Фото: пресс-служба ЦИК Единой России
© ComNews
28.03.2019

Необходимость создания региональной системы непрерывного образования, "витрины" образовательных онлайн-программ, доработки федерального законодательства для полноценного внедрения сетевых форм обучения, а также совместной работы государства и бизнеса в вопросах подготовки квалифицированных "цифровых" кадров констатировали участники III заседания Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации (СФ) Федерального Собрания РФ.

III заседание Совета по развитию цифровой экономики при СФ Федерального Собрания РФ состоялось на площадке Университета ИТМО в Петербурге. Темой заседания Совета стали вопросы человеческого капитала, а также подготовки и переподготовки кадров в рамках реализации национального проекта "Цифровая экономика".

Председатель Совета по развитию цифровой экономики при СФ, заместитель председателя СФ Андрей Турчак, ссылаясь на данные Всемирного экономического форума, указал на то, что по объему человеческого капитала Россия занимает четвертое место в мире и при этом лишь 42-е место с точки зрения его реального использования. "Под развитием человеческого капитала мы понимаем не только образование и подготовку кадров, но и их удержание в стране и привлечение извне", - отметил он.

Кроме того, Андрей Турчак выступил на заседании с рядом инициатив, направленных на решение кадрового вопроса в условиях перехода к цифровой экономике.

По его словам, правительству следует рассмотреть возможность дополнения проекта "Кадры для цифровой экономики" мероприятием по массовой переподготовке персонала, высвобождающегося в связи с развитием цифровых технологий и роботизацией. "В данном вопросе заложены социальные и экономические риски. Острота проблемы безработицы требует продуманных и взвешенных решений", - подчеркнул Андрей Турчак.

Среди прочего он отметил, что федеральное законодательство по-прежнему не готово к полноценному внедрению сетевых форм обучения. Поэтому вместе с исполнительной властью необходимо разрабатывать нормативную базу, которая позволит университетам полноценно использовать ресурсы, в том числе онлайн-курсы других университетов, в реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования.

Помимо этого, Совет по цифровой экономике выступает за создание общедоступной "витрины" образовательных онлайн-программ. "Современное образование должно сконцентрироваться на накоплении и передаче актуальных современных знаний, готовых для практического использования. Любые преграды на этом пути могут стать объективными препятствиями для роста экономики. Совместными усилиями нам предстоит стереть границы между уровнями образования, иметь возможность формировать образовательные программы из курсов со всего мира. Поэтому нам необходимо проработать вопрос создания федеральной общедоступной витрины, или, как еще говорят, маркетплейса, образовательных онлайн-программ. На базе имеющихся образовательных сервисов, как государственных, так и частных, люди будут иметь возможность получать новые знания на протяжении всей жизни", - отметил Андрей Турчак.

Андрей Турчак заявил, что ключевым инструментом в развитии цифровых отраслей экономики могла бы стать региональная система непрерывного образования. В ее рамках предлагается создать перечни проектов и сервисов, которые помогут людям самостоятельно и информировано выбирать образовательные программы и образовательные институты для обучения на протяжении всей жизни. Он подчеркнул, что необходимо не только создавать такие системы, но и популяризировать их, повышать спрос людей на саморазвитие.

"В этой системе должна быть обеспечена навигация при выборе образовательных программ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Важным ее элементом должно стать использование гражданами персональных цифровых сертификатов, предусмотренных нацпроектом "Цифровая экономика". Планируется, что с 2019 г .по 2024 г. не менее 1 млн человек пройдут онлайн-обучение по программам цифровой грамотности с использованием персональных цифровых сертификатов", - рассказал председатель Совета по развитию цифровой экономики.

Говоря о программах подготовки и переподготовки управленческих кадров, Андрей Турчак отметил, что они должны включать развитие цифровых компетенций. С этой целью блок по обучению компетенциям в цифровой сфере должен быть включен в программу подготовки управленческих кадров для 100 крупнейших городов России с перспективой расширения на малые города. "Деятельность по цифровизации должна начинаться с полного осознания ее необходимости управленцами всех уровней. Действующие сегодня программы по обучению высших должностных лиц в перспективе должны распространяться на максимально широкий спектр чиновников в регионах страны", - сказал он.

Тему подготовки цифровых управленцев затронул в своем выступлении и проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), генеральный директор АНО "Россия - страна возможностей" Алексей Комиссаров. Он напомнил, что на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС (ВШГУ РАНХиГС) был запущен центр по подготовке руководителей в области цифровой трансформации, в котором проходят обучение государственные и муниципальные служащие. В прошлом году в центре прошли обучение три потока слушателей. "В 2019 г. по программе "Руководитель цифровой трансформации" будет обучено 13 490 государственных и муниципальных служащих, из которых больше половины - в регионах", - поделился планами Алексей Комиссаров.

Генеральный директор АНО "Цифровая экономика" Евгений Ковнир заострил внимание собравшихся на необходимости совместной работы государства и бизнеса в вопросах подготовки квалифицированных "цифровых" кадров.

Он напомнил, что для ИТ-компаний расходы на персонал являются основными и фактор наличия нужных кадров в достаточном количестве и необходимого качества является крайне важным для развития как самих компаний, так и цифровой экономики в целом.    

"Нехватка кадров, необходимых для развития цифровой экономики, составляет в России более 1 млн человек. И этот дефицит со временем будет только расти, поскольку наряду с цифровизацией сферы коммуникаций, финансов, стране предстоит вплотную заняться цифровизацией и других отраслей - сельского хозяйства, энергетики и т.д. И это потребует новых квалифицированных специалистов. В рамках нацпроекта предусмотрено увеличение "госзаказа", то есть количества принимаемых в вузы на ИТ-специальности, до 60 тыс. в 2019 г., а на горизонте 2024 г. - до 120 тыс. При этом мы понимаем, что разрыв все равно значителен. В таких условиях, ведущие компании цифровой экономики вынуждены самостоятельно заниматься подготовкой кадров, и это касается не только повышения квалификации и переподготовки", - констатировал Евгений Ковнир.

По его словам, компании идут на площадки вузов, школ, где запускают свои образовательные программы. И масштаб этой деятельности измеряется уже десятками тысяч, если не сотнями тысяч обучающихся. "Вклад компаний по обучению кадров сегодня уже сопоставим с участием государства в подготовке кадров для цифровой экономики. В этой ситуации для решения общей задачи, можно объединить государственную и бизнес-систему образования. Можно модули, используемые в системе подготовки в бизнес-среде, применять для государственной среды. Можно предусмотреть преференции, например налоговые, для тех компаний, которые участвуют в образовательной деятельности. Это позволит компаниям больше вкладывать в образовательные проекты", - призвал Евгений Ковнир