© ComNews
26.04.2019

Чистая прибыль компании "Яндекс" по итогам I квартала 2019 г. составила 3,1 млрд руб., увеличившись на 69% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 г. на 40% - до 37,3 млрд руб. Как отмечают в экспертном сообществе, первая реакция фондового рынка на объявленные компанией финансовые результаты была положительной, и стоимость акций "Яндекса" выросла на 3%, вплотную подойдя к своему историческому максимуму.

Рентабельность по чистой прибыли "Яндекса" за I квартал 2019 г., как значится в его финансовых результатах, составила 8,4%. Скорректированная чистая прибыль - 5,4 млрд руб., увеличившись на 36% по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 г. При этом отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке составило 14,6%.

Что касается скорректированного показателя EBITDA, то он, согласно отчету компании, вырос по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 г. на 40% - до 10,8 млрд руб. Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке составило 28,9%.

Вместе с тем, по данным отчета "Яндекса", его доля на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в I квартале 2019 г. составила в среднем 57%, тогда как в I квартале 2018 г. она составляла 56,5% - так же как и в IV квартале 2018 г. (по данным аналитического сервиса "Яндекс.Радар"). "В России доля поисковых запросов к "Яндексу" на устройствах на базе Android составила в I квартале 2019 г. 51,2%, тогда как в IV квартале 2018 г. она составляла 49,5%, а в I квартале 2018 г. - 46,3% (по данным аналитического сервиса "Яндекс.Радар")", - значится в отчете компании.

Если говорить о выручке "Яндекса" от различных видов деятельности, то, как заявляется в отчете компании, выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 18% по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 г. При этом в структуре общей выручки "Яндекса" в I квартале 2019 г. она составила 73%. "Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах "Яндекса" и на сайтах Рекламной сети", - отмечается в компании.

Выручка "Яндекса" от продажи рекламы на его сайтах увеличилась на 20% по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 г. и составила 56% от общей выручки компании в I квартале 2019 г. Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети "Яндекса" также выросла - на 14% по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 г. Выросла и выручка, относящаяся к сегменту "Такси" "Яндекса" - на 145% по сравнению с аналогичным показателем за I квартал 2018 г., составив 20% в структуре общей выручки компании. "Такой рост в основном обусловлен увеличением доходов сервиса онлайн-заказа такси: выросло количество поездок и размер комиссии, а также оптимизированы бонусы партнерам. Рост выручки также связан с быстрым увеличением доходов "Яндекс.Такси" для бизнеса (они учитываются на валовой основе) и фудтех-направления", - поясняется в отчете компании.

Прочие доходы "Яндекса" в I квартале 2019 г. выросли по сравнению с аналогичным показателем на 325%, составив 7% от общей выручки компании. "Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов сервисов "Яндекс.Драйв" и "Яндекс.Музыка" и, в меньшей степени, с проектами в области интернета вещей (Internet of Things, IoT)", - указывается в отчете компании.

Комментируя финансовые результаты "Яндекса" в I квартале 2019 г., руководитель ГК "Яндекс" Аркадий Волож заявил: "Мы отлично начали этот год. Каждое из наших бизнес-направлений внесло значительный вклад в общий результат. В I квартале мы добились высоких темпов роста доходов нашего основного бизнеса, продолжая внедрять новые разработки в продуктах и рекламных технологиях".

Операционный и финансовый директор "Яндекса" Грег Абовский указал на то, что в I квартале выручка компании выросла на 45% без учета результатов "Яндекс.Маркета". "Сервис онлайн-заказа такси показывает выдающиеся результаты, и наши новые бизнес-проекты, например Геоинформационные сервисы и "Дзен", демонстрируют большой потенциал", - заметил Грег Абовский.

По словам аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, первая реакция фондового рынка на объявленные "Яндексом" финансовые результаты, была положительной, и стоимость акций компании выросла на 3%, вплотную подойдя к своему историческому максимуму. "В особенности обнадеживающим с этой точки зрения был пересмотр прогноза на 2019 г. по сегментам "портал" и "поиск" в сторону увеличения до 19-21%, поскольку скромные перспективы именно этих направлений служили охлаждающим для инвесторов фактором. Впрочем, улучшение перспектив на 1 п.п. не смогло перевесить какие-то другие пугающие инвесторов соображения, так что на данный момент стоимость акций снизилась на 1,5% по сравнению с ценой вчерашнего закрытия. В США на внебиржевых торгах падение составило 2,6%, несмотря на сильные финансовые результаты и их благожелательный прием аналитиками. При этом средняя справедливая стоимость акции западными аналитиками составляет $43, что на 14% выше текущей ($37,6), а преобладающая рекомендация - покупать акции", - отметил Леонид Делицын.

Относительно того, что обращает на себя внимание в объявленных "Яндексом" финансовых результатах I квартала 2019 г., он сказал следующее: "Можно проделать простую операцию и вычесть квартальную выручку "Яндекс.Такси", 7,6 млрд руб., из общей выручки "Яндекса" 37,2 млрд, останется 30 млрд руб. Из них 27 млрд приходится на интернет-рекламу. Тогда получается, что после гипотетического IPO "Яндекс.Такси" компания снова становится преимущественно поисковой машиной, 90% выручки которой приносит интернет-реклама".

