Оксана Подварко, руководитель проектного офиса ИРИ
Оксана Подварко,
руководитель проектного офиса ИРИ
20.05.2019

На сегодняшний день информационные технологии используются в решении широкого спектра задач в самых разных сферах: от промышленности, ТЭК и сельского хозяйства до ЖКХ, медицины и транспорта. Сложно представить отрасль, которую не затронула цифровизация. Коммерческие компании на глобальном уровне соревнуются друг с другом в скорости создания и внедрения электронных сервисов. Перед государством также возникает задача по цифровизации госуправления для повышения качества оказания и доступности государственных и социально значимых услуг.

Согласно федеральному проекту "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая Экономика Российской Федерации", к 2024 году все наиболее востребованные государственные услуги должны быть доступны без необходимости личного посещения государственных органов и организаций, 90% внутриведомственного и межведомственного документооборота переведено в электронный формат, а доля взаимодействий граждан и коммерческих организаций с государственными (муниципальными) органами и бюджетными учреждениями, осуществляемых в цифровом виде, должна составлять не менее 70%.

Построение цифрового государства невозможно без активного участия субъектов РФ. Равный доступ к информации, технологиям и инфраструктуре на территории всей страны – необходимые условия. А рабочие инструменты для обмена опытом, масштабирования передовых практик цифровизации – залог успешной реализации.

С этой целью в начале 2018 года Институт развития интернета (ИРИ) начал реализацию проект "Цифровой регион". В рамках данного проекта ИРИ формирует постоянно обновляемую базу кейсов цифровизации государственного управления в регионах на одноименной платформе. Кроме того, предлагает сервис для коммуникации между региональными и муниципальными властями, площадку для обсуждения федеральных инициатив и внесения предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.

В данное время на платформе размещено более 140 региональных проектов цифровизации государственного управления. Анализ кейсов проектов позволил выявить и классифицировать ключевые препятствия, с которыми сталкиваются регионы на пути к цифровизации, их можно разделить на 3 группы.

Первая группа барьеров относится к инфраструктурно-организационным:

Разнородность в использовании офисной техники и ПО: часть регионов имеет современную материальную базу, другие используют устаревшую;

Проблема по привлечению ИТ-специалистов с достаточными компетенциями в региональные органы исполнительной власти;

Низкий уровень осведомленности представителей региональных органов власти о наличии доступных ИТ-ресурсов региона, необходимых для эффективной цифровой трансформации;

Ошибки служб при формировании отчетности из-за несовершенного или бумажного документооборота, который может отличаться от региона к региону.

Вторую группу препятствий на пути трансформации можно отнести к коммуникационной сфере – недостаточное взаимодействие органов государственной власти и населения. В число этих барьеров следует включить:

Отсутствие справочного центра по государственным услугам, из-за чего жители вынуждены самостоятельно осуществлять поиск информации о государственных услугах в открытом доступе;

Подача документов возможна только при личном посещении организации, что создает ряд трудностей для заявителей;

Отсутствие возможностей для граждан участвовать в развитии своих регионов (городов, улиц, дворовых территорий) ввиду отсутствия систем взаимодействия - порталов, сайтов для подачи жалоб и обращений, и систем коммуникации - онлайн-чатов с муниципалитетами, ЖЭКами и другими организациями, ответственными за устранение бытовых аварийных ситуаций.

Третья группа, помимо заявленных представителями регионов, включает барьеры, выявленные экспертами ИРИ, среди них:

Отсутствие среди представителей органов власти четкого и однозначного понимания, что такое цифровизация, ее отличия от информатизации и автоматизации процессов управления, а также отсутствие понимания стоимости и различных подходов к финансированию проектов цифровизации;

Отсутствие механизмов внешнего анализа и оценки уровня готовности регионов к цифровизации, а также регламентирующей и процедурной мотивации сотрудников к повышению цифровых компетенций;

Отсутствие государственных региональных аналитических систем поддержки принятия управленческих решений на основе доступных данных, а также систем мониторинга состояния региона.

Что делать?

