Владимир Княгинин
11.10.2018

О вопросах, связанных с процессом цифровой трансформации в нашей стране рассказал профессор бизнес-практики, научный директор Центра цифровой трансформации бизнес-школы "Сколково", вице-президент ЦСР, председатель правления "ЦСР "Северо-Запад" Владимир Княгинин.

1. Цифровая трансформация - очень актуальный, но все еще не вполне понятный аудитории термин. Почему о ней заговорили именно сейчас, а не полвека назад, когда в бизнесе крупнейших мировых компаний уже использовались вычислительные машины, и не четверть века назад, когда компьютеры стали обычным рабочим инструментом наряду с оргтехникой, и не десятилетие назад, когда заговорили об облачных технологиях в автоматизации бизнеса? Что включает цифровая трансформация?

"Цифровой переход" (Digital Transition), или "цифровая трансформация" (Digital Transformation) - глубокие и всесторонние изменения в производственных и социальных процессах, связанные с тотальной заменой аналоговых технических систем цифровыми и широкомасштабным применением цифровых технологий. Цифровая трансформация охватывает не только саму производственную деятельность, но и изменение организационных структур компаний и бизнес-моделей.

- первая волна (1960-1970): цифровизация и автоматизация отдельных видов деятельности в цепочке создания стоимости, от обработки заказов и оплаты счетов до автоматизированного компьютерного проектирования, и планирования производственных ресурсов;
- вторая волна (1980-1990): интернет и распространение компьютерных технологий позволили перейти к интеллектуальным производствам и глобально интегрированным цепочкам поставок;
- третья волна (2000-2010): переход к "подключенным вещам", преобразованию всех производственных и социальных систем в киберфизические системы, смена "информационной революции" (1960-1990) "интеллектуальной революцией", формирование так называемой "Индустрии 4.0".

Те технологии, которые вы отметили в своем вопросе (компьютеры, облачные технологии), являются лишь инструментами и необходимыми условиями для полномасштабного процесса цифровой трансформации, который затрагивает все аспекты бизнеса. К слову, можно выделить четыре ключевых элемента цифровой трансформации на предприятии:

- стратегия развития компании;
- политика технологического развития компании;
- корпоративная культура и управление персоналом;
- организационная структура компании.

Акцентом "цифровой трансформации" является адаптация компании к меняющейся внешней конъюнктуре рынков за счет ускорения процессов вывода новой продукции или решений на рынок (time-2-market) в интересах потребителей через принципиальное сокращение времени между процессами выявления потребностей потребителя, разработкой решения или продукта и его выведения на рынок. При этом в компании происходит слом традиционных подходов к ведению бизнеса, меняются бизнес-модели, появляются новые элементы управления процессами за счет внедрения единой информационной системы, или платформы, позволяющей эффективно взаимодействовать как внутри компании, так и за ее пределами по всей цепочке создания ценности.

2. Очевидно, что о цифровизации думает и государство. Но в утвержденной в прошлом году программе "Цифровая экономика Российской Федерации" обсуждаются достаточно общие вещи, а планирование цифровизации отраслей экономики, включая критичную сферу здравоохранения, собственно госуправление и надзор за ним, а также умные города, отнесено на будущее. Как вы к этому относитесь и когда, по-вашему, можно ожидать от правительства более детальной проработки конкретных шагов?

Программа "Цифровая экономика Российской Федерации", принятая в прошлом году, предусматривает в первую очередь создание экосистемы цифровой экономики. Это означает создание институциональных и инфраструктурных условий для развития бизнесов, повышения конкурентоспособности рынков и отраслей. В этом я с разработчиками программы согласен: необходимо сначала создать условия - сформировать нормативную базу, создать систему поддержки исследований, подготовить кадры, развернуть инфраструктуру, обеспечить информационную безопасность. Это все сформирует основу для реализации мероприятий технологического развития отраслей экономики.

В начале года правительство утвердило дорожные карты по пяти направлениям цифровой экономики: "Нормативное регулирование", "Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов", "Информационная инфраструктура", "Информационная безопасность" и "Кадры и образование", работа по которым уже ведется. Проработка прикладных направлений, обозначенных в программе "Цифровая экономика" (государственное управление, умный город и здравоохранение), происходит сейчас при непосредственном участии органов исполнительной власти и бизнеса. В частности, осенью должна закончиться работа по направлению "государственное управление и оказание услуг". А как идут эти процессы, с чем сталкиваются эксперты - об этом мы хотим поговорить на форуме "Открытые инновации".

3. При Московской школе управления "Сколково" организован ряд исследовательских центров, в том числе Центр энергетики и Центр цифровой трансформации. Не могли бы вы поделиться результатами работы этих исследовательских центров?

Я сделаю акцент в своем ответе на Центре цифровой трансформации, так как последний год более половины своего времени посвящаю работе с ним.

