© ComNews
13.02.2019

Госдума приняла законопроект "о суверенном интернете" в первом чтении. Эксперты отмечают, что это означает принципиальную готовность власти сделать законопроект законом и его примут так же быстро, как "пакет Яровой". Однако документ требует доработки, в том числе вопрос финансового бремени вряд ли будет решен. Эксперты уверены, что закон не будет работать во имя целей, указанных в пояснительной записке к нему, - он будет применяться по мере необходимости к тому, к кому нужно.

В декабре в Госдуму был внесен законопроект №608767-7, получивший в СМИ название законопроект о "суверенном интернете". Документ предусматривает создание национальной системы маршрутизации интернет-трафика. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что его цель - выработать "меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети интернет в России, повышения надежности работы российских интернет-ресурсов". 

"Рассматривая здесь, в Государственной Думе, бюджет 2019-2021 гг., в строке, касающейся национальной экономики и информационного общества, уже все ресурсы были заложены на реализацию данной законодательной инициативы, поддержаны депутатами Государственной Думы и одобрены Советом Федерации. Поэтому дополнительных средств данный законопроект не потребует", - отметила вчера член Совета Федерации Людмила Бокова, представляя проект закона на пленарном заседании. 

Первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Виктор Кидяев отметил, что требования законопроекта касаются операторов связи и владельцев технологических сетей, которым придется перестраивать маршруты передачи данных. "А среди пользователей законопроект в первую очередь затронет операторов государственных и муниципальных информационных систем, а также бизнес, участвующий в системе госзакупок. Они будут обязаны использовать базы данных и технические средства, размещенные на территории страны", - добавил он.

Напомним, что в начале этого года правительство РФ поддержало законопроект, опубликовав соответствующий отзыв. При этом правительство настаивает на доработке документа. В частности, указано на необходимость уточнения формулировки относительно того, о каких угрозах целостности, устойчивости и безопасности интернета и сети связи общего пользования идет речь, при каких обстоятельствах должно происходить централизованное управление сетью связи общего пользования и кто это должен делать. Правительство указало также и на то, что в законопроекте не определены источники финансирования по обеспечению операторов необходимым оборудованием для пропуска трафика (см. новость ComNews от 5 февраля 2019 г.).

Руководитель департамента стратегических коммуникаций Tele2 Ольга Галушина сказала корреспонденту ComNews, что в Tele2 считают, что в законопроекте необходимо доработать техническую часть, связанную с установкой оборудования на сетях связи. "Исполнение требований не должно привести к потере качества услуг связи для конечного потребителя. Следует уточнить, как в случае автономности будет функционировать система bypass, которая позволит избежать сбоев в эксплуатации сети. Tele2 готов участвовать в проработке нормативно-правовых актов для уточнения технических вопросов и регламентов взаимодействия с регулятором по данной теме. Неопределенным остается вопрос финансирования процессов. Для рынка важно, чтобы расходы на установку и обслуживание оборудования не ложились на операторов", - прокомментировала Ольга Галушина.

Владелец юридической фирмы "Катков и партнеры", член совета Торгово-промышленной палаты РФ по ИС Павел Катков сказал корреспонденту ComNews, что первое чтение - концептуальное, и принятие в нем означает принципиальную готовность власти сделать законопроект законом. Он выделяет две группы доработок к законопроекту. "Первая - это понятийный аппарат и точность терминов и формулировок. Вторая - вопрос финансового бремени, которое ложится на плечи участников рынка в связи с реализацией положений данного ПФЗ. Правда, этот вопрос, боюсь, разрешен не будет, так как с ростом значения интернета и цифровой среды в целом эта нагрузка, похоже, будет расти без возмещения. Что касается сроков принятия закона, то для него необходимо три чтения в Думе и одобрение Совета Федерации, после чего его подпишет глава государства. Технически это можно сделать за неделю, практически - некоторые законы обсуждаются годами. Но даже будучи принятым сейчас, в феврале 2019 г., едва ли он вступит в силу сразу. Отрасли нужна подготовка к реализации таких тектонических изменений, и я полагаю, что датой вступления закона станет 1 июля 2019 г., а возможно и 1 января 2020 г.", - дал прогноз Павел Катков.

Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко считает, что законопроект быстро перейдет в статус закона. "Доработки будут нужны, но ждать придется недолго. На 2019 г. деньги на это заложены. Примут так же быстро, как "пакет Яровой". Ко второму чтению будет исправлено экономическое обоснование законопроекта. Против него проголосовали только коммунисты", - высказал он свое мнение. При этом, по его словам, закон не будет работать во имя целей, указанных в пояснительной записке к нему, - он будет применяться по мере необходимости "к тому, к кому нужно".

Эксперт направления информационной безопасности компании "Крок" Евгений Дружинин уверен, что реализация законопроекта даст реальные возможности увеличить уровень устойчивости и защищенности российского сегмента интернета.

"Упорядоченность работы интернета и контента в нем - это важная государственная задача, решение которой позволит обеспечить устойчивость информационного взаимодействия государственных органов, а также сделать шаг по очистке общедоступного информационного пространства от информации сомнительного характера, оказывающей негативное воздействие прежде всего на детей и подростков. Надеюсь, что от блокировки Рунета пострадают те, кто нарушает законодательство РФ, осуществляет атаки на российские информационные ресурсы и пытается использовать информационное пространство интернет для распространения лживой и растлевающей молодежь информации. С технической точки зрения изолировать Рунет возможно, вопрос упирается только в финансовую плоскость. Все зависит от степени "изоляции", которой предполагается достичь. Обсуждаемый законопроект не подразумевает изоляции в прямом смысле слова. Предполагается реализовать комплекс мер для контроля за каналами связи, выходящими за пределы РФ, и передаваемым по этим каналам сетевым трафиком. Общие требования к реализации контроля на уровне операторов связи и прописаны в законопроекте", - сказал Евгений Дружинин.

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин сказал, что принятие законопроекта в первом чтении через два месяца после внесения в Госдуму свидетельствует о том, что этот закон инициирован на самом высоком уровне, несмотря на то что формально инициаторами выступает группа депутатов Государственной Думы.

"При рассмотрении в первом чтении обсуждается, как правило, целесообразность и необходимость принятия, а также базовые положения будущего закона. Основная часть работы над законопроектом происходит при рассмотрении его во втором чтении, когда обсуждаются все детали и механизмы того, как будет работать новый закон. В третьем чтении законопроект принимается целиком в окончательной редакции. Учитывая актуальность темы и влиятельную поддержку законопроекта, можно предположить, что работа над ним во втором чтении должна проходить в максимально быстром режиме. Однако его сложность, отсутствие опыта в этой сфере и необходимость привлечения множества экспертов могут существенно повлиять на сроки", - отметил Алексей Сулин.