Новости / ноябрь 2018
"Билайн" прирастает в B2B-сегменте

© ComNews
27.11.2018

Выручка ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") в B2B-сегменте за девять месяцев 2018 г. увеличилась год к году на 8,3% и составила 39 млрд руб. "Билайн" ожидает, что по итогам 2018 г. выручка в сегменте B2B вырастет примерно на 6,5% до 52,5 млрд руб. В будущем году оператор нацелен на развитие решений в областях M2M/IoT, облачных вычислений и Big Data. Кроме того, "Билайн" будет рассматривать возможность приобретения активов, которые позволят усилиться в приоритетных для оператора направлениях.

За девять месяцев 2018 г. выручка "Билайна" в B2B-сегменте по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году увеличилась на 8,3% и составила 39 млрд руб. Большая часть от общей выручки оператора пришлась на мобильную сервисную выручку. Об этом сообщил исполнительный вице-президент по развитию корпоративного бизнеса "ВымпелКома" Арташес Сивков. Выручка от фиксированной связи в сегменте B2B показала ровную динамику и увеличилась до 11,2 млрд руб.

Месячная абонентская база "Билайна" к концу III квартала 2018 г. приросла более чем на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила почти 6,2 млн активных SIM-карт в B2B-сегменте. В номинальном выражении количество юрлиц составило 300 тыс. (компании от десятка до нескольких тысяч человек).

Как подчеркнул Арташес Сивков, облачная АТС внесла существенный вклад в рост абонентской базы "Билайна". "За девять месяцев 2018 г. количество клиентов, подключивших облачную АТС от "Билайна", составило 19 тыс. юрлиц, непосредственно пользователей - 131 тыс. человек. Этот показатель в полтора раза больше, чем показатель за аналогичный период прошлого года", - пояснил он. По собственным оценкам "Билайна", доля оператора на российском рынке облачных АТС составила 8%.

По прогнозам iKS-Consulting, по итогам 2018 г. направление облачной АТС "Билайна" вырастет до 0,6 млрд руб. Таким образом, "Билайн" войдет в десятку крупнейших игроков рынка облачных АТС и станет одним из лидеров среди операторов "большой четверки". Более того, аналитик iKS-Consulting Максим Савватин добавляет, что у "Билайна" остается потенциал для роста проникновения этой услуги среди клиентов.

Выручка "Билайна" в области M2M составила почти 1 млрд руб. за девять месяцев 2018 г. При этом база работающих устройств достигла 1,9 млн SIM-карт (в прошлом году - 1,63 млн SIM-карт). Представитель оператора сообщил о том, что самым быстрорастущим M2M-сегментом для "Билайна" стал рынок каршеринга (его доля в M2M составляет около 80%).

Арташес Сивков признает, что рост классических телеком-сервисов замедляется. По оценкам "Билайна", в перспективе до 2021 г. темпы прироста классического телеком-бизнеса составят не более чем 0,5-1%. Тем не менее "Билайн" продолжит поддерживать и развивать свой основной бизнес. "Мы инвестировали, инвестируем и будем инвестировать в развитие наших сетей", - сказал Арташес Сивков.

Представитель "Билайна" замечает, что основное развитие переходит в новые бизнесы с более низкой маржинальностью и высокой капиталоемкостью. Сюда он относит M2M/IoT, Cloud и Big Data. По прогнозам "Билайна", направление M2M/IoT в перспективе 2015-2021 гг. вырастет на 19,3% до 8,8 млрд руб., Cloud - на 21,6% до 97 млрд руб., Big Data - на 52,2% до 13,1 млрд руб.

Потенциально большие данные может использовать клиент для формирования портрета целевой аудитории, таргетированного продвижения через SMS, обзвон, digital-каналы и для геоаналитики. IoT можно применять в транспорте (логистика и connected car), умном городе (безопасность, видеонаблюдение, парковки, освещение), индустрии 4.0 (автоматизация производств, автоматизация станков, качество работы, безопасность), ретейле (онлайн-кассы, операторы фискальных данных) и умной энергетике (энергосбережение, автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии, диспетчеризация).  Облачные технологии нужны для построения качественно иной бизнес-инфраструктуры клиентов.

Что касается конкретно своего бизнеса, то "Билайн" будет рассматривать возможность приобретения активов, которые позволят усилиться в приоритетных для компании направлениях. "Цель заключается в том, чтобы существенно сократить time-to-market и повысить качество собственной экспертизы", - пояснил Арташес Сивков. При этом он пока не дал точного ответа по поводу того, как это будет реализовано - через приобретение каких-либо активов, в партнерстве с игроками или через создание отдельных дочерних структур. "Для нас все опции возможны. Мы рассматриваем разные варианты, поэтому не исключаем, что в 2019 г. в сегменте B2B могут быть совершены определенные сделки по приобретению тех партнеров, которые могут добавить существенную ценность "Билайну" в части развития В2В-сегмента непосредственно в направлениях системной интеграции и облачных решений", - отметил он.

Главный аналитик ПАО "Промсвязьбанк" Богдан Зварич связывает активность "Билайна" в B2B-сегменте с высоким насыщением сектора B2C и отсутствием возможностей для активного роста. При этом, добавляет он, тенденцию к смещению фокуса развития в сектор B2B демонстрируют и основные конкуренты "Билайна". 

"Отметим, что компания показывает уверенную динамику основных показателей. Мы видим рост абонентской базы и выручки в сегменте. Это объясняется широким спектром предложений. В частности, виден высокий интерес к облачным АТС, подключение к которым оказало существенное влияние на рост абонентской базы. При этом компания прогнозирует существенный рост до 2021 г. в таких направлениях, как Big Data, облачные сервисы и интернет вещей, а значит, в ближайшие годы будет делать акцент на развитие данных сервисов", - говорит Богдан Зварич.

Максим Савватин назвал финансовые показатели "Билайна" в B2B-сегменте достойными. "Оператор укрепляет как телеком-услуги, так и развивает новые сервисы", - говорит он.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын напоминает о том, что все операторы занялись большими данными и искусственным интеллектом. При этом он обращает внимание на то, что они не являются ни новаторами, ни обладателями каких-либо специальных компетенций в этой сфере. Конкурентным преимуществом операторов он называет их абонентскую базу. "До недавнего времени для анализа оттока собственных потребителей операторы нанимали исследовательские компании. В последние годы операторы связи и ШПД поглощают компании, специализирующиеся на IoT, видеонаблюдении, интеграции, однако большое количество специализированных и разрозненных направлений не создаст экономии масштаба, которая позволит добиться высокой маржинальности. Чтобы получать прибыль, требуется найти простые и нужные всем услуги - либо в потребительском, либо в бизнес-сегменте. Но пока такими услугами остаются связь и передача данных", - рассуждает он.