© ComNews
04.06.2019

Эксперты "А+С Транспроект" на основе исследования Marketsandmarkets оценили основные тренды рынка ИТ-решений для управления автомобильным трафиком в России. По их прогнозам, в течение двух-трех лет можно ожидать взрывного роста продаж систем управления трафиком, к 2023-2024 гг. этот рынок будет измеряться десятками миллиардов рублей. 

Аналитическое агентство Marketsandmarkets опубликовало результаты глобального исследования рынка управления автомобильным трафиком. По мнению аналитиков, общий объем мирового рынка может вырасти с $26,7 в 2018 г. до $50,7 млрд в 2023 г. Таким образом, среднегодовой глобальный темп роста составит 13,7%. Трендом номер один авторы исследования назвали рост сегмента маршрутизации и оптимизации. 

Аналитики Marketsandmarkets предполагают, что устройства для навигации будут занимать наибольшую долю рынка управления трафиком. 

Эксперты компании "А+С Транспроект" считают, что в России ярче всего рост этого сегмента рынка будет ощутим в больших городах. "Маршрутизация и навигация коснется различных секторов транспорта: от уличных автомобильных сообщений до общественного пассажирского транспорта и внутренней навигации. Помимо этого, будет расти спрос на различные решения, упрощающие мобильность и навигацию и улучшающие их качество, в том числе MaaS (мобильность как сервис, единые билеты, различные приложения для навигации и маршрутизации, встраиваемые в автомобили системы для маршрутизации и навигации и др.)", - сообщают эксперты.

Трендом номер два в исследовании названа возрастающая роль камер видеонаблюдения.

По мнению экспертов "А+С Транспроект", камеры - необходимое, но не достаточное условие для управления трафиком: они лишь собирают информацию, на основе которой можно осуществлять управляющие воздействия. "Поэтому, несмотря на повышающуюся роль видеонаблюдения, для успешного и корректного управления трафиком в централизованной системе управления должны быть реализованы различные технические средства организации движения с возможностью изменения информации (знаков, значений и т.д.). В единую сеть обмена и передачи информации также должны быть интегрированы светофоры, мобильные приложения, беспилотные автомобили, системы моделирования и прогноза транспортных ситуаций", - отметили эксперты.

Третий тренд, отмеченный в исследовании, - рост сегмента интеграции и внедрения, который предположительно будет занимать наибольшую долю рынка, с наивысшим среднегодовым темпом роста (CAGR). По оценкам экспертов "А+С Транспроект", такие системы должны иметь свои мощные аналитические механизмы для обработки больших массивов данных и построения аналитики и прогноза на их основе, а также генерации управляющих команд, которые впоследствии могут передаваться в существующие или новые внедряемые автоматизированные адаптивные системы по управлению дорожным движением (АСУДД). 

"В России, с одной стороны, еще во многих городах отсутствует необходимая инфраструктура и программное обеспечение для интеллектуальной транспортной системы (ИТС) и умных городов. С другой стороны, в тех городах, где части этих систем существуют и внедрены, есть набор различных решений и систем с различной степенью автоматизации, что накладывает дополнительные требования на внедрение систем более высокого уровня для интеграции всех решений в "одном окне", - отмечает директор филиала "А+С Транспроект" в Москве, специализирующегося на разработке собственных инновационных ИТ-решений в сфере ИТС и умных городов Андрей Прохоров.

Четвертый тренд - системы обнаружения и локализации инцидентов (IDLS), которые, по мнению экспертов Marketsandmarkets, будут более активно применяться в городах по всему миру, так как позволяют оперативно определять инциденты и отправлять информацию в другие системы для маршрутизации и прогноза развития транспортной ситуации. 

Генеральный директор "А+С Транспроект" Владимир Швецов сказал корреспонденту ComNews, что прогноз по развитию российского рынка благоприятный. "Более того, в течение двух-трех лет можно ожидать взрывообразного роста продаж систем управления трафиком. Это связано с тем, что примеру Москвы, наиболее активной в части создания интеллектуальной транспортной системы, будут следовать сначала миллионники, а затем и другие города России, по уменьшению численности жителей. Многое будет зависеть от администрации каждого города: даже при скромных бюджетах можно внедрять отдельные информационные системы, улучшающие дорожную ситуацию. Однако темпы этого процесса до 2023 г. зависят от слишком большого количества факторов, поэтому их, вероятно, достоверно не предскажет сегодня никто. Мы ожидаем, что благодаря цифровизации объем рынка к 2023-2024 гг. будет измеряться десятками миллиардов рублей", - дал прогноз Владимир Швецов.

"Основными драйверами рынка управления транспортным трафиком можно назвать стремительный рост населения в городах в развивающихся странах, в основном за счет миграции, с одновременным пониманием ограничения физических возможностей по пропуску транспортных средств на таких территориях, а также инициативы государства, касающиеся управления автомобильными потоками в рамках концепции умного города. В России, в частности, процесс внедрения элементов АСУДД и ИТС находится в активной фазе. В США и развитых европейских странах подобные элементы были внедрены с десяток и более лет назад, и теперь их обновления зачастую дороже, чем установка с нуля", - прокомментировал выводы аналитиков Андрей Прохоров. 

Руководитель Центра бизнес-анализа ГК "Рамакс" Сергей Левашов сказал корреспонденту ComNews о том, что рынок управления транспортным трафиком пуст. "С одной стороны, он монополизирован, с другой - пока нет пула подрядчиков, способных предложить комплексное решение. Скорость развития таких систем напрямую зависит от скорости замены автомобильного парка на автомобили, оборудованные автопилотами, а также оснащение автомобильных дорог управляющими устройствами. Драйверы роста - возможность внедрения самых современных решений, с учетом мирового опыта и ошибок. Барьеры - низкая скорость сменяемости автопарка, соответственно, низкая эффективность схем управления автотранспортом", - отметил Сергей Левашов.

Представитель пресс-службы "Акадо Телеком" сказал корреспонденту ComNews, что трафик-менеджмент играет значительную роль в развитии отдельных городов и целых регионов. "Москва является одним из лидеров в области внедрения и использования передовых решений по организации управления транспортными потоками. Созданная в российской столице интеллектуальная транспортная система позволяет осуществлять эффективный мониторинг ситуаций на дорогах в режиме реального времени, организовывать и корректировать движение транспортных потоков управляя работой светофоров и информационных табло. Популярные мобильные приложения, опираясь на данные с огромного количества устройств, помогают отслеживать загруженность дорог и прокладывать оптимальные маршруты передвижения. Появившиеся несколько лет назад умные остановки общественного транспорта вместе с оснащением пассажирского транспорта датчиками определения местоположения не только позволяют пассажирам лучше планировать свои маршруты и время в пути, но и контролировать качество предоставляемых пассажирскими перевозчиками услуг. Оснащение транспорта и транспортной инфраструктуры системами видеонаблюдения и видеофиксации нарушений снизило уровень конфликтных ситуаций и актов вандализма. Установленные на автомобильных дорогах интеллектуальные камеры видеонаблюдения применяются не только для слежения и оперативного реагирования на внештатные ситуации, но и для сбора и анализа данных о загруженности дорог для дальнейшего развития дорожной инфраструктуры - строительства развязок, организации выделенных полос и т.д. Реализованные проекты и решения в области трафик-менеджмента уже показывают положительные результаты для города и создают платформу для дальнейшего развития. Следует особо отметить, что проекты по организации управления городским трафиком являются неотъемлемой частью создания умной городской среды. Поэтому количество IoT-решений и технологий для организации и управления транспортными потоками будет расти, а их значимость повышаться", - прокомментировал представитель пресс-службы "Акадо Телеком". 

Директор проектного офиса АСУДД компании Softline Игорь Канатченко сказал, что развитие транспортной инфраструктуры на данный момент является одним из приоритетных направлений государства. "Транспортная доступность и удобство пользования общественным транспортом, безопасность на дорогах и снижение уличных заторов в крупных городах могут быть обеспечены за счет новых цифровых технологий и специализированных ИТ-систем. В Softline для решения этих задач разработали АСУДД TRAFFIC-SL, которая позволяет управлять дорожным движением посредством светофорного регулирования, в режиме реального времени вести сбор, обработку и передачу информации о работе и состоянии транспортной системы, а также осуществлять обмен информацией между ее пользователями. В настоящий момент система уже доказала свою эффективность на одном из самых загруженных транспортных участков Новосибирска, где время поездки по маршруту на выбранном участке сократилось на 18%, а средняя скорость движения транспортного потока увеличилась на 19%. В последнее время процесс внедрения элементов АСУДД и ИТС в России активно развивается. В первую очередь это связано с влиянием такого тренда, как цифровая трансформация, а также с моральным устареванием прежних систем, которые постепенно перестают функционировать. Среди основных драйверов развития рынка управления транспортным трафиком можно назвать рост общего уровня автомобилизации, повышение требований к безопасности проезда и социальный негатив в отношение заторов на дорогах. Помимо этого, возрастает внимание к отрасли на федеральном уровне - появляются специализированные программы, такие как "Безопасные и качественные автомобильные дороги", посвященные повышению безопасности всех участников дорожного движения", - рассказал Игорь Канатченко.

Представитель пресс-службы IT-компании "Крок" отметил, что по мере развития городских пространств шире будут востребованы интеллектуальные системы для адаптивного управления светофорами. "Такие системы работают на основе данных о плотности транспортного потока и предлагают оптимальные сценарии регулирования движения на дорогах. В зависимости от выбранных условий интеллектуальная система поможет экстренным службам быстрее доехать до места происшествия, позволит рассчитать прогнозное время прибытия транспортных средств и контролировать соблюдение перевозчиками нарядов и договорных условий перевозок. С помощью комплексных билетных решений можно повышать уровень комфорта пассажиров при пользовании общественным транспортом. Если говорить о видеокамерах, то потенциал систем городского видеонаблюдения позволяет использовать их возможности в управлении трафиком на дорогах, фотовидеофиксации нарушений ПДД, прогнозировании дорожной ситуации и других сценариях. Среди драйверов развития всех мегаполисов - создание единой интеллектуальной системы управления, где важная роль отводится видеонаблюдению. Используя в видеокамерах технологии распознавания, можно повышать уровень транспортной безопасности и комфорта в городах. Умные видеокамеры помогут анализировать транспортные потоки, распознавать автомобильные номера, предоставлять данные для прогнозов дорожных ситуаций и использоваться для мониторинга парковочных пространств. Более широко стало использоваться видеонаблюдение с распознаванием лиц на объектах транспортной инфраструктуры - например вокзалах и железнодорожных платформах. В этом случае службы безопасности могут в режиме реального времени по изображению с камер определять лиц, находящихся в розыске", - прокомментировал представитель пресс-службы ИT-компании "Крок"