Ксения Попова, старший консультант международной консалтинговой компании Odgers Berndtson
Ксения Попова,
старший консультант международной консалтинговой компании Odgers Berndtson
23.08.2018

Развитие IT-технологий привело к появлению новых трендов в автомобилестроении. В прошлом году бывший вице-президент General Motors Роберт Лутц заявил, что автомобильной эре наступает конец и в ближайшие 20 лет привычные всем транспортные средства будут поставлены вне закона. По его мнению, будущее принадлежит полностью беспилотным автомобилям, которые вообще не будут иметь никаких средств управления. Бывший руководитель GM предполагает, что переломный момент произойдет, когда доля полностью беспилотных автомобилей в мировом автопарке составит 20-30%.

Уже сейчас проекты в сфере технологий автоматического пилотирования автомобилей занимают важное место в стратегиях глобальных концернов, таких как Tesla, Mercedes-Benz, Audi, BMW, Volvo. Автоэксперты все разработки в этой сфере распределяют по пяти уровням в зависимости от степени автономности машины - от 1-го, где система автомобиля выполняет минимальный набор функций помощи водителю, до 5-го, когда автомобиль способен самостоятельно передвигаться в любой обстановке и ситуации.

Пока автопроизводители фокусируются на разработке и усовершенствовании технологий автономного вождения 2-го уровня (частичная автоматизация вождения) и в некоторых случаях 3-го уровня (условная автоматизация вождения). В числе последних - такие компании, как Audi и Tesla. При этом большинство автопроизводителей не жалеют средств для поиска прорывных технологий в сфере беспилотников.

Для этого используется множество инновационных решений, как в "начинке" авто, так и в области хранения и обработки информации. Ключевая функция - возможность ориентации и оценки окружающей дорожной обстановки - обеспечивается комбинацией различных сенсоров, таких как лидары, радары различных радиусов действия, камеры, мультимедийные системы и сервисы локализации GPS. Собранные с них данные поступают в облачные сервисы, где обрабатываются и систематизируются искусственным интеллектом.

Нейронные сети вместо навигатора

Следующим шагом применения машинного интеллекта является использование глубоких нейронных сетей, которые в режиме реального времени классифицируют всю доступную информацию о дорожной обстановке. Для мониторинга и навигации используются и сверхточные картографические сервисы. Точность карт высокого разрешения достигает 5 см, что позволяет автомобилю безошибочно представлять свое местоположение и окружающую обстановку. Такие карты призваны заменить существующие навигационные системы.

Компьютеры вместо водителей

Непосредственно управление автомобилем берут на себя сверхсовременные компьютеры, установленные на борту машины. Они не только обрабатывают данные мониторинга, полученные через нейронные сети, но и способны анализировать окружающую среду и оценивать факторы риска для предотвращения ДТП.  По сути, это электронные "мозги", программно-аппаратный комплекс, который ведет машину по карте, опираясь на получаемые в режиме реального времени полные и объективные данные о состоянии дороги и автомобиля. И он способен самообучаться.

Автопроизводители против IT-сектора

Разработка таких комплексов - значительный шаг вперед на пути преодоления барьера между полуавтоматическими и полностью автоматизированными авто. Крупнейшие мировые автопроизводители, которые сегодня тестируют беспилотные автомобили, активно сотрудничают с передовыми производителями процессоров. В ответ на этот процесс мировые IT-корпорации, такие как IBM, Intel, Cisco, Google, Amazon и Nokia разрабатывают экосистему когнитивных автомобилей со способностью самообучения.

Однако рынок автономных автомобилей не развивался бы столь стремительно, если в создании экосистем не принимало участие значительное количество стартапов. Молодые высокотехнологичные компании разрабатывают как отдельные элементы систем автоматизации, так и готовые неординарные решения. Например, ряд проектов занимается созданием беспилотных технологий для сложных погодных условий. В 2017 году американский стартап DriveAI одним из первых испытал беспилотный автомобиль во время дождя, а также в ночное время суток. Тестированием беспилотников при плохой погоде занимается и компания Waymo. Ее технологии позволяют машине двигаться при небольшом дожде, но при сильном ливне система безопасности экстренно тормозит автомобиль. Прошлой зимой Waymo приступила к разработке технологии беспилотного вождения во время снегопада.

