© ComNews
01.03.2019

Специалисты Xelent опровергли стереотипное мнение о том, что российский рынок не доверяет облачным технологиям, считает облака неоправданно дорогими и несущими в себе высокие риски утечки данных. По данным исследования Xelent, 42,3% российских компаний сообщили, что уже пользуются облачными услугами, а 34% - планируют начать. Более трети компаний, которые хотят использовать облака в ближайшем будущем, - это лояльная аудитория, готовая к сотрудничеству, которая уже выбирает среди предложений на рынке наиболее подходящие.

Аналитическая группа компании Xelent провела исследование российского облачного рынка. В опросе приняло участие более 1000 компаний. Исследование выявило глубину проникновения облачных услуг в бизнес-среду. "Около 60% участников составили компании малого бизнеса, оставшиеся 40% поровну поделили между собой представители средних и крупных компаний. 82% респондентов являются сотрудниками компаний с небольшой инфраструктурой (до 10 серверов), 13% - компании, имеющие от 10 до 50 серверов. В опросе приняли участие и крупные технологичные компании, с более чем 50 серверами (5%). Исследование проводилось на нескольких интернет-площадках, включая профессиональные ИТ-сообщества и сайт Xelent", - сообщила пресс-служба Xelent.

По данным исследования, 8,4% респондентов не видят необходимости в использовании облаков. 42,3% опрошенных указали, что уже пользуются облачными услугами, а 34% - планируют начать. "Если переложить полученные в результате опроса данные на модель жизненного цикла принятия инноваций Джеффри Мура, мы увидим, что 43%, использующие облака, - это "раннее большинство". Это аудитория, которой движет не столько тяга к новым технологиям, сколько стремление найти эффективные практические решения. Для них важно, чтобы технология работала и приносила заметный бизнес-результат. Высокая степень доверия аудитории говорит о том, что рынок облачных услуг в России вступает в период расцвета и близится к пику своего развития", - комментирует директор по облачным сервисам компании Xelent Илья Рогов. 

Более 80% респондентов отметили, что главные факторы при выборе облачного провайдера - надежность и безопасность. "Это самый популярный ответ, цена - лишь на втором месте. Хотя стоимость еще играет большую роль в вопросе перехода в облако, это не определяющий фактор. Полученные ответы отражают большие изменения в сознании потребителей, а также подтверждают то, что облачные услуги действительно надежны и востребованы. 31,4% респондентов указали, что их компании не арендуют оборудование по причине высокой стоимости услуги, а 30,8% останавливают необходимость держать ИТ-инфраструктуру на стороне. Это значит, что две трети опрошенных не осведомлены о преимуществах аренды и ее выгодах для бизнеса, в том числе возможности почти полного перевода CAPEX в OPEX и гарантиях безопасности. При этом 32,9% респондентов отметили, что пользуются услугой аренды оборудования. Часть из них арендуют ИТ-оборудование, чтобы разворачивать на нем частные облака, те же, кто этого еще не делает, являются потенциальными заказчиками облачных услуг - арендаторы ИТ-оборудования, как правило, лояльны к переходу в облака" - говорится в исследовании. 

По данным исследования, почти половина опрошенных (48%) указали, что хранят резервные копии на своем "железе". 45% респондентов пользуются услугами публичных облаков, colocation или dedicated, а 7% имеют собственный план аварийного восстановления.

На основании полученных данных аналитическая группа Xelent пришла к нескольким выводам. Во-первых, низкая стоимость не воспринимается как основное конкурентное преимущество, пользователи в большей степени заинтересованы в удобной системе тарификации (Pay as you Go). Во-вторых, снижается значимость технологических преимуществ облачных решений. В-третьих, особое внимание провайдеры должны уделять решению существующих технологических проблем. Остается востребованным "голый" IaaS - без интерфейса, с расширенными правами, с большими возможностями для управления.

"Исследование выявило не только позитивные перемены на рынке облачных услуг, но и зоны роста. Несмотря на высокий уровень лояльности российских компаний к облакам, значительная часть аудитории недостаточно осведомлена о преимуществах облачных услуг и о том, как можно оптимизировать свои бизнес-процессы с помощью облаков. Донести эту информацию до потенциальных заказчиков - задача прежде всего облачных провайдеров", - отмечает Илья Рогов.

Руководитель офиса "Лайв" компании "Первый Бит" Ксения Подзерко сказала, что компания полностью согласна с результатами исследования. "Знаем не понаслышке о том, что главным возражением клиентов всегда была безопасность, а не цена. Благодаря развитию облачных технологий в повседневной жизни люди стали относиться более лояльно к облакам и в корпоративной среде", - отметила Ксения Подзерко и добавила, что российский рынок облачных сервисов растет на 15-20% в год.