В рамках федерального проекта "Информационная инфраструктура" предусмотрено должное обеспечение широкополосным доступом в интернет, соответствующей техникой и ПО. Однако это не решит кадрового "голода", с которым связаны и другие барьеры при внедрении цифровых решений. Кадры становятся основным ресурсом цифровой трансформации. И задача привлечения талантливых ИТ-специалистов на госслужбу сегодня решается на государственном уровне. Возможно, зарплаты, сопоставимые с ИТ-компаниями, в госучреждениях не предлагают, но это уникальный опыт, который в дальнейшем позволит в разы повысить стоимость на рынке труда. Кроме того, сегодня это интересные задачи и возможность находить нестандартные решения. Согласно исследованию РАЭК, 74% респондентов задумывались о переходе с коммерческой на государственную службу, однако предпринимали какие-либо шаги по трудоустройству в госсектор только 28% опрошенных.

Другим ключевым направлением, способствующим цифровой трансформации регионов, должно стать выстраивание эффективной и оперативной коммуникации между гражданами и властью. Вне зависимости от того, какая площадка: социальные сети, форумы, официальные сайты региональных органов – необходимо реагировать на запросы населения, уметь донести повестку, сообщить информацию. Информационное взаимодействие с гражданами должно перестать строиться по принципу "сверху-вниз" и перейти в горизонтальные отношения, когда оба источника информации находятся на одном уровне, должен быть минимизирован формализм во взаимодействии с населением.

После преодоления локальных и региональных барьеров, органы власти начинают накапливать критический опыт, который может пригодиться в других уголках России. Однако офлайн-коммуникации представляют из себя длительный и сложный процесс, для ускорения передачи опыта оптимально использовать онлайн-площадки, позволяющие как рассказать о своем опыте, так и продемонстрировать достигнутые результаты, что мотивирует другие регионы форсировать внедрение цифровых решений.

Одной из таких площадок является "Цифровой регион" Института развития интернета, на котором размещены уже запущенные интересные проекты, направленные на преодоление препятствий, которые возникают на пути к эффективной цифровизации. Ниже мы рассмотрим некоторые решения, неоднократно отмеченные экспертами ИРИ и участниками проекта "Цифровой регион":

"Управляем вместе"проект Пермского Края, с помощью которого жители Прикамья участвуют в реализации программы развития Пермского края. Граждане могут направлять свои предложения по объектам строительства, ремонта и благоустройства на последующие периоды. Проект работает около 2 лет, за это время удалось обработать более 5,4 тысяч обращений граждан и решить 70% проблем из числа признанных, уменьшить средний срок подготовки ответа органами власти до 6 дней, опубликовать информацию о 22 тысячах объектов, вынести ряд важных вопросов на голосование.

"Команда Правительства"нижегородский портал, который позволяет управлять карьерой госслужащих, а также готовить кадровый резерв. Он появился только в апреле 2018 года. С помощью портала прошло более 100 назначений на различные позиции. Например, при помощи проекта были назначены министр культуры Нижегородской области Надежда Преподобная, заместитель главы администрации города Нижнего Новгорода по информационным технологиям Алексей Карапузов, а также сформирован резерв управленческих кадров из 18 человек.

"Народная экспертиза" система коммуникаций граждан и государственных структур, формирующая у участников чувства сопричастности к тем положительным переменам, которые происходят в регионе. Граждане превратились из сторонних наблюдателей в деятельных, творчески мыслящих и эффективных партнёров власти, обладающих полномочиями по разработке и претворению в жизнь решений, направленных на благо человека и общества. За время работы на платформе рассмотрено 3105 сообщений, предложено 46 идей, принято 32913 отзывов граждан.

Информационная система управления проектами Тюменской областисервис, консолидирующий все проекты с необходимой базой знаний о них, позволяющий обеспечить мониторинг реализации проектов и обеспечивающий контроль исполнения госконтрактов. В основе работы сервиса заложены каскадный подход и принципы Agile. По данным ответственных за реализацию проекта, в системе зарегистрировано более 800 активных пользователей и запущено более 100 проектов, из которых 12 инициированы губернатором Тюменской области.

"Голос 27"проект информационно-аналитической системы оценки эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий Хабаровского края, возникший в 2013 году по инициативе краевого министерства информационных технологий и связи. Действует в рамках объединенного проекта с геоинформационным порталом Хабаровского края "Открытый регион", оба сервиса являются полностью автоматизированными решениями, осуществляющими сбор, анализ и представление информации, поступающей от граждан, формирующих общественное мнение, и государственных и негосударственных предприятий. За 2017 год жителями дано свыше 10,5 тысячи оценок деятельности органов муниципального самоуправления и предприятий края, поступило более 3,5 тысячи обращений граждан (96% из них решено).

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты