ЛАРИСА СМОЛЯКОВА
© ComNews
21.09.2007

Вчера, 21 сентября, Министерство связи Латвии вкупе с оператором Telekom Baltija, работающем в стандарте CDMA-450, объявило, что первая стадия национального проекта по обеспечению населения широкополосным Интернетом завершена: услуга доступна на 75% территории страны. А конкуренты, ранее оспаривавшие законность этого проекта в суде, готовятся биться за вторую очередь европейского финансирования развития Интернета - речь идет о сумме в 20 млн евро.

Министерство связи заявило, что этот проект является удачным воплощением стратегии сотрудничества государства и частного сектора. В общей сложности его реализация обошлась в 21,4 млн евро, из которых 5,57 млн евро выделено из Европейского фонда регионального развития и госбюджета. Остальные же средства вложил Telekom Baltija. Компания, работающая в Латвии под торговой маркой Triatel, начала реализовывать проект в марте. И сейчас услуги широкоплосного Интернета доступны на 75% территории страны. К середине следующего года должно быть обеспечено покрытие 95-100%.

Под широкополосным Интернетом в проекте подразумевается передача данных со скоростью 256/128 Кбит/сек. Авторы проекта заявляют, что до сих пор в ряде регионов даже такая скорость не была доступна. И поэтому в Латвии были препятствия для создания "информационного общества" и реализации проектов по е-управлению, е-образованию, е-здоровью и т.п. Теперь все желающие жители регионов могут подключиться к Telekom Baltija, купив или арендовав модем, стоимостью от 41 до 100 евро. Абонентская плата за тарифный план с неограниченным трафиком составляет 33 евро. Оператор говорит, что скорость 256 Кбит/сек - гарантированная, реально же она доходит до 2 Мбит/сек.

Отметим, что изначально проект позиционировался как создание "точек подключения к широкополосной сети по всей Латвии". Подразумевалось, что будет создана магистральная сеть, а провайдеры в регионах станут подключаться к оператору и покупать у него услугу, а потом уже предлагать своим клиентам. Однако такие сети в Латвии уже есть. Главная проблема регионов заключалась в "последней миле".
Поэтому конкурс вызвал бурю возмущения среди телекоммуникационных компаний.

Участие в нем бойкотировали все крупные игроки, заявившие, что пытаться таким образом решить "проблему интернетизации" - это просто пускать европейские деньги на ветер. А после объявления победителя сразу три оператора - Lattelecom, Izzi и Telia Latvija - обжаловали результаты в Бюро по надзору за закупками. В кулуарах операторы говорили, что фактически на государственные деньги Telekom Baltija просто построит себе сеть, а потом выгодно ее продаст.

Претензии операторов Бюро отклонило. Однако впоследствии Lattelecom подал иск в Административный районный суд, обжаловав решение Бюро по надзору за закупками. Как вчера заявили ComNews в компании, дело планируется рассмотреть лишь в феврале 2009 г. Однако иск компания забирать не собирается, и если выиграет, потребует компенсацию за упущенную выгоду.

Сейчас операторов очень беспокоит дальнейшее развитие проекта  широкополосного Интернета. Следующий этап европейского  финансирования предусматривает гораздо более весомую сумму - 20 млн. евро. Однако до сих пор у министерства нет четкой  концепции, что делать дальше. Как заявил директор департамента связи Раймонд Бергманис, средства необходимо инвестировать в  дальнейшее развитие инфраструктуры. "256 Кбит/сек конечно недостаточно", - сказал он корреспонденту ComNews.

У провайдеров, которые создали альянс и пытаются продвинуть в Министерство свою концепцию, иные взгляды на проблему. Как заявил ComNews исполнительный директор Telecentrs Эдгар Рицевс, субсидировать надо не инфраструктуру, а количество подключений. Выглядеть это должно следующим образом. Во-первых, должны быть четко определены показатели качества, которые обязан обеспечить провайдер - в том числе гарантированная скорость. Во-вторых, определены депрессивные районы, где уровень проникновения Интернета очень низкий. Эдгар Рицевс отметил, что в ряде регионов он составляет 18-20%, Министерство же декларирует, что в Латвии широкополосный Интернет должен быть у 55% семей.

"Далее необходимо объявить конкурс - провайдеры должны сообщить, какая сумма им необходима, чтобы обеспечить подключение в регионе определенного количества пользователей и довести уровень проникновения до определенного процента: 30%, 45%, 55%. Кто меньше запросит, тот и выиграет. По какой технологии он будет  обеспечивать подключение клиента - его проблема. Главное - соответствовать критериям качества. Что касается цен, то их  отрегулирует сам рынок - чтобы достичь декларированного показателя, провайдер вынужден будет делать цены приемлемыми для жителей региона", - уверен Эдгар Рицевс.