ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
14.08.2007

Вчера, 13 августа, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) приняла решение обратиться в суд с иском о признании недействительными итогов проведенных в июле конкурсов на выдачу GSM-лицензий на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Такой иск инициировал сотовый оператор "ВымпелКом" еще до подведения итогов конкурса. ФАС признала Федеральное агентство связи (Россвязь) нарушившим часть 1 пункта 2 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции". Россвязьохранкультуры, по итогам заседания комиссии ФАС, решило доработать условия конкурса. Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман в свою очередь назвал решение комиссии ФАС поспешным и необоснованным.

Дело было возбуждено по заявлению ОАО "ВымпелКом", который посчитал, что конкурсы на выдачу GSM-лицензий на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири не соответствуют закону "О конкуренции" (см. новость ComNews от 18 июля 2007 г.). "В качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах дела, была привлечена Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультуры)", - говорится в сообщении ФАС, которое она распространила вчера вечером.

В ФАС констатируют: из опубликованной на официальном сайте Россвязи конкурсной документации следует, что конкурсные предложения будут оцениваться по бальной системе с учетом определенных критериев оценки участников конкурса. "Причем критерии оценки конкурсных предложений участников предоставляют очевидное преимущество операторам, имеющим лицензии на конкурсные территории, и необоснованно ограничивают доступ к участию в торгах другим операторам, не имеющим лицензии на эти территории", - рассуждают антимонопольщики. Таким решением ФАС поддержал претензии "ВымпелКома", который как раз сетовал, что конкурсы на выдачу GSM-лицензий на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири дискредитируют операторов, не оказывающих услуг на лицензируемых территориях.

"От прозрачности и обоснованности процедур распределения частотного ресурса очень много зависит на рынке услуг связи, где у страны есть все необходимые предпосылки развиваться динамично и успешно. К сожалению, и ранее нарушения антимонопольного законодательства неоднократно выявлялись в действиях уполномоченных органов власти", - говорит заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. В пример он приводит конфликт между ФАС и Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), когда антимонопольная служба признала ГКРЧ нарушившей законодательство при отказе "ВымпелКому" выделении полос радиочастот на территории Дальневосточного региона (обязательное условие для получения лицензии), в случаях, когда запрашиваемые полосы радиочастот были выделены другим операторам связи без территориальных ограничений (см. новость ComNews от 22 июня 2007 г.).

По итогам рассмотрения дела ФАС признала, что Россвязь нарушила антимонопольное законодательство, и теперь антимонопольное ведомство намерено обратиться с иском в Арбитражный суд о признании торгов недействительными. Кроме того, ФАС направит в Россвязьохранкультуры рекомендации относительно условий конкурсной документации по торгам.

К тому же Россвязьохранкультура намерена доработать условия конкурса. В ФАС надеются, что это приведет к предотвращению нарушений антимонопольного законодательства в будущем. "Судя по первым шагам нового ведомства, есть основания рассчитывать на то, что деятельность Россвязьохранкультуры соответствует определению независимого регулятора, который действует в интересах рынка в целом", - цитирует пресс-служба ФАС Анатолия Голомолзина.

Министр информтехнологий и связи РФ Леонид Рейман назвал решение комиссии ФАС "поспешным и необоснованным". "В любых конкурсах есть победители и проигравшие, и последние всегда недовольны результатами и условиями проведения конкурсов, - комментирует ситуацию Леонид Рейман. - Организатор конкурсов должен быть последователен в своих действиях. Он не может идти на поводу у конкретных операторов - однажды утвержденные условия и результаты конкурсов не должны меняться в угоду протестующим, тем более после того, как конкурсы частично проведены. Оно дискредитирует компетентность двух федеральных органов исполнительной власти - Россвязи, как разработчика условий конкурса и Россвязьохранкультуры, как регулятора закрепившего их в соответствующих приказах, и мотивировано не государственными, а частными интересами, заключает Леонид Рейман.