© ComNews
04.04.2019

Инициатива Минфина по преобразованию в налог ежегодных отчислений операторов связи в Резерв универсального обслуживания (РУО, или так называемый Фонд УУС) повлечет за собой новые финансовые расходы. К таким выводам пришли опрошенные ComNews эксперты телеком-сообщества. Более того, они указывают на риск использования планируемого "налога на операторов сети связи общего пользования" не на нужды отрасли связи.

Минфин опубликовал на сайте нормативно-правовых актов обновленную редакцию законопроекта о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс и начал процедуру общественного обсуждения. Общественное обсуждение продлится до 26 апреля.

В частности, Минфин предложил ввести в кодекс налог на операторов сети связи общего пользования. Ставку налога предлагают установить в размере 1,2% доходов операторов. Как указано в документе, данный налог заменяет существующие обязательные отчисления (неналоговые платежи).

Напомним, что сейчас неналоговыми платежами для операторов являются ежегодные отчисления 1,2% выручки на оказание универсальных услуг связи (УУС) в Резерв универсального обслуживания. В перечень включены услуги, коммерческое оказание которых невыгодно операторам. К ним относится телефонная связь с использованием таксофонов, коллективный доступ в интернет в селах с численностью населения не менее 500 человек и подключение к точкам доступа по Wi-Fi населенных пунктов численностью от 250 до 500 человек. В соответствии с распоряжением правительства РФ №437 от 26 марта 2014 г. единым оператором УУС на десятилетний срок в 2014 г. было назначено ПАО "Ростелеком".

С появлением нового налога траты операторов могут увеличиться

Ознакомившись с документом, представители пресс-службы ПАО "МегаФон", "Акадо Телеком" (ОАО "Комкор") и ПАО "ВымпелКом" ("Билайн") сказали, что данная инициатива подлежит обсуждению со всеми заинтересованными участниками отрасли. В ПАО "Ростелеком", ПАО "МТС", Tele2 (ООО "Т2 Мобайл"), АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК), АО "ЭР-Телеком Холдинг" ("Дом.ru") воздержались от комментариев.

Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко отрицательно оценил инициативу Минфина. Он ожидает повышения расходов операторов из-за боязни санкций от налоговой. Той же позиции придерживается исполнительный директор Объединения альтернативных операторов связи (ОАОС) Алексей Леонтьев. "Из общих формулировок законопроекта можно сделать вывод, что операторов хотят заставить больше платить, - рассуждает он. - Уж очень широко звучит фраза "операции, связанные с оказанием услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования".

"Это еще один удар по бизнесу операторов", - сетует президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский. Он замечает, что размер платежей в Фонд универсальных услуг значителен и нечетко регламентирован. "Придание им налогового статуса возлагает непомерную нагрузку на сотовые компании и ответственность, вплоть до уголовной на их руководителей", - говорит он.

Напротив, по словам генерального директора MCN Telecom Александр Мельников, для MCN Telecom (ООО "МСН Телеком") в части финансовых затрат преобразование обязанности отчислять средства Фонду универсального обслуживания в "налог на операторов сети связи общего пользования" ничего не изменит.

Есть риск нецелевого расходования средств

Глава MCN Telecom сетует, что собираемые в данный момент средства на цели развития и улучшения отрасли информационных технологий и связи теперь будут перераспределяться на любые другие цели. "Изначальная задумка создателей проекта УУС, с нашей точки зрения, обесценивается, так как шансов для телеком-отрасли по выходу из так называемого застоя в ближайшие годы не предвидится. На это не будет средств, - предупреждает он. - Для Фонда универсального обслуживания новая редакция законопроекта о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс вряд ли станет выгодным предложением, поскольку теперь финансирование он будет получать из государственной казны".

Дмитрий Галушко также считает, что собранные с операторов средства (если они станут налогом) не будут расходоваться на услуги связи, а будут перераспределяться на другие отрасли. Таким образом, отмечает глава "ОрдерКома", деньги пойдут не в фонд УУС и стоящему за ним "Ростелекому", а в местный бюджет (налоговая декларация будет подаваться в налоговые органы по месту учета налогоплательщика).

Напротив, в Ассоциации компаний связи полагают, что перевод всех неналоговых сборов в налоговые имеет положительную сторону, поскольку позволяет однозначно трактовать и понимать цель взимания и определять конечного получателя. Более того, организация настаивает на усилении контроля за сбором и контролем расходования средств.

Президент Ассоциации компаний связи Алексей Стуров подчеркивает, что в настоящее время расходование средств из Фонда УУС никак не затрагивает операторов связи. "Во всяком случае, открытой информации о статьях расхода этих средств нет, - замечает он. - Операторы связи, проводя отчисления Фонду УУС (РУО), понимают, что, скорее всего большая, часть этих денежных средств идет на финансирование программ "Ростелекома" - прямого конкурента других операторов связи", - говорит он