Руководитель группы регионального развития департамента облачных технологий ГК Softline Владимир Егорычев отметил, что, действительно, российские заказчики с каждым годом все больше доверяют облачным решениям. "Этому способствует прежде всего переход к цифровой экономике и диджитализация бизнеса. Используемые ИТ-услуги должны быть адаптированы к новым условиям: позволять сотрудникам решать рабочие задачи без привязки к офису, иметь высокий уровень защищенности и стабильности работы. При этом использование облаков позволяет отказаться от покупки дорогостоящих лицензий и оборудования. Еще один важный фактор - повышение уровня безопасности облаков. Сервисы ряда провайдеров отвечают актуальным требованиям законодательства. В среднем рынок облачных услуг в России ежегодно прирастает на 30-40%, а в компании Softline продажи облаков в 2018 г. в сравнении с прошлым календарным годом показали рекордный рост в сравнении с другими сегментами - порядка 83%", - говорит он. 

По словам Владимира Егорычева, с недавних пор миграцию в облака рассматривают даже некоторые компании госсектора и медицинские организации, традиционно очень консервативные в этом вопросе. Для предприятий отрасли здравоохранения уже есть достаточное количество решений, которые используют облачный подход. Например, телемедицина и архивы данных, получаемых с диагностического оборудования.

Что касается размеров бизнеса, он отметил, что здесь расстановка сил не поменялась: традиционно средний и малый бизнес активнее переходит на новые решения, так как в крупных компаниях более сложно построена система внутренних согласований. "Я бы не стал выделять конкретные сегменты бизнеса, кроме компаний, работающих с гостайной. Переход в облака может сдерживаться тремя типами факторов - технологическим, законодательным или экономическим. В некоторых случаях миграция в облако невозможна по причине особенностей ИТ-инфраструктуры компании - если в работе используются решения, перенос которых будет долгим и сложным. Не имеет смысла отдавать провайдеру те приложения, где требуется специфическая экспертиза. Например, если компания разработала свою уникальную CRM-систему, то заменить оригинальное решение облачной CRM не получится. Часто переход к облачным сервисам сдерживается требованиями внешних регуляторов либо внутренних нормативных документов. Обычно эти требования связаны с определенным уровнем защиты информации либо требованиями к конфигурации ИТ-инфраструктуры. И наконец, некоторым компаниям на данном этапе попросту невыгодно использовать облака в связи с особенностями бизнес-процессов", - прокомментировал Владимир Егорычев.

Руководитель облачного направления компании "Онланта" (входит в группу компаний "Ланит") Олег Коновалов сказал, что российский бизнес действительно изменил свое отношение к облачным технологиям. "Цифры, приведенные в исследовании Xelent, близки к нашим оценкам ситуации на рынке. Подключение компаний к облачным сервисам происходит довольно активно. В том числе очень заметно проникновение облачных услуг в госсектор. Отношение к облачным сервисам изменилось к лучшему, что в том числе связано с ростом знаний бизнеса о том, как они работают и каким образом защищаются данные. Но, несмотря на эту тенденцию, все еще довольно низкая активность по использованию облачных услуг среди промышленных компаний и в оборонном секторе. По нашим внутренним оценкам и согласно исследованиям различных аналитических компаний, показатели ежегодного роста рынка - порядка 25-30%. Эта тенденция сохранится и в ближайшие годы. Замедления роста в перспективе по крайней мере трех лет мы не ожидаем", - отмечает Олег Коновалов.

Руководитель облачного провайдера "Техносерв Cloud" Михаил Блинов говорит о том, что рынок облачных услуг в России уже зрелый. "Заказчики точно знают, какие услуги и какого качества они могут получить, а провайдеры имеют выверенную продуктовую линейку. Облака сейчас интересны самым разным заказчикам из всех сфер бизнеса, можно говорить лишь о предпочтениях. Так, крупные организации и компании больше склоняются к гибридным облакам: имея частное облако, они хотели бы гибко масштабировать его за счет внешних ресурсов. А небольшие клиенты предпочитают более комплексные услуги. Четкой отраслевой специфики нет. Например, у "Техносерв Cloud" - клиенты не только крупного, но и среднего бизнеса. В их числе четко выделяются представители эквайринга, ретейла, e-commerce и разработчики. У некоторых отраслей жесткая нормативная база, прежде всего этот фактор силен для финансовых организаций и предприятий ОПК. Поэтому они больше ориентируются на частные, а не коммерческие облака. По итогам 2018 г. рынок облачных услуг может показать рост около 25-30% по сравнению с 2017 г. Полагаю, что высокие темпы роста сохранятся и в 2019 г. будут на уровне не менее 20%", - считает Михаил Блинов.

