ЛАРИСА СМОЛЯКОВА
© ComNews
16.01.2007

В 2007 г уровень проникновения мобильной связи в Латвии превысит 110%, объем передачи данных в мобильных сетях возрастет в 4 раза, а 40% абонентов будут использовать свои телефоны не только для звонков и SMS, но и для других дополнительных услуг. Такой прогноз сделал исполнительный директор Bite Latvija Мартен ван Энгеланд. Представители других операторов остерегаются давать столь четкие прогнозы, соглашаясь, впрочем, что пользование мобильным Интернетом существенно возрастет. В свою очередь в сегменте фиксированной связи Латвии ожидается усиление конкуренции на рынке услуг triple-play, а также многочисленные слияния предприятий.

Латвийский GSM-оператор, который сейчас удерживает 8% рынка - Bite Latvija (дочернее предприятие датской TDC), начавший работу в стране в сентябре 2005 г. - в ближайшее время намерен потеснить старожилов: Tele2 и LMT (49% компании принадлежит TeliaSonera) и увеличить свою долю до 13%. Исполнительный директор Bite Latvija Мартен ван Энгеланд прогнозирует, что в этом году на рынке в целом обострится борьба за бизнес-клиентов. Операторы станут развивать новые услуги, в первую очередь связанные с передачей данных: "Расширение сетей 3G и HSDPA станет одним из главных приоритетов". Однако, несмотря на серьезные инвестиции в широкополосную беспроводную связь и высокий уровень инфляции, потребительские цены будут снижаться.

Мартен ван Энгеланд уверен, что в этом году резко возрастет интерес потребителей к высокоскоростному мобильному Интернету. И объем передачи данных в мобильных сетях увеличится в Латвии в 4 раза. 40% абонентов станут использовать свой телефон не только для звонков и коротких сообщений, но и для мультимедийных услуг. Кроме того, к концу 2007 г. до 30% приобретенных ноутбуков  будут подключены к мобильному Интернету.

Другие операторы мобильной связи также заявляют, что их приоритеты в этом году связаны с развитием услуг для корпоративных клиентов и высокоскоростным интернетом. Так Tele2 сообщает, что уже в ближайшее время предоставит клиентам подключение в Интернету в стандарте HSDPA, обеспечивая скорость передачи данных до 3,6 Мбит/сек.

Крупнейший GSM-оператор - LMT - начал развертывать сеть HSDPA еще в прошлом году. Однако президент LMT Юрис Бинде не рискует давать прогнозы о том, будут ли снижаться потребительские тарифы в новом году. Он подчеркивает: надо учесть, что возрастут издержки операторов и это связано не только с инфляцией и инвестициями, но и с наложенными государством дополнительными поборами - в частности, пошлиной за использование нумерационных ресурсов. Также на доходы мобильных операторов повлияет инициатива ЕС, предусматривающая регулирование роуминговых тарифов.

Серьезную конкуренцию крупным игрокам рынка мобильной связи намерен составить и оператор CDMA-450 - Telekom Baltija (Triatel). Председатель правления компании Михаил Зотов заявляет, что покрытие сети уже сейчас приближается по размаху к покрытию Tele2. А к октябрю 2007 г. мобильная связь Triatel будет работать на всей территории страны.

Ожидается обострение конкуренции и в сегменте фиксированной связи. По словам директора по маркетингу компании IZZI Каспара Спунде, в прошлом году в отрасли произошли значительные изменения. В сфере Интернета многие операторы значительно увеличили скорость передачи данных - до 5 - 10 Мбит/сек, что будет способствовать развитию новых услуг.

Он подчеркнул, что предприятий "одной услуги" в стране практически не осталось. Сервисы triple-play уже стали стандартом: лидеры рынка кабельного ТВ предлагают Интернет и телефонную связь, а крупнейший оператор телефонной связи Lattelecom, помимо услуг ИТ, занялся развитием цифрового телевидения.

Каспар Спунде уверен, что в ближайшие пять лет произойдет укрупнение латвийского рынка фиксированной связи и на нем выделятся 3-4 крупные компании, способные предложить клиентам весь спектр телекоммуникационных услуг, в том числе и мобильную связь - хотя бы в качестве виртуальных операторов.

Отметим, что сейчас в Латвии, население которой составляет 2,6 млн. человек, лицензии на предоставление телекоммуникационных услуг имеет около 380 операторов. Так что потенциал для слияний и укрупнения - огромен.