НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА
© ComNews
28.03.2007

Компания "Яндекс" приобрела русскоязычную социальную сеть для профессионалов "МойКруг.ру". Сумма сделки не раскрывается, однако эксперты оценивают ее в $1,2-1,5 млн. Игроки рынка считают, что "Яндекс" успел вовремя, потому что подобные - Web 2.0 - проекты на российском рынке будут расти в цене.

Социальная сеть "МойКруг.ру" ориентирована на поиск одноклассников, однокурсников и коллег, а также поддержку и налаживание деловых контактов. По данным компании "Яндекс", основная часть пользователей сети "МойКруг.ру" проживает в России (84%), Украине (5%) и Беларуси (5%). Общее количество различных компаний, в которых работали пользователи "МойКруг.ру", превышает 50 тыс. Более 50% пользователей работают в одной из четырех отраслей: "IT/Интернет/Телеком", "Маркетинг/Реклама/PR", "Образование/Наука" и "Финансы/Банки/Инвестиции".

Теперь сервис "МойКруг.ру" полностью перенесен на серверы в дата-центрах компании "Яндекс". При этом "Яндекс" не планирует изменять принципы работы проекта, замечая, однако, что пользователи "Яндекса" получат в рамках социальной сети дополнительные привилегии. Например, они смогут заходить в "МойКруг.ру" по-своему логину из "Яндекса".

"Сервисом "МойКруг" пользуется более 150 сотрудников "Яндекса", а у нас принято делать сервисы, которыми пользуемся мы сами, -  говорит руководитель коммуникационных сервисов "Яндекса" Роман Иванов. - Поэтому "МойКруг" и попал в наше поле зрения. В перспективе наша совместная работа с новой командой позволит сделать другие службы "Яндекса" более социальными".

В "Яндексе" также сообщили, что к ним перешла команда менеджеров и разработчиков приобретенного проекта, включая основателей интернет-сервиса. Однако информированный источник ComNews, попросивший не называть его имени, уточнил, что часть команды разработчиков "МойКруг.ру" всё же перешла работать в ИК "Финам".

Российский рынок Web 2.0 не первый раз испытывает волну интереса со стороны инвесторов. И "Яндекс" практически последним из поисковых систем включил социальные сети в портфель своих сервисов. Например, Rambler запустил "Планету Рамблер" в 2005 г. У американского поисковика Google есть Orkut и Blogger. А в октябре 2006 г. российская компания "Суп", специально созданная финансистом Александром Мамутом и медиаменеджером Эндрю Полсоном, объявила о покупке у американской компании Six Apart лицензии на управление русскоязычным сегментом крупнейшего в мире блогового сервиса Livejournal. Ходили слухи, что "Суп" был готов предложить $1,2-1,3 млрд за сервис YouTube, который в итоге купил Google, предложивший $1,5 млрд (см. дайджест ComNews от 19 октября 2006г.). В феврале 2007 г. медиахолдинг "РБК Информационные системы" сообщил о намерении инвестировать до $120 млн в покупку и развитие интернет-проектов в России, странах СНГ и Восточной Европы (см. дайджест ComNews от 6 февраля 2007 г.). Компания ожидает, что к 2010 г. будет зарабатывать на интернет-бизнесе $70-100 млн в год.

По мнению ведущего аналитика J'son & Partners Татьяны Стародубцевой, основным конкурентом в сегменте бизнес ориентированных социальных сетей в Рунете у "Яндекса" будут Executive (база данных по персоналиям и форум), Webby (проект РБК, развитие портала Headhunter) и западный Linkedin. "С некоторой натяжкой к этим сервисам можно отнести и популярный портал Одноклассники.ру, правда он не позиционируется именно на бизнес-аудиторию", - дополняет аналитик.

J'son & Partners оценивает рынок сервисов интерактивного общения (социальные сети и сервисы знакомств – вместе с сетевыми и мобильными сервисами) в 2007г. в $47 млн., включая как доходы от сервисов, так и от рекламы. "Аудитория социальных сетей растет двухзначными цифрами, и в целом этот рынок в России далек от насыщения", - полагает Татьяна Стародубцева. По прогнозам J'son & Partners, в ближайшие два года количество пользователей сервисов интерактивного общения и социальных сетей будет расти в среднем на 40% ежегодно.

Игроки рынка и аналитики сходятся во мнении, что на социальных сетях, коих в России очень немного, можно будет зарабатывать.

"Когда безусловный лидер поискового рынка Рунета инвестирует в социальную сеть - это признание того, что социальные сети - состоявшееся явление, значимый сегмент мирового и российского Интернета, интересный не только как коммуникативный феномен, но и как бизнес-проект", - считает руководитель отдела исследований компании "Суп Фабрик" Борис Овчинников. По его мнению, эта покупка скорее - на перспективу. "Но тем более "Яндекс" можно поздравить со своевременной покупкой - стоимость подобных проектов будет расти", - уверен Борис Овчинников.

В "Яндексе" не стали озвучивать, во сколько им обошлась социальная сеть "Мой Круг". В ИК "Финам" сделку оценивают в $1,2-1,5 млн. "При этом в эту оценку заложена премия, которую "Яндекс", скорее всего, заплатил за социальную сеть, - полагает эксперт фонда "Финам - Информационные технологии" Виктор Галенко. - Конечно, сам по себе это достаточно странный актив, который не озвучивает какую-либо статистику о себе, а называя себя "крупнейшей социальной сетью для профессионалов", не приводит каких-либо аргументов в пользу этого. Другое дело, что таких проектов на рынке немного, а модель "Моего Круга", действительно, выглядит перспективной. "Яндекс", как мощный генератор трафика, вполне может сделать из этой социальной сети хороший инструмент для получения дохода".

Досье ComNews

По итогам 2006 г. выручка компании "Яндекс" составила $72 млн, более чем в два раза превысив результат 2005 г. Более 80% продаж составила контекстная реклама (поисковая, включая Яндекс.Маркет и тематическая, включая Рекламную сеть Яндекса), оставшаяся часть рекламных продаж пришлась на медийную (баннерную) рекламу. Число рекламодателей в системе Яндекс.Директ за 2006 г. выросло в полтора раза: контекстные объявления в результатах поиска размещали более 30 тыс клиентов. Всего за 2006 г. Яндекс.Директ показал более 11 млрд таких объявлений.