© ComNews
02.07.2019

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и РАНХиГС запустили образовательную программу "Цифровые технологии в торговле", подразумевающую подготовку специалистов e-commerce. В рамках программы компании - члены ассоциации будут делиться со студентами опытом, принимать участие в образовательном процессе. Студенты же получат возможность проходить практику в крупнейших интернет-магазинах, входящих в топ-100 компаний России.

Как указали в пресс-службе АКИТ, приемная комиссия Института отраслевого менеджмента РАНХиГС осуществляет прием документов от абитуриентов на очную форму обучения программы с 21 июня по 26 июля 2019 г. В ассоциации также отметили, что АКИТ является куратором новой учебной программы.

Руководитель программы, доцент кафедры маркетинга и торгового дела Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Юлия Сяглова рассказала корреспонденту ComNews о программе следующие подробности: "Программа представляет собой бакалавриат, то есть рассчитана на четыре года обучения. Возможно как платное, так и бесплатное обучение. Что касается последнего, то бюджетных мест на программе 10, остальные - платные. При этом пока их количество не ограничено. Стоимость программы в целом составляет 300 тыс. руб. Форма обучения программы на сегодняшний момент, согласно учебному плану, является очной. Но размышления о том, чтобы какие-то лекционные занятия, какие-то курсы могли бы быть дистанционными, ведутся. Присутствие такого формата в программе РАНХиГС сейчас обсуждает со школой электронной коммерции iWengo, являющейся его партнером по программе".

Относительно дисциплин, предусматриваемых программой, Юлия Сяглова сказала следующее: "Дисциплины программы можно поделить на два блока. Первый блок - это базовая часть. Она больше касается торговли в целом как направления. В ее составе такие дисциплины, как торговое дело, экономика организации торгового предприятия, коммерческая деятельность в торговле, организация технологии проектирования торговых предприятий и т.д. Это первый и примерно начало второго курса, то есть третий семестр. Далее следует второй блок - дисциплины профильной части. То есть те, что связаны с различными аспектами цифрового торгового пространства. Например, основы цифровой экономики, цифровая трансформация бизнеса, цифровой маркетинг, интернет-торговля и маркетплейсы, цифровые платежные системы, поведение потребителей в цифровой среде, виртуальная и дополненная реальность в торговле, трансграничная торговля и т.д.".

Юлия Сяглова также рассказала более подробно о тех практиках и стажировках, которые предусматривает программа: "Для прохождения практики или стажировки - в зависимости от того, что допускается компанией, - студентам предоставляет площадку АКИТ - ассоциация в составе 48 участников. Среди в них, в частности, такие компании, как Wilberries, "Утконос", "М.Видео", Lamoda, Goods.ru, Tmall. При этом стоит отметить, что все участники АКИТ будут не только предоставлять возможность практики - они будут задействованы в образовательном процессе в целом. Замечу, что участие в программе примут крупные торговые сети - компании стационарной торговли, к примеру "Ашан", ведь наряду со своим основным торговым пространством они также имеют интернет-включение. В целом в рамках программы будут иметь место два вида торговых пространств: в чистом виде e-commerce, то есть компании с одной только электронной площадкой, и классические предприятия - с омниканальной историей, - имеющие и офлайн, и онлайн".

О трудоустройстве студентов программы Юлия Сяглова заявила: "Этот вопрос для нас очень простой, поскольку эта программа 100% практикоориентированная. За счет того, что бизнес-сообщество участвует в практиках программы, оно контактирует со студентами уже с первого курса. А "Ашан", к примеру, даже с дней открытых дверей. Помимо того, бизнес участвует непосредственно в преподавании дисциплин студентам, начиная с такой дисциплины, читаемой на первом курсе, как "введение в профессию". Им проводятся мини-лекции или мини-мастер-классы, а также выездные занятия, предоставляется возможность участия в форумах и конференциях. Таким образом, уверена, что проблем с трудоустройством у выпускников программы никаких не возникнет. Более того, работодатель будет искать выпускников нашей программы, потому что такие компетенции сегодня мало кем преподаются. Конкурентов по бакалавриату в области электронной коммерции у программы сейчас нет".

О развитии программы Юлия Сяглова сказала следующее: "При поддержке АКИТ программа получила идеальную форму и содержание. Она стала максимально ориентированной на бизнес и теперь полностью учитывает реалии современного рынка e-commerce в России. В этом году мы хотим набрать на нее 40-50 человек для формирования из них в последующем двух групп студентов. Такое количество студентов будет оптимальным, потому что большее количество не даст нам возможности работать с ними достаточно глубоко. E-Commerce - сфера специфическая, требующая большей глубины образовательной деятельности".

Что касается ограничений для абитуриентов программы, то, по словам Юлии Сягловой, единственным таким критерием на сегодняшний день является наличие минимального количество баллов ЕГЭ. "Проходной балл в академии составляет 160 баллов, поэтому если у студента меньше баллов, то мы, к сожалению, на программу взять его не сможем", - указала Юлия Сяглова.

О том, кто выступил в качестве инициатора и заказчика программы, она сказала: "У программы имеется поддержка со стороны торговых сетей - с ними подписаны договоры о сотрудничестве. К примеру, договор подписан с компанией "Ашан Ритейл Россия". Он действует уже год. Эта компания выступила гарантом программы. Ее инициативу поддержала крупнейшая отраслевая ассоциация интернет-торговли АКИТ, сказав, что будет осуществлять совместно с нами подготовку кадров для интернет-коммерции. Что неудивительно: ассоциация прямым образом заинтересована в программе, так как благодаря ей, студенты будут обладать пригодными для ее членов компетенциями".

О сотрудничестве с другими ассоциациями Юлия Сяглова сказала: "Помимо АКИТ в рамках программы ведется сотрудничество с АКОРТ. На сегодняшний день они закрывают тот объем потребностей, который нам нужен. При этом мы планируем создавать специальные короткие программы. То есть не в рамках таких длинных, как бакалавриат, форматов, а например, дополнительного образования. При этом в случае создания таких специальных программ, мы рассчитываем на наличие целевого заказчика в виде ассоциации или какой-либо крупной торговой сети. Также стоит отметить, что, как мы предполагаем, по завершении запущенной нами программы бакалавриата студенты получат возможность продолжать обучение в магистратуре. Данная магистратура под названием "Цифровая трансформация ритейла" уже начала создаваться и прошла внутреннюю аккредитацию РАНХиГС. Слушатели на нее будут набираться с 2020 года мы будем также на эту программу набирать себе слушателей".

Относительно кадров в области е-сommerce Юлия Сяглова заметила следующее: "В данной сфере имеет место недостаток кадров. Именно эта проблема и побудила нас к решению такой задачи, как подготовка кадров для высокотехнологичных отраслей. Торговлю, ретейл мы как раз причисляем к такой отрасли, потому что эта сфера обозначена как одна из отраслей программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Давайте посмотрим, кто сейчас составляет как таковую электронную торговлю? Конечно, ретейл изменился. Это уже совершенно другая сфера. Это не торговля через прилавок, как было еще 10 лет назад. Сегодня это сфера, куда очень активно проникают цифровые технологии, где цифровая трансформация каждый год выходит на совершенно новый уровень. И поэтому этой сфере нужны специалисты, которые будут выполнять разные задачи. При этом специалистов, готовых это делать, сегодня вообще нет. Это либо люди, которые раньше получили образование в сфере торгового дела, которое сейчас уже не актуально, или люди, которые прошли переподготовку и повышение квалификации, соответственно они могут выполнять какие-то отдельные задачи. А эту программу мы позиционируем как комплексную. На стыке ряда компетенций. Тут уже и работа с данными, и статистика, и обработка данных, и продажи, и маркетинг, и международная торговля с учетом этой цифровой составляющей. Специалистов таких нет вообще. И именно это главный мотив в рамках создания такой программы".

Как рассказали корреспонденту ComNews в пресс-службе АКИТ, РАНХиГС сам вышел на АКИТ с инициативой создания образовательной программы "Цифровые технологии в торговле". "Поэтому потребность в общении с другими вузами на предмет запуска такого рода программы у АКИТ отпала", - заявили в АКИТ.

При этом президент АКИТ Артем Соколов прокомментировал запущенную РАНХиГС и ассоциацией программу следующим образом: "За последние несколько лет интернет-технологии активно внедрились в нашу жизнь и сильно ее изменили. Появились новые формы бизнеса, методы торговли, места продаж и способы доставки товаров. Пришло время измениться и системе образования. Ретейлу нужны высококлассные специалисты, которые выращены с нуля, под реальности цифровой экономики, для которых blockсhain или big data станут естественной средой обитания. Именно поэтому мы с партнерами из РАНХиГС взяли курс на программу "Цифровые технологии в торговле", объединили лучшие рыночные практики с фундаментальной научной базой и предложили рынку этот уникальный продукт. У него однозначно блестящее будущее".

В свою очередь проректор РАНХиГС Иван Федотов, говоря о запущенной академией и АКИТ программе, отметил следующее: "Согласно Атласу новых профессий, составленному Агентством стратегических инициатив (АСИ), к 2030 г. исчезнет более 50% существующих профессий. Поэтому абитуриенту при выборе программы подготовки нужно думать о профессиях не настоящего, а будущего. Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС реализует образовательные программы для различных сфер экономической деятельности. Торговля является одной из сфер, в которой развитие технологий происходит очень стремительно. Именно в торговле занята четверть населения страны, поэтому мы осознаем необходимость заниматься подготовкой кадров для данной отрасли".

Иван Федотов также обратил внимание на то, что запущенная программа отвечает требованиям федеральной программы "Цифровая экономика" в части подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей. "Благодаря поддержке АКИТ, в состав которой входит пул высокотехнологичных торговых компаний, у нас появилась возможность интегрировать ведущих экспертов интернет-торговли в учебный процесс. Как результат, мы способны предложить нашим студентам уникальный образовательный контент, подкрепленный практикой специалистов из реального бизнеса. Будущие выпускники программы бакалавриата "Цифровые технологии в торговле" могут стать высоковостребованными специалистами, такими как менеджер по управлению онлайн-продажами, разработчик моделей big data, создатель мобильных приложений и виртуальных торговых пространств. Мы готовим лидеров будущего цифрового ретейла".

Исполнительный директор Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Михаил Яценко в разговоре с корреспондентом ComNews отметил, что новость о запущенной АКИТ и РАНХиГС программе вызывает двойственные чувства. "C одной стороны, это хорошо, что руководители некоторых розничных компаний наконец-то обратили внимание на проблему профессиональной подготовки и озадачились подготовкой кадров для своих магазинов, а с другой - процессом подготовки специалистов уже давно озадачены все, практически без исключения, ведущие вузы страны", - пояснил Михаил Яценко.

Он также добавил: "Интернет-торговля - это прежде всего торговля и только потом канал продажи товара. Другими словами, интернет-торговля - это больше про торговлю и меньше всего про интернет. В этом смысле интернет-торговля мало чем отличается от обычной торговли с оговоркой лишь на то, что привлечение клиентов и продажи товаров осуществляются дистанционно, то есть через сеть интернет. Ранее, когда почтовый канал был более маржинальным, некоторые компании привлекали и рекламировали свои розничные сети и товары через листовки в почтовом ящике. Но прогресс не стоит на месте - это понимают и крупные сетевые компании".

По словам Михаила Яценко, согласно исследованию, которое провел Институт Гайдара (РАНХиГС) для e-Commerce Russia Ассоцации (НАДТ), на сегодняшний день российский сегмент интернет-торговли уже почти достиг своего потолка по числу пользователей. "Дальнейший рост интернет-торговли возможен за счет роста сервисов для российских покупателей и привлечения зарубежных, то есть за счет частоты заказов. В этом смысле образование в области интернет-торговли мало ушло от традиционного. Многие вузы страны готовят и будут готовить специалистов для розничной торговли, которые и сегодня востребованы рынком. Но будущее - за качеством образования. Луначарский, первый нарком просвещения РСФСР, говорил: "Студент знает столько, на сколько работает самостоятельно". В этой связи хорошо, что руководители крупных компаний розничной торговли выступили с инициативой встречаться со студентами и рассказывать им свои кейсы, чтобы студенты вместе с теорией получали дозу практики. Но необходимо, чтобы вместе с этим развивалось волонтерское движение - тогда и знания "укладываются" в голову иначе, а расхожая фраза "забудьте все, чему вас учили в институте" станет архаизмом, потому, что знания вместе с практикой - это всегда более качественное образование и высокий результат", - указал Михаил Яценко.

При этом он заявил: "Старейшая отраслевая ассоциация профессионалов Национальная ассоциация дистанционной торговли (e-Commerce Russia Ассоциация (НАДТ) выражает готовность помочь коллегам из АКИТ и РАНХиГС в обмене своим многолетним опытом в подготовке профессиональных кадров для отрасли. Уверен, что курс экспортера, по программе которого подготовлено много специалистов отрасли, разработанный компаний "иБэй.Ру", обогатит программу подготовки специалистов РАНХиГС и в конечном итоге даст новые возможности для роста российского ретейла".

Академический руководитель программы "Электронный бизнес" магистратуры НИУ ВШЭ Михаил Комаров, беседуя с корреспондентом ComNews о запущенной РАНХиГС и АКИТ программе, сказал: "Я желаю коллегам удачи, а будет программа эффективной или нет - покажет время и ее выпускники. И, разумеется, мы будем рады видеть выпускников данной программы в числе абитуриентов магистерской программы Высшей школы экономики "Электронный бизнес".

Данная программа, по словам Михаила Комарова, уже много лет готовит специалистов в области электронного бизнеса, а электронная коммерция является составляющей электронного бизнеса. "Все наши выпускники работают с современными информационными технологиями, и отмечу, что цифровизация в области электронного бизнеса - это его основа. Поскольку добавленная стоимость в таком бизнесе получается именно за счет внедрения современных ИТ. Наша программа отвечает самым современным требованиям работодателей и международных профессиональных организаций: выпускники получают профессиональные сертификаты консультантов в области электронной коммерции и руководителей проектов в области электронного бизнеса", - рассказал Михаил Комаров