© ComNews
29.06.2004

Российский альтернативный оператор "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) выступил инициатором создания единой сети на транспорте, охватывающей страны СНГ.

Такая сеть позволит создать  единое информационное пространство при перевозке грузов, причем не только железнодорожным, но также воздушным и морским транспортом. С некоторыми из стран-партнеров уже подписаны соглашения о сотрудничестве и начаты работы по объединению сетей.

Инициатива создания единой телекоммуникационной сети на транспорте, ТТК выдвинул в 2003 г. на координационном транспортном совещании СНГ. Краеугольным камнем проекта является уникальное географическое положение стран СНГ, которые, по сути, являются транзитным перекрестком между Евросоюзом и Юго-восточной Азией. Однако, 99% из 9 млн контейнеров, ежегодно курсирующих между Европой и Азией, идут морем, а не дорогами СНГ. Кроме транспортного коридора "Запад-Восток", есть еще один набирающий силу коридор – "Север-Юг". К тому же, сеть ТТК охватывает пространство всей России и близко подходит к границам стран соседей. По этим причинам ТТК предложила создать на основе ее сети единую сеть на транспорте.

Как сообщил репортеру ComNews.ru Олег Тайнов, руководитель группы IP Access & Data компании "Эквант", основной целью ТТК в этом проекте является выход на рынок международного транзита. Партнер ACM Consulting Александр Шатиков сообщил репортеру ComNews.ru, что на первом этапе ТТК, возможно, пойдет на то, чтобы объединить существующие в странах СНГ сети, выработать тарифную политику и проанализировать экономическую целесообразность проекта.

В любом случае, такой проект несет в себе не только экономическую, но и политическую составляющую, поэтому многое зависит от взаимодействия акционеров ТТК с их партнерами в СНГ. Участие в этом проекте позволит ТТК расширить собственные возможности по транзиту трафика в сопредельные страны, нарастить клиентскую базу, упростит построение виртуальных частных сетей для клиентов, имеющих офисы в СНГ.

Что касается вопроса о том, кто же будет координировать единую сеть на транспорте, то Олег Тайнов сказал: "Конечно, сеть должна быть под единым управлением, иначе трудно будет соблюдать единые стандарты. Но пока рано говорить о том, кто возьмет на себя такие полномочия". В то же время есть мнение, что ТТК начал продвигать этот проект и из-за того, что планирует взять полномочия управляющего сетью на себя.

Как сообщили репортеру ComNews.ru в пресс-службе ТТК, в планах компании создание современной единой сети, которая обеспечит мониторинг подвижного состава, электронный документооборот, построение защищенных корпоративных сетей связи и др. Идею поддержали не только железнодорожники, но и автомобилисты, морской и воздушный транспорт СНГ.

"Для реализации этого проекта сначала мы начали создавать опорную сеть на транспорте в России. Особое внимание уделяется взаимодействию морских портов с железными дорогами страны. В наших планах объединить в одну сеть и авиапредприятия России", - сказал в одном из своих недавних интервью президент ЗАО "Компания ТрансТелеком" Сергей Липатов.

ТТК уже ведет переговоры со странами СНГ. Так, для соединения с Азербайджаном с российской стороны необходимо проложить 160 км волоконно-оптического кабеля от Махачкалы до границы с Азербайджаном, которому в свою очередь надо построить линии связи от границы с Россией до Ирана. Для создания сети связи между Россией и Грузией ТТК предложит рассмотреть вопрос о финансировании проекта своему акционеру - ОАО "РЖД". В ближайшие два месяца возможно соединение каналов связи России и Казахстана, что позволит до конца 2004 г. ввести в единую транспортную сеть и Киргизию. С Узбекистаном ТТК уже сотрудничает, а соединение с Казахстаном позволит увеличить передаваемые объемы трафика и с Узбекистаном. ТТК практически готов к обмену трафиком с Украиной и Белоруссией, но из-за отсутствия оконечного оборудования у наших стран-союзниц, запуск линии связи задерживается.

В ТТК сообщили, что наиболее сложная ситуация с вхождением в единую сеть у Армении, Молдавии, Туркмении, Таджикистана. Эти страны не могут предоставить высокоскоростную цифровую связь. Однако есть вероятность построения необходимой сети и в этих странах. Олег Тайнов отметил, что ТТК не в состоянии сама финансировать строительство волоконно-оптической сети странах СНГ и будет рассчитывать на помощь железных дорог других стран.