Директор по развитию "Крок Облачные сервисы" Максим Березин считает, что результаты исследования в целом не противоречат данным глобальных аналитических агентств, например IDC. "Уровень проникновения облачных услуг в России достаточно высок, сегмент ежегодно демонстрирует рост в десятки процентов. Можно сказать, что недоверие к облачным услугам прошло. Сейчас мы видим следующую тенденцию - на рынок выходят молодые игроки, развивающие цифровые сервисы. Они изначально настроены на использование аутсорсинговой инфраструктуры, а не на владение собственной. Доля подобных компаний существенно увеличилась за последний год в структуре нашего бизнеса. Учитывая динамику, предполагаем, что разработчики онлайн-сервисов со временем могут даже потеснить наших традиционных клиентов - финансовые компании и ретейлеров. Крупные банки - это, наверное, единственный сегмент, который использует облака для решения отдельных локальных задач. Однако это не касается банков нового поколения, которые делают ставку на дистанционное обслуживание, микрокредитных организаций, процессинговых систем. С такими клиентами мы работаем уже не первый год. Тем не менее и банки, обладающие своей монолитной инфраструктурой, постепенно поворачиваются лицом к облакам из-за запроса на цифровизацию бизнеса, развитие мобильных каналов. Многие процессы, те же разработки клиентских мобильных приложений, они выводят в публичные облака. Тем самым банки упрощают внутренние процедуры выделения ресурсов и оптимизируют расходы на ИТ-разработки. Клиентам необходимы уже не просто облачные ресурсы, а управляемые сервисы, глубоко интегрированные в их бизнес. Например, когда провайдер не только предоставляет ресурсы облака, но и управляет облачной инфраструктурой до уровня корпоративных приложений. Мы придерживаемся именно такой стратегии, предлагая бизнесу широкий спектр услуг вокруг экосистемы облаков", - сказал Максим Березин.

Заместитель руководителя дирекции вычислительных комплексов, сервиса и аутсорсинга компании "Инфосистемы Джет" Александр Краснов сказал, что вычислительная инфраструктура большинства заказчиков компании значительно превышает 50 серверов, но в целом распределение близко к реальности. "Важно дополнить, что начало использования публичных облаков совсем не означает отказ от собственных ЦОДов, а скорее даже говорит о расширении собственных вычислительных ресурсов для непродуктивных сред с обезличенными и некритичными данными. По темпам роста потребления облачных сервисов лидируют в первую очередь компании с цифровыми продуктами и ретейл. Банки и промышленность больше фокусируются на создании и развитии собственных частных облаков, и причина тут больше в специфике приложений и особенностях их интеграции. Об использовании публичных облаков не говорят в первую очередь режимные компании. В ряде случаев мы сталкивались с ситуацией, когда компания была готова использовать внешние ресурсы, но не могла в силу технических ограничений, в первую очередь - нестабильных каналов связи. Согласно недавнему исследованию iKS-Consulting, в ближайшие четыре года ожидается увеличение использования облачных услуг на 23% ежегодно, но есть и более оптимистичные прогнозы", - уточнил Александр Краснов.

Исполнительный директор компании "СБКлауд" (дочерняя компания "Сервионики", в которой сосредоточен сейчас облачный бизнес) Георгий Мегрелишвили разделяет тезис о том, что облака преодолели "порог недоверия". Компания, ссылаясь на собственный опыт видит, что клиенты не только готовы рассматривать переход облако в качестве одного из вариантов оптимизации затрат на ИТ, но и становятся инициаторами таких проектов, включают их в число стратегических и - более того - начинают развивать новые бизнес-направления, связанные с разработкой и предоставлением облачных сервисов. "Это коренным образом меняет рынок: его движущей силой становится конкуренция на уровне экосистем, объединяющих провайдеров и разработчиков облачных сервисов, их партнеров и клиентов", - говорит он.

По словам Георгия Мегрелишвили, в России значительную роль в росте облачного рынка продолжает играть госсектор, причем и как потребитель облачных сервисов, и как участник рынка ИТ-услуг, обеспечивающих использование облачных сервисов и платформ. "Большие проекты по созданию собственных облаков, централизации бизнес-процессов в облаке, созданию виртуальных ЦОД и хранилищ данных ведут крупные компании, особенно - сетевые структуры ритейла (торговля, страхование, банки, телеком), - продолжает он. - Интерес среднего и малого бизнеса к SaaS-решениям отмечается, и он будет более значимым в финансовом выражении по мере того, как доступность облачных сервисов и ИТ-инфраструктуры для подключения к ним будет увеличиваться".  

Специалист "СБКлауд" уверен в том, что уже не осталось компаний, которые не хотят и не планируют переходить на облачные сервисы. "Облачность" проявляется во всех отраслях экономики, в компаниях всех видов и масштабов бизнеса. Разница лишь в уровне зрелости, наличии сформированной стратегии и необходимых компетенций (либо готовности к их аутсорсингу)", - говорит он. По оценкам эксперта, рост российского рынка облачных сервисов составляет 20-25%, и этот темп сохранится в ближайшие 2-3 года.