А что в России

В России с ее сложными климатическими условиями тоже необходима разработка решений, рассчитанных на непогоду в разное время года. По сути, это государственная задача. Подобные испытания уже ведутся: в конце ноября 2017 года компания "Яндекс" вместе с институтом НАМИ успешно провели тестирование российского беспилотного авто в снежных условиях. Решить задачу поиска эффективных и востребованных решений призваны и технологические конкурсы, стартовавшие в этом году. В России при поддержке правительства, РВК и других институтов развития объявлен конкурс Up Great - это первый опыт проведения подобных соревнований для разработчиков-изобретателей в нашей стране. 

На начальном этапе планируется провести три конкурса - "Зимний город", "Первый элемент. Земля" и "Первый элемент. Воздух". Участники "Зимнего города" должны разработать беспилотный автомобиль, способный передвигаться в тяжелых климатических условиях при отсутствии разметки, в дождь и снег. Причем не только по трассе, но и в условиях плотного городского трафика. В следующих двух конкурсах участникам предстоит создать реальную и выгодную альтернативу традиционным видам топлива, в частности разработать водородные топливные элементы. Дело в том, что водородные автомобили в зимних условиях работают гораздо эффективней тех же электромобилей, которые на холоде значительно сокращают максимальный запас хода.

Российские конкурсы-"вызовы" должны стимулировать молодые таланты участвовать в развитии отечественного рынка инновационных технологий. Крупным игрокам рынка инженерные состязания также помогут найти пути к усовершенствованию своих разработок. Сегодня беспилотные автомобили в стране разрабатывает не только "Яндекс": в июле на выставке "ИННОПРОМ" компания "Цифра" представила беспилотный КАМАЗ и БелАЗ для работы на карьерах. Создана целая ассоциация по развитию автономного, подключенного и электрического транспорта - "Автонет". В ней уже пять участников, включая НАМИ, создавший беспилотный электробус ШАТЛ, и "КАМАЗ", который разработал грузовик-беспилотник. Но пока речь идет о создании прототипов и начальном тестировании технологий автоматического пилотирования автомобилей.

Но для эффективного развития технологий необходима кооперация между технологическими стартапами, крупным бизнесом и научным сообществом. Нужно создавать специальную экосистему, где участники отрасли будут учиться работать друг с другом, где будут вырастать кадры и вырабатываться важные менеджерские навыки.  В развитых странах для решения этой задачи создаются специальные консорциумы. Например, в Германии это общество Фраунгофера. Его сотрудники занимаются прикладными исследованиями. В него входит более 80 научно-исследовательских центров по всему миру.

В США - Кремниевая долина. На территории инновационного кластера работает около 90 тысяч компаний, десятки исследовательских центров и крупные университеты. Вместе они не только создают интересные продукты для рынка. Но и находят новых специалистов, используют кадровый потенциал научной среды.

Подобные форматы развиваются и в Великобритании, Германии, Японии, Китае. Правительства создают кластеры, где могут взаимодействовать университеты, компании и поставщики. Сейчас похожая площадка создается и в российской столице по инициативе московского правительства. По планам инициаторов, это будет цифровая платформа, объединяющая науку, государство и бизнес.

Полноценному развитию проектов препятствуют законодательные барьеры: в российском законодательстве нет даже самого понятия беспилотных транспортных средств. Среди других минусов - отсутствие возможностей страховать такие автомобили, пока нет понимания того, кто несет ответственность за последствия действий или бездействия беспилотников. Однако в перспективе устранение всех барьеров для организации беспилотного автомобильного движения в России, как и во всем мире, неизбежно. Согласно планам российского правительства, к 2025 году доля беспилотных легковых авто 3-го уровня должна достигнуть 2% среди всей отечественной автомобильной техники. Значит, время, когда автономный вид транспорта окажет влияние на все сферы нашей жизни, не за горами.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты