© ComNews
09.10.2018

СПАО "Ингосстрах" создало онлайн-программу страхования гражданской ответственности владельцев беспилотных воздушных судов (БВС, дронов). Полис покрывает риски, связанные с ущербом здоровью и имуществу третьих лиц.

При минимальной цене менее 2000 руб. в год итоговая цена полиса зависит от зоны полетов, типа БВС, интенсивности эксплуатации, а также плотности скопления людей. Полис покрывает риски, связанные с ущербом здоровью и имуществу третьих лиц.

Начальник управления страхования космических и авиационных рисков "Ингосстраха" Вадим Семеньков рассказал корреспонденту ComNews, что прогноз по привлечению клиентов в ближайший год - от нескольких десятков до сотен. "Клиенты приходят из разных сфер. Продукт интересен и малым предприятиям, и крупным корпоративным клиентам. Максисмальная цена полиса - 7600 руб.", - добавил Вадим Семеньков.

В пресс-службе "Ингосстраха" сообщают, что эксплуатация беспилотного воздушного судна (БВС) связана с опасностью причинения вреда наземным и воздушным объектам, а также здоровью людей. "Новый полис "Ингосстраха" дает возможность владельцам и пользователям БВС застраховать свою ответственность в рамках стандартизированной программы с понятными условиями и ценами. Программа предусматривает лимиты страхового покрытия в размере 50 тыс., 100 тыс., 200 тыс. и 300 тыс. руб. Страховое покрытие действует на всей территории РФ, за исключением мест военных действий и зон, закрытых для полетов БВС. Застраховать можно и личный квадрокоптер, и корпоративный парк беспилотников", - рассказали в пресс-службе страховой компании.

"Нас удивляет размер страхового покрытия, предложенный коллегами. Наш полис защиты ответственности управляющего дроном - до 1 млн руб.", - рассказал корреспонденту ComNews ведущий специалист департамента авиационного страхования компании "АльфаСтрахование" Александр Кондрашов. "Свой продукт мы презентовали рынку зимой прошлого года и активно развиваем сейчас продажи для корпоративных и частных клиентов. Стоит отметить, что сам продукт появился как ответ на запрос клиентов в новой страховой защите. Подать заявку на страхование также можно онлайн", - отметил он.

Вадим Семеньков из "Ингосстраха" сказал корреспонденту ComNews, что финансовая выгода на этом этапе не является приоритетом данного проекта. "Основная задача - приобщить страхователя к онлайн-технологиям в авиационном бизнесе. Подобный продукт мы вывели на рынок в связи с поступающими запросами рынка, необходимостью автоматизации процессов и предоставления сервиса клиентам", - прокомментировал Вадим Семеньков.

В пресс-службе "Ингосстраха" сообщают, что возможности новой страховой программы будут интересны производителям беспилотников, профессиональным фото- и видеооператорам, компаниям, осуществляющим деятельность в области кадастрового учета и картографии, археологическим группам, метеорологам, организациям лесного хозяйства, нефтегазовой отрасли, владельцам спортивно-развлекательных объектов, энергетическим и телекоммуникационным компаниям, использующим дроны для мониторинга ЛЭП, а также логистическим и транспортным структурам.

"На западе программы страхования беспилотников пользуются спросом, поскольку позволяют защитить владельцев таких аппаратов от непредвиденных трат, связанных с компенсацией ущерба третьим лицам, - комментирует Вадим Семеньков. - У нас в стране пока нет практики страхования таких рисков, мы выступаем в авангарде рынка, предлагая выгодный и востребованный продукт. Наши исследования показывают, что происшествия с участием дронов периодически происходят. Как правило, страдает чужое имущество: разбиваются окна, повреждаются автомобили, наносится ущерб здоровью людей. Мы, со своей стороны, предлагаем механизм компенсации таких рисков, не требующий долгих судебных тяжб и отвечающий интересам всех сторон".

Основатель и владелец юридической фирмы "Катков и партнеры", член совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Павел Катков говорит, что согласно Правилам использования воздушного пространства РФ (постановление правительства РФ от 11.03.2010 №138 (ред. от 13.06.2018) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации"), беспилотный летательный аппарат - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов. "Иными словами, это техническое средство, имущество, у которого есть владелец, собственник. И этот собственник нуждается в страховании, поскольку это техническое средство может причинить вред третьим лицам, что, с учетом особенности использования и функционирования беспилотников, вполне возможно. Таким образом, статус беспилотников на уровне определения обозначен в указанных Правилах. Что касается их статуса в разрезе страхования, то, очевидно, он тоже не является особенным. В бытовом смысле беспилотники, конечно, кажутся особенными, что, полагаю, связано с особенностью управления этими устройствами: автомобиль без пилота, самолет - пусть небольшой - без пилота - к такому непросто привыкнуть. Однако правовой революции здесь пока нет", - рассказывает Павел Катков.

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин рассказал корреспонденту ComNews, что с 15 июля 2016 г. беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 кг подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральном агентстве воздушного транспорта с занесением данных в специальный реестр воздушных судов. Кроме того, для эксплуатации такого аппарата требуется свидетельство пилота, а также опыт и профессиональная подготовка.

"Однако большинство используемых беспилотных воздушных судов имеют максимальную взлетную массу менее 30 кг. Вместо государственной регистрации закон предписывает ставить такие аппараты на учет в порядке, установленном постановлением правительства РФ. Правда, само постановление на сегодняшний день окончательно не принято, в связи с чем существует ситуация, когда ставить на учет беспилотник нужно, но сама процедура пока отсутствует. Нужно сказать, что проверяющие органы и суды относятся к этому с пониманием и в основной массе случаев не наказывают за эксплуатацию без постановки на учет, хотя формально такие действия образуют состав административного правонарушения с наказанием от 2000 до 2500 руб. Беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой менее 250 г можно эксплуатировать совершенно свободно - ни регистрация, ни учет здесь не предполагаются", - комментирует ситуацию с правовым регулированием использования беспилотных судов Алексей Сулин.

Генеральный директор ООО "А37" Вячеслав Андреев говорит, что компания "Ингосстрах" - большие молодцы. "Они подтверждают свой статус лидера отрасли, выпустив данный продукт. За это им огромное спасибо. Продукт нужен и даже необходим, поскольку он развивает рынок применения дронов, что в свою очередь развивает остальные рынки, на которых возможно применение решений с их использованием", - добавляет Вячеслав Андреев.