Несмотря на то что статья "Прочие доходы" выросла на 175%, по мнению Леонида Делицына, сами эти доходы пока составляют менее десятой доли выручки компании. "Это ставит вопрос о том, как можно будет обеспечить дальнейший рост выручки после выхода интернет-рекламы в стадию зрелости", - указал Леонид Делицын.

Направления хранения данных и искусственного интеллекта, по его словам, перспективны - но на этих рынках работают также системные интеграторы, мобильные операторы и даже банки. "А значит, он будет крайне конкурентным, и на большую долю рассчитывать там не приходится. А на традиционный источник рекламной выручки, где конкурентов у "Яндекса" раньше практически не было - малый и средний бизнес, - нацелились мобильные операторы со своими предложениями, учитывающими местоположение как пользователя, так и рекламодателя.  Значит, поиск новых драйверов роста становится ещё более актуальным", - заявил Леонид Делицын.

На взгляд аналитика ИК "Велес Капитал" Артема Михайлина, "Яндексу" вновь удалось превзойти прогнозы и ожидания рынка. "Выручка увеличилась на 40,3% до 37,3 млрд руб. на фоне впечатляющей динамики во всех основных сегментах (+45% без учета деконсолидированного "Яндекс.Маркета"). Рентабельность скор. EBITDA осталась стабильна, на уровне 29%, а сам показатель также вырос на 40% до 10,8 млрд руб. Как и ожидалось, наибольший негативный эффект на скор. EBITDA оказали инвестиции в медиасервисы и эксперименты - особенно "Яндекс.Драйв", "Яндекс.Дзен" и "Яндекс.Облако", - а также снижение рентабельности поискового сегмента. Сегмент "такси", напротив, демонстрирует заметное улучшение в скор. EBITDA, и убыток составил всего 116 млн руб. против -1,7 млрд руб. годом ранее", - отметил Артем Михайлин.

Он также обратил внимание на то, что "Яндекс" несколько изменил структуру сегментов, переведя образовательные и геосервисы из поискового сегмента в эксперименты, а также исключив сервисы электронной коммерции в силу деконсолидации "Яндекс.Маркета". Сервис "Яндекс.Здоровье" был включен в структуру поиска.

Выручка поискового сегмента, как заметил Артем Михайлин, выросла на 26% до 27,1 млрд руб., или на 25% за вычетом доходов от реализации устройств, а рентабельность скор. EBITDA сегмента снизилась на 1,5 п.п., во многом из-за реализации устройств по себестоимости либо ниже. "Стабильный рост рынка интернет-рекламы и увеличение доли "Яндекса" в поиске, на наш взгляд, и далее позволят компании наращивать выручку сегмента хорошими темпами", - указал Артем Михайлин.

При этом он отметил, что выручка сегмента "такси" выросла на 145% до 7,6 млрд руб. и составляет уже 20% от всей выручки компании, а число поездок увеличилось на 64%. "В результатах этого квартала все еще частично присутствует позитивный эффект от консолидации Uber с 7 февраля 2018 г. Благодаря тому что "Яндекс Такси" стал прибыльным на территории СНГ, убыток в скор. EBITDA сегмента значительно снизился и приходится теперь в основном на беспилотный транспорт, сервисы доставки еды и продвижение в новых регионах присутствия", - заявил Артем Михайлин.

Прочие сегменты, которые находятся в инвестиционной стадии, по его словам, принесли компании более 12% от совокупной выручки и порядка 2 млрд руб. убытка в скор. EBITDA. "Яндекс" поднял прогноз по росту совокупной выручки в текущем году с 28-32% до 30-34% и росту выручки поискового сегмента с 18-20% до 19-21%. Наша текущая рекомендация для акций "Яндекса" – покупать, с целевой ценой в 2,6 тыс. руб.", - добавил Артем Михайлин.

По мнению аналитика ИК "Фридом Финанс" Анастасии Сосновой, в целом отчет "Яндекса" выглядит позитивно. "Консолидированная выручка компании выросла на 40% до 37,3 млрд руб. При этом выручка от продажи интернет-рекламы в I квартале 2019 г. выросла на 18% до 27 млрд руб. Но, тем не менее, наблюдается продолжение тенденции к сокращению доли выручки от продажи интернет-рекламы в структуре общей выручки. В I квартале 2019 г. доля выручки от продажи интернет-рекламы снизилась до 72,5%", - указала Анастасия Соснова.

Она также отметила, что заметный рост демонстрирует выручка, относящаяся к сегменту "такси". "В январе-марте 2019 г. она увеличилась почти в 2,5 раза до 7,6 млрд руб. Полагаю, что в дальнейшем темпы роста выручки от продажи интернет-рекламы продолжат замедляться, в то время как от сегмента "такси" - расти двузначными темпами. По итогам 2019 г. выручка "Яндекса" может составить порядка 150-170 млрд руб., что на 20-35% выше показателя выручки по итогам 2018 г. Маржа по EBITDA компании осталась примерно на том же уровне - 29%, при этом сегмент "такси" начал выходить на самоокупаемость, что в дальнейшем должно способствовать повышению рентабельности бизнеса "Яндекса", - заявила Анастасия Соснова.

.