Центр цифровой трансформации был создан в 2017 году соглашением между Московской школой управления "Сколково", ЦСР "Северо-Запад" и АО ИК "Атомстройэкспортом". Среди основных продуктов центра - образовательные программы, услуги стратегического консалтинга, рейтинги и исследования в области цифровизации глобальных рынков. Мы хотим помочь менеджерам выйти на решения стратегического характера, сформировать проекты развития, работающих на трансформацию производственных и бизнес-систем компаний.

В ноябре стартует отбор на программу подготовки директоров по цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer). Программа предназначена для топ-менеджеров компаний, заинтересованных в оптимизации процессов, повышении дохода, выводе компании на новые рынки и ниши. Преподают на программе профессора с мировым именем, можно будет посетить компании-партнеры - российские и мировые - и перенять лучший опыт.

4. Предстоящий форум "Открытые инновации - 2018" сосредоточен на вопросах технологий в подготовке кадров и образовании, бизнесе и государственном управлении и научно-исследовательской деятельности. Это довольно широкие темы, но, с другой стороны, практически не затронуты области культуры и искусства, медиа, развлечений. Тема инновационного развития не может трактоваться шире?

Согласен с вами, спектр влияния цифры намного шире, чем наращивание темпов экономического роста как за счет оптимизации деятельности, так и за счет создания новых продуктов и сервисов (новых источников дохода). Сейчас сферы медиа и развлечений являются более развитыми с точки зрения цифровой зрелости, чем другие отрасли экономики. Объясняется это просто: чем ближе деятельность компании к "физической" составляющей (производство, строительство и т.д.), тем меньшую цифровую зрелость демонстрируют участники этих рынков и тем сложнее задачи, которые перед ними стоят в области слияния операционных и информационных технологий.

Что касается влияния информационных и коммуникационных технологий на культуру и искусство, то хотелось бы отметить следующее: мы часто думаем об информации и способах ее коммуникации строго в технологичном и инструментальном залоге, но существует также и культурный феномен, связанный с этим явлением. Передача информации в культуре носит интегральный характер, связанный с созданием единого понимания, общности между группами лиц, являясь эссенцией человеческих взаимоотношений, а то, как мы передаем информацию, - инструментом создания образов и общих сущностей внутри социума.

Цифровая культура - это новая и сложная концепция. Она приводит к слиянию технологий, средств массовой информации и традиционных форм взаимодействия людей друг с другом, формированию новых коммуникационных режимов. Новые возможности, предлагаемые цифровыми технологиями (например, глобальная связь и появление новых сетей коммуникации) бросают вызов нашему традиционному пониманию культуры. К слову, в следующие семь лет на глобальный рынок труда выйдет более 1 млрд представителей так называемых digital native, то есть людей, которые родились в эпоху цифровой революции, и государствам необходимо научиться работать с ними, предоставлять им возможности для самореализации, создавая благоприятные для этого условия.

5. В XXI возникли не только новые профессии, связанные с информационными технологиями, но и новые должности - такие как ИТ-директор, директор по ИТ-стратегии, ИТ-бизнес-партнер и, наконец, директор по данным. Почему именно должность директора по данным стала сегодня одной из самых "горячих", чем она отличается от должности информационного директора и как директор по данным, по-вашему, должен работать в связке с генеральным директором, что именно ему делегируется?

Директор по ИТ (Chief Information Officer) - это прежде всего технический специалист, который фокусируется на построении взаимосвязанных технологических экосистем, посредством оценки и сопоставления связей между различными структурами бизнеса, на внесении изменений в существующую ИТ-среду посредством сотрудничества с другими представителями топ-менеджмента компании. Иными словами, он отвечает за обеспечение работоспособности существующего единого информационного пространства предприятия.

Директор по данным (Chief Data Officer), на мой взгляд, в компании занимается другими задачами:

- возглавляет программу развития данных и аналитики в организации;
- разрабатывает и внедряет технологии, инструменты, подходы и методологии для монетизации массива данных компании;
- организовывает процесс разработки и внедрения новых процедур, структур, ролей и обязанностей внутри единого информационного пространства предприятия.
- обеспечивает исполнение задач и правил принятия решений на основе данных, обеспечивает эффективное использование активов предприятия;
- занимается стратегическим и оперативным управлением данными, качеством данных и другими средствами контроля (стандарты, регламенты) для обеспечения целостности данных компании;
- содействует инновациям посредством использования технологий Big Data и аналитики.

CDO работает с высококонцептуальными данными, обеспечивая описание ключевых объектов и типов их взаимосвязей для устранения различного рода мисинтерпритации данных среди их потребителей (внутренних и внешних). Он также занимается созданием инструментов для мониторинга показателей эффективности бизнеса, которые позволяют принимать решения об оптимизации деятельности, влияют на стратегическое планирования деятельности компании.

На сегодняшний день многие компании осуществляют стратегическое планирование уже с включением цифровых инициатив и проектов, разделяя ответственность за их реализацию между, например, Chief Marketing Officer, Chief Information Officer, Chief Strategy Officer и Chief Executive Officer. Роль CDO в данном ключе состоит в том, чтобы объединить команду ответственных, дополняя их мандаты и создавая единое видение цифровой трансформации для компании.

6. Основой экономики России являются энергоресурсы, это ни для кого не секрет. Какой вы видите цифровизацию энергетики России - с учетом того, что глобальные конкуренты России также активно занимаются этим вопросом? Как цифровизация изменит энергетический сектор России? Можно ли ожидать попыток создания принципиально новой парадигмы бизнеса в этой отрасли экономики или будут модернизироваться существующие бизнес-модели?

При существенном масштабе распространения цифровых технологий нового технологического пакета и их сбалансированном сочетании с традиционной электроэнергетикой может быть обеспечено значительное повышение эффективности всей энергосистемы страны. Этот пакет включает технологии производства электроэнергии на основе распределенных (в том числе возобновляемых) источников, технологии хранения электроэнергии, управляемого преобразования и коммутирования, интеллектуального управления потоками мощности, технологии контроля и управления агрегированными энергетическими ресурсами, гибкой организации экономических отношений и др. Иными словами, речь идет о переходе к новой технологической парадигме в электроэнергетике, представляющей организацию энергоснабжения в розничном секторе как экосистему производителей и потребителей энергии, которые беспрепятственно интегрируются в общую инфраструктуру и обмениваются энергией. Такой подход по аналогии осуществляемых взаимодействий также получил название "Интернет энергии".

Реализация инновационного сценария развития энергетики страны приведет к тому, что произойдет мобилизация предпринимательских инициатив в отрасли: в нее хлынет поток частных инвестиций, повысится уровень конкуренции на энергетических рынках. Другим важным следствием станет то, что технологические компании, предприятия энергетического машиностроения и инжиниринга смогут получить "рыночный плацдарм" для роста и развития. При этом важно понимать, что в России уже сформировался целый слой высокотехнологичных компаний - "Таврида электрик", "КЭР-холдинг", "РТСофт", Tibbo Systems, Qiwi, "Лаборатория Касперского", "Яндекс" и др. Эти компании обладают современными конкурентными решениями и компетенциями, а также опытом работы на глобальных рынках, и им может быть отведена роль лидеров новой российской электроэнергетики.

Однако препятствием для реализации такого сценария является то, что в сложившихся условиях основные субъекты рынка и инфраструктурные организации не заинтересованы в переходе к новому технологическому укладу и к новой архитектуре. При этом розничные потребители и субъекты распределенной энергетики зачастую остаются вне поля конкурентных механизмов и сталкиваются с регуляторными барьерами для реализации новых технологических подходов к энергоснабжению

7. Бизнес-школа "Сколково" занималась оценкой уровня проникновения технологий в российские регионы и даже разработала единый индекс цифровизации. Какую роль цифровизация может сыграть в развитии регионов России и какими путями она будет туда проникать?

Цифровизация предлагает огромные возможности для роста во всех отраслях промышленности, секторах рынка, географических регионах, для компаний различных размеров. Переход от последовательных стоимостных цепочек к гибким моделям бизнес-процессов, в которых соединяются стоимостные цепочки клиента и партнера, приведет к формированию модели сотрудничества будущего. Это будет способствовать повышению общей эффективности и уменьшению затрат.

Регионы демонстрируют активную вовлеченность в цифровую экономику, как только появляется интернет-инфраструктура. Хотя по ряду дополнительных показателей все еще сохраняется неравенство - это касается проникновения и использования сервисов госуслуг (в 2011 году разрыв большинства регионов с Москвой состоял в 3-5 раз), а также активности бизнесов в использовании цифровых возможностей (разрыв в 2-3 раза). Несмотря на это большим достижением России является практически двукратное сокращение цифрового разрыва между Москвой и другими регионами, сегодня этот показатель снизился до 1,35 по мнению международных экспертов.

На мой взгляд, цифровизация будет проникать в регионы двумя путями:

1. Через развитие интернет-инфраструктуры, все большему проникновению смартфонов и других подключенных устройств на потребительском рынке, когда все больше и больше людей начнут активно использовать цифровые форматы взаимодействия между собой и приобретения продуктов и услуг. Возникнет спрос снизу-вверх, и бизнесу необходимо будет этот спрос удовлетворить через конкурентные механизмы борьбы за потребителя.

2. Через активное вовлечение региональных органов власти в цифровую экономику, которая позволит им резко повысить эффективность оказания услуг населению, управления инфраструктурой.

К слову, мы уже сейчас в Центре цифровой трансформации бизнес-школы получаем запросы от регионов страны на проведение стратегических сессий и образовательных программ, направленных на повышение цифровой грамотности властей. Через такие действия станет возможным рассказать представителям региональной власти о преимуществах цифровизации как инструмента повышения эффективности госуправления, как источника роста для ведущих отраслей экономики регионов, сформировать команды профессионалов, которые смогут развивать впоследствии данную тематику, выступая в роли квалифицированных заказчиков на цифровые изменения.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты