Счетная палата похвалила и пожурила Минцифры

1 августа Счетная палата Российской Федерации опубликовала заключение о результатах проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг." в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Согласно сообщению ведомства, Минцифры перечислило в бюджет 33,2 млрд руб. (в Счетной палате уточнили, что изначальная цифра в 331 млрд руб., указанная в сообщении, ошибочна), тем самым, согласно отчету, превысив план по доходам на 82,9% от первоначальных 18,1 млрд руб.
Наибольший удельный вес доходов пришелся на отчисления операторов связи в резерв универсального обслуживания. Он превысил 17,4 млрд руб., или 52,7%. Как говорится в сообщении Счетной палаты, прибыль получилась за счет части доходов подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий (2,7 млрд руб.) и от добровольных взносов в бюджет за счет сделок с российскими ценными бумагами (8,7 млрд руб.). Оставшиеся 4,4 млрд руб. пришли из иных источников дохода, среди которых административные штрафы, госпошлина за получение ресурса нумерации оператором связи и госпошлина за регистрацию декларации о соответствии требованиям средств и услуг связи.
Счетная палата отметила, что уровень исполнения расходов Минцифры находится на уровне 99,98% (в сумме 359 млрд руб.). Аналогичные высокие показатели кассового исполнения и у государственной программы "Информационное общество" (99,8%) и национальной программы "Цифровая экономика" (99,7%).
"При этом по итогам анализа госпрограммы Счетная палата отметила необходимость сокращения объема вносимых в нее изменений, исключения корректировок в конце отчетного года и увеличения количества показателей с положительной динамикой. Проверка также выявила ряд нарушений и недостатков, допущенных Минцифры при исполнении бюджета, в том числе недостаточный контроль за достижением юридическими лицами результатов предоставления им бюджетных инвестиций", - говорится в сообщении Счетной палаты.
Однако проверка Счетной палаты показала, что Минцифры РФ не осуществляло должного контроля за АО "Почта России" и следствием этого стали нарушения. "Почта России" должна была модернизировать и привести в нормативное состояние 773 отделения и "иные объекты" организации, расположенных в сельской и труднодоступной местности, до 31 декабря 2024 г.
"Согласно отчету о достижении значений результатов предоставления бюджетных инвестиций, представленному АО "Почта России" 19 февраля 2025 г. в ГИИС "Электронный бюджет", фактическое значение результата предоставления бюджетных инвестиций на 1 января 2025 г. составило 754 единицы (отклонение от установленного значения - 19 единиц). Кроме того, АО "Почта России" по состоянию на 31 декабря 2024 г. не обеспечило модернизацию и приведение в нормативное состояние 74 отделений почтовой связи. Так, по 66 отделениям почтовой связи отсутствуют акты сдачи-приемки выполненных работ, подписанные заказчиком. По восьми отделениям почтовой связи акты о присоединении к электрическим сетям подписаны заказчиком в период с 13 января по 5 марта 2025 г. Также АО "Почта России" в нарушение обязательства по обеспечению полноты и достоверности сведений, представляемых в Минцифры России, установленного п.5.5.12 договора № 2024, представлен 19 февраля 2025 г. в Минцифры России в ГИИС "Электронный бюджет" отчет о достижении значений результатов предоставления бюджетных инвестиций, содержащий недостоверные данные: в качестве фактического значения результата предоставления бюджетных инвестиций вместо 680 единиц указано 754 единицы", - говорится в отчете ведомства.
Представитель пресс-службы Счетной палаты отметил, что, в соответствии с договором между Минцифры РФ и "Почтой России" о предоставлении бюджетных инвестиций, последняя проводила проект по модернизации и приведению в нормативное состояние почтовых отделений в сельской и труднодоступной местности. Он обратил внимание, что по условиям этих договоров министерство должно было контролировать "Почту России" и соблюдение целей, условий, порядка предоставления бюджетных инвестиций и достижение значений результатов и сроков модернизации почтовых отделений.
Минцифры РФ, в тот же день, 1 августа, опубликовало ответ на отзыв Счетной палаты. В нем говорится, что ведомство следит за эффективным расходованием бюджета по всем направлениям работы. Согласно ответу, все показатели госпрограммы "Информационное общество" и национальной программы "Цифровая экономика" достигнуты в полном объеме.
"В 2024 г. уровень кассового исполнения нацпрограммы составил 99%, средний уровень за все годы - 97%. О ее эффективности говорит и высокая оценка со стороны населения. С 2021 г. по 2024 г. ВЦИОМ и ОНФ проводили опросы общественного мнения о результатах нацпрограмм. Среди самых заметных результатов для граждан всегда лидировала цифровизация госуслуг. Кроме того, если взять 10 основных результатов за все время реализации всех нацпроектов, то четыре из них будут относиться к "Цифровой экономике". По итогам прошлого года фактический уровень цифровой зрелости благодаря нацпрограмме составил 81,4% при плане в 77,4%. Формирование показателей происходит в строгом соответствии с методологией и утвержденными плановыми значениями", - говорится в ответе министерства.
Ведомство не оставило без внимания и критику "Почты России". Согласно его сообщению, Минцифры находится в постоянном контакте с руководством "Почты", контролирует целевое использование бюджетных инвестиций и оценивает выполнение показателей по ремонту. Авторы ответа напомнили, что работа по модернизации идет по поручению президента РФ Владимира Путина и при нарушении сроков завершения ремонта "Почта" платит штраф.
"Такая оценка еще продолжается и будет завершена осенью. Отметим, что начиная с 2022 г. обновлены более 3,2 тыс. почтовых отделений в сельской, труднодоступной и отдаленной местности. Эти работы значительно улучшили доступность почтовых услуг. Около 7,8 млн человек, проживающих в зоне обслуживания обновленных отделений, могут воспользоваться услугами "Почты" в комфортных условиях. Минцифры продолжит и дальше внимательно следить за достижением целевых показателей, соблюдением сроков исполнения и эффективным использованием бюджетных средств. Работа по улучшению качества цифровых и почтовых услуг будет продолжена в тесном взаимодействии с профильными организациями, с учетом оценки Счетной палаты", - заключили авторы ответа.
Представитель пресс-службы "Почты России" не ответил на вопросы корреспондента ComNews.
https://www.comnews.ru/content/238730/2025-04-10/2025-w15/1007/glavnoe-…
Напомним, что ранее ComNews сообщил о проекте федерального закона о модернизации "Почты России". Его авторы предлагали передать "Почте Росси" целый ряд полномочий для ее устойчивого развития. Среди них были такие, как право принимать электронные платежи без дополнительных комиссий от кредитных организаций, предоставление полномочий по доставке корреспонденции, счетов, газет и рекламных материалов в почтовые ящики многоквартирных домов, продажа безрецептурных лекарств и др.
Тогда представитель пресс-службы "Почты России" назвал инициативу своевременной и значимой для развития почтового оператора. По его словам, меры позволят углубить социальную функцию "Почты", сохранить равный доступ к услугам для всех граждан, развивать и модернизировать почтовую сеть, а также улучшат качество обслуживания. Позднее в этот законопроект поступили замечания и правки от более чем 850 человек.
https://www.comnews.ru/content/239116/2025-05-07/2025-w19/1008/grazhdan…
