рисками. Глобально это должно привести к созданию совершенно новой цифровой культуры на предприятиях.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты