выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
02.09.2019

Поисковые системы, работающие в России, будут обязаны оперативно удалять ссылки на страницы с пиратским контентом, говорится в поправках в закон "Об информации". В праведной борьбе с пиратством на просторах Рунета, которую ведут регулятор и правообладатели уже не первый год, виден прогресс. Однако складывается ощущение, что борьба эта ведется не с того конца. Желание бороться с пиратами трансформируется, по сути, в борьбу с пользователями.  

О том, что российские телекомпании, онлайн-кинотеатры и интернет-компании подготовили поправки в закон "Об информации", сообщило в минувший четверг издание "Ведомости".

Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы РФ Леонид Левин на прошедшей неделе заявил, что комитет внимательно изучит предложения. На их основе, по его словам, будет подготовлен законопроект, который предполагается внести на рассмотрение парламентариев до конца сентября этого года.

Согласно поправкам, правообладатели смогут выбирать компанию, одобренную Роскомнадзором, которая будет в их интересах вести реестр пиратских ссылок. После одобрения такой компании надзорным ведомством, как сообщают "Ведомости", поисковики будут обязаны в течение 10 дней подключиться к реестру и удалять пиратские ссылки в течение шести часов после появления в нем.

По сути, указанный антипиратский законопроект основывается на положениях меморандума о защите авторских прав в интернете, который предполагает досудебный порядок разрешения спорных вопросов между правообладателями и поисковыми системами по поводу размещения ссылок на пиратский контент в поисковой выдаче. Меморандум в ноябре 2018 года подписали Первый канал, ВГТРК,  "СТС Медиа", "Газпром-медиа холдинг", "Национальная Медиа Группа", Ассоциация продюсеров кино и телевидения, Ассоциация по стимулированию оборота легального контента в сети интернет "Интернет-видео", "Яндекс", Mail.Ru Group ("Одноклассники" и "ВКонтакте"), "Рамблер Интернет Холдинг", "Руформ" и "Кинопоиск" (см. новостьComNews от 2 ноября 2018 г.). 

Срок действия меморандума истек 1 сентября 2019 г. Однако, как сообщил ряд СМИ на минувшей неделе, участники меморандума договорились продлить действие документа до конца года, если законопроект, закрепляющий его положения, будет внесен в Госдуму до 30 сентября.

Несмотря на то что борьба с пиратством - дело безусловно благое, превращение этого меморандума в законопроект (и с высокой долей вероятности - в закон) вызывает как минимум несколько вопросов.

В частности, прописанный в антипиратском меморандуме механизм досудебного удаления пиратских ссылок из поисковиков распространяется не на весь контент, а только на фильмы и сериалы, и лишь на тех правообладателей, которые подписали меморандум. Поправками же, как сообщают "Ведомости", помимо сериалов и фильмов будут защищены легальные копии книг, музыки, программного обеспечения - исключение сделано только для фотографий.

Это значительно расширяет круг игроков рынка, которые будут так или иначе сталкиваться с действием закона, и их интересы также должны быть учтены, ведь подписавшие меморандум компании - медиахолдинги, онлайн-кинотеатры и интернет-компании преследуют свои интересы и выбирают оптимальные механизмы для защиты легального контента. Но вовсе не факт, что механизмы, подходящие для защиты медиаконтента, будут так же хорошо работать и в случае, например, программного обеспечения.

Еще один момент на который следует обратить внимание: меморандум - это документ, который участники подписывают добровольно. Закон же - совсем другое дело. Он обязателен к исполнению для всех, в том числе и тех, кто никаких меморандумов не подписывал и в целом ориентируется на иные правила в области авторских прав. Речь, в частности, о компании Google, которая работает с российскими правообладателями по нормам американского акта "Об авторском праве в цифровую эпоху" (DMCA). Таким образом, после превращения законопроекта в закон регулятор рискует столкнуться с ситуацией, когда некоторые поисковики не будут считать локальный российский закон необходимым для исполнения (тем более что и сейчас Google находится с регулятором в состоянии бесконечного "диалога" по поводу исполнения уже принятых норм законодательства). А если закон станет работать не для всех - цель регулирования достигнута не будет.

Следующий аспект, который нужно учитывать - риск ошибки. Появление реестра пиратских ссылок означает появление еще одной информационной системы, которая (как и любая другая) не застрахована от сбоев в работе. Если гипотетически представить себе, что в этот реестр по ошибке попадет сайт легального поставщика контента или ПО и поисковики перестанут отображать его в выдаче, то кто будет компенсировать пострадавшему недополученную прибыль? А если такие сбои будут иметь массовый характер, то мы получим ситуацию, при которой суды будут завалены исками от легальных игроков рынка. В качестве примера можно вспомнить про автоматизированную систему "Ревизор", которая занимается фильтрацией запрещенного интернет-трафика: со стороны отраслевого сообщества к работе этой системы возникало немало вопросов (см. новость ComNews от 21 февраля 2018 г.).

Да и в целом, если "правообладатели смогут выбирать компанию, одобренную Роскомнадзором, которая будет в их интересах вести реестр пиратских ссылок", то едва ли право выбора получат все правообладатели. Скорее всего, в процессе выбора будут участвовать только крупнейшие компании рынка, а это означает, что интересы части игроков учтены не будут.  

Но основная проблема в борьбе с пиратским контентом в Рунете носит скорее концептуальный характер. Складывается ощущение, что борьба эта ведется не с того конца. Желание бороться с пиратами, то есть с самим явлением, трансформируется, по сути, в борьбу с пользователями, а точнее в борьбу с теми, кто хочет найти в Сети медиаконтент. Ведется она по принципу "с глаз долой - из сердца вон". Безусловно, такой подход имеет право на существование, но, во-первых, он не даст 100% эффекта, а возможно, отсеет лишь тех, кто привык спонтанно потреблять медиаконтент (зачастую даже не вникая в тонкости того, пиратский он или нет), а во-вторых, на борьбу с пиратами он не влияет, поскольку сами пиратские сайты никуда не деваются и все желающие могут легко получить к ним доступ. Пиратские площадки монетизируются за счет рекламы, и если уж говорить о борьбе с пиратством, то обрубать необходимо источники дохода. Создавать условия, при которых этот "бизнес" будет нерентабельным: договариваться с рекламодателями, рекламными платформами, чтобы те строго прописывали в соглашениях с контрагентами невозможность размещения рекламы на сомнительных сайтах. Бороться с "серыми зонами" в Рунете (теми же онлайн-казино, которые активно рекламируются на пиратских сайтах). Иными словами, подходить к борьбе с пиратством, делая целью не пользователя (стремясь не дать или запретить доступ к контенту), а сам контент и экономический базис, на котором держится пиратство.

Напоследок пару слов о легальном контенте в российском сегменте Глобальной сети. Есть ощущение, что здесь, как ни странно, действует принцип "пляшем от контента". И надо отдать должное легальным площадкам - они сделали большой шаг в том, что касается разнообразия представленного контента, оперативности его появления, эксклюзивности. Однако хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось как раз пользователю: доступ к легальному контенту должен быть максимально простым и не требующим значительного количества действий, сервис и качество контента - максимально высокими, а попытки допродать клиенту что-то еще были бы ненавязчивыми и не вызывали раздражения.