София Бокитько
© ComNews
10.09.2018

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) запустили корпоративный бизнес-инкубатор для сотрудников оператора. Стартапы победителей проекта получат 1 млн руб. за первое место, 500 тыс. руб. и 250 тыс. руб. - за второе и третье соответственно. Как отметили представители "ВымпелКома", программа запущена для того, чтобы создать внутри компании работающий инструмент превращения идей сотрудников в цифровые продукты.

Бизнес-инкубатор открыт для сотрудников "Билайна", у которых есть своя идея цифрового продукта в одном из направлений Innovation Lab. Программа Innovation Lab охватывает такие направления, как Smart Retail, AR/VR, AdTech и AI в рекламе, Fintech, Social Networking, "геймификация", Digital Household и HR-tech. Отдельное направление выделено под проекты социальной направленности, технологии для людей с ограниченными возможностями и решения для благотворительности.

Как сообщили в "ВымпелКоме", проект дает возможность научиться проверять жизнеспособность идеи, для чего участники проходят практическое обучение методологиям Customer Discovery & Development и Lean Startup, осваивают навыки целеполагания, учатся задавать правильные вопросы и считать экономику своих проектов.

Исполнительный вице-президент по управлению персоналом, организационному развитию и поддержке ПАО "ВымпелКом" Наталья Альбрехт прокомментировала: "Мы верим в наших людей и не можем игнорировать их энергию, которая двигает "Билайн" вперед. Поэтому мы создали в "Билайне" честную и понятную модель поддержки стартапов сотрудников - с практическим обучением, значительным вознаграждением и возможностью реализовать свою идею в реальном бизнесе с 56 млн клиентов. Цель программы - создать внутри работающий инструмент для превращения ярких идей в цифровые продукты".

По информации пресс-службы "ВымпелКома", проект не был задуман как разовое мероприятие. "Мы начали этот проект, потому что хотим создать работающий инструмент. Мы планируем проект на постоянной основе и будем улучшать его с каждой итерацией", - сказали в пресс-службе оператора.

Работа бизнес-инкубатора будет происходить в несколько этапов. Сначала - прием заявок и первичный отбор. По результатам отборочных этапов "ВымпелКом" получил 217 заявок от сотрудников, из них 36 проектов прошли в программу акселерации. Защита проектов и награждение победителей пройдет 29 ноября.

В пресс-службе "ВымпелКома" уточнили, что, поскольку компания впервые проводит такой проект, большое количество заявок поступили по "свободному направлению". Популярными направлениями также стали Smart Retail, HR-tech, Fintech, социальное направление.

Те, кто прошел первичный отбор, будут приглашены на трехдневное очное обучение и вторичный отбор в Москву. Участники познакомятся с инструментами, методологиями и кейсами, получат обратную связь от экспертов "ВымпелКома" и ФРИИ. У них будет возможность вносить корректировки в свою начальную идею по мере погружения в предметную область. В завершение каждый участник расскажет экспертам программы о своем проекте.

Поддержку участников осуществляют на разных этапах, как эксперты "ВымпелКома", так и представители ФРИИ. "Тем не менее участники действуют самостоятельно. Мы их не ограничиваем, а помогаем", - подчеркнули в пресс-службе оператора. Каждый участник будет работать с профессиональным наставником ФРИИ. Наставники помогают в освоении инструментов и методологий, обсуждают задачи, проводят "разбор полетов" по итогам выполнения задач, ставят оценки.

О роли ФРИИ в проекте в пресс-службе фонда рассказали следующее: "ВымпелКом" выбрал интересные идеи проектов, которые готов протестировать. Фонд взял на себя работу с этим проектами: мы погружаем сотрудников в реальные боевые условия жизни стартапов, учим их мыслить гипотезами и помогаем быстро тестировать идеи на жизнеспособность и работать в условиях высокой неопределенности".

Согласно информации пресс-службы "ВымпелКома", для тех, кто прошел второй этап отбора, предусмотрено участие в программе бизнес-инкубатора в дистанционной форме, где будет реализована программа акселерации с экспертами и трекерами ФРИИ. В первый месяц участники изучают разные инструменты и методологии, проходят путь по подтверждению востребованности своей идеи. Во второй месяц участники тестируют гипотезы и получают результаты, основанные на фактах. В третий месяц участники заканчивают тестирование гипотез, занимаются оформлением результатов и готовятся к защите проектов перед комиссией.

Финальным этапом станет защита проектов и награждение победителей. Суммы денежных призов для лучших проектов составят 1 млн руб. за первое место, 500 тыс. руб. и 250 тыс. руб. - за второе и третье место соответственно. Также предполагаются ценные призы и подарки другим финалистам. Кроме того, победители получат возможность запустить пилотный проект совместно с "ВымпелКомом" и интегрировать свои решения в бизнес компании.

Директор Акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев отметил, что внутреннее предпринимательство делает компанию конкурентоспособнее. "Сотрудники начинают ориентироваться не на исполнение процедур, а на поиск и масштабирование новых успешных бизнес-направлений. Это усиливает позиции компании в уже традиционных сферах бизнеса и позволяет найти новые возможности", - отметил он.

На вопрос о том, насколько эффективен такой формат, как внутренний бизнес-инкубатор, а также какие плюсы и минусы у подобного проекта, в пресс-службе "ВымпелКома" ответили, что вопрос эффективности в компании внимательно изучат после проекта. "Результаты проекта на текущем этапе нас устраивают - идет программа акселерации. Мы четко видим прогресс самих участников, развитие их идей и получаем сигналы о влиянии проекта на среду в компании. Бизнес-инкубатор для нас - это, с одной стороны, возможность найти новые источники роста в виде новых продуктов с понятными коммерческими показателями, а с другой - это влияние на мышление людей в компании. Мышление, в котором много места уделяется вопросам жизнеспособности выпускаемых продуктов, фокусировки, готовности к изменениям, экономики и пробуждения желания менять мир вокруг", - отметили в пресс-службе "ВымпелКома".

По мнению представителей ФРИИ, внутренний бизнес-инкубатор - один из самых эффективных инструментов вовлечения сотрудников в инновационную деятельность компании.

В пресс-службе ФРИИ рассказали об опыте реализации похожих проектов с другими телекоммуникационными операторами: "Ростелеком" и МТС - стратегические партнеры ФРИИ. С коллегами работаем давно в разных форматах. МТС активно работает с нашими портфельными компаниями, интегрируя их решения, эксперты принимают участие в наших образовательных мероприятиях по внедрению инноваций в корпорациях. В 2017 г. совместно с "Ростелекомом" запустили партнерский акселератор, в ходе которого оператор выбрал несколько стартапов для пилотирования. Партнерство продолжается, оператор на постоянной основе вовлечен в отбор стартапов в Акселератор ФРИИ и работу с ними. Сотрудники компании делятся своей экспертизой со стартапами и консультируют их".

Напомним, как ранее сообщал ComNews, осенью прошлого года "Ростелеком", ФРИИ и фонд "Сколково" начали набор технологических стартапов в совместную акселерационную программу. Организаторы поддерживают и развивают компании, занимающиеся проектами создания оборудования и ПО для виртуализации телекоммуникационных сетей и ЦОДов, а также стартапы в сфере IoT и IIoT, кибербезопасности, видеоаналитики, технологий компьютерного зрения, connected cars, дронов и smart cars (см. новость ComNews от 11 октября 2017 г.).

Что касается аналогичных проектов у других операторов, то руководитель департамента стратегических коммуникаций Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") Ольга Галушина рассказала о двух проектах, которые на данный момент поддерживает компания. Первый из них касается геймификации: "С помощью геймификации Tele2 совершенствует бизнес-процессы компании. У нас есть внутренний проект Walk The Talk, который стартовал в середине лета 2015 г. во всех регионах присутствия Tele2. Целью этого проекта является сбор коммерческих "багов" в точках контактов с абонентами - в салонах, на сайте, в приложениях Tele2, соцсетях и пр. - и оперативное их устранение в любом регионе, быстрее, чем их увидел бы наш клиент. В проект вовлечено большое количество сотрудников компании. Геймификация реализована в виде программы на корпоративном портале Tele2, а также в виде мобильного приложения, где вся игровая информация видна любому зарегистрированному участнику. Есть карта регионов, которая цветокодирована в соответствии с активностью того или иного региона в игре. Также абсолютно всем видно, где, кем и какие проблемы зарегистрированы, решены и проверены. Также в рамках Walk The Talk мы организовали прием идей от сотрудников на любую тематику. Часть инициатив Tele2 уже реализовал", - рассказала она.

Второй проект, по словам Ольги Галушиной, касается развития сотрудников. "Tele2 обучает сотрудников на крупнейшей международной платформе открытого онлайн-образования Coursera. Менеджеры Tele2 могут профессионально развиваться и проходить курсы по актуальным мировым бизнес-темам, не отрываясь от рабочего процесса. Своим сотрудникам Tele2 предлагает курсы по наиболее востребованным и стремительно развивающимся мировым темам - методике agile, технологиям больших данных (big data), цифровым технологиям и инновациям (digital & innovations), дизайн-мышлению (design thinking) и др. Онлайн-платформа Coursera предоставляет все учебные материалы, позволяет в режиме реального времени оценивать эффективность выбранных курсов для компании, а также отслеживать активность и успехи сотрудников", - рассказала Ольга Галушина.

Директор по акселерации по направлению "Телекоммуникации" ИТ-кластера фонда "Сколково" Максим Жаренов считает, что эффективность формата внутреннего бизнес-инкубатора зависит от того, что именно руководство компании подразумевает под термином "бизнес-инкубатор". "Поиск интересных идей внутри крупной компании-оператора и их рыночная валидация через качественную экспертизу - это эффективный способ получить приток свежих идей, открыть для сотрудников окно для предложений и, возможно, дать достойный толчок их карьере в компании. Но такой вариант возможно реализовать, только имея значительный опыт в экспертизе проектов, подтвержденный историями успеха на международном рынке. Сфера телекоммуникаций пронизана сотнями стандартизированных бизнес-моделей, технологий и протоколов. Инновации в данной сфере - это либо что-то значимое на мировом уровне, либо этим не стоит заниматься вообще, даже в отдельно взятой стране. Часто подобные проекты сводятся к чему-то более простому, похожему на курсы повышения деловой грамотности сотрудников. В таком случае получение компанией значимых результатов маловероятно", - отметил Максим Жаренов.

Говоря о развитии направления внутренних программ бизнес-инкубации у операторов "большой четверки", Максим Жаренов отметил, что операторы мобильной связи по характеру своего бизнеса вынужденно оказались лидерами цифровой трансформации экономики. "Насколько мне известно, в том или ином виде подобные программы уже реализуются всеми крупными российскими и зарубежными операторами мобильной связи. Главное в таких программах поиска инноваций внутри компании - качественная и независимая экспертиза, панель опытных проверенных менторов и ряд других атрибутов", - подытожил Максим Жаренов.