В сентябре 2019 г. индекс цифровизации малого и среднего бизнеса (BDI) в среднем по стране составил 45 п.п. из 100 возможных. Об этом говорится в совместном исследовании банка "Открытие", Google, Mail.Ru Group, Московской школы управления "Сколково" и РАЭК. Малый и средний бизнес России недостаточно осведомлен о преимуществах внедрения цифровых технологий и их возможностях. Для ИП индекс цифровизации составляет 42 п., для компаний - юридических лиц - 49 п.
© ComNews
18.10.2019

По оценкам предпринимателей, основные барьеры цифровизации - незаинтересованность руководителей компаний в переходе на цифровой формат (21%) и бюджетные ограничения в компаниях на внедрение цифровых технологий (20%). В то же время предприниматели видят плюсы в цифровизации бизнеса: 34% опрошенных отметили удобство контроля над процессами, и 33% - увеличение скорости работы.

"Игроки малого и среднего бизнеса пока не до конца понимают, что именно значит для них цифровая экономика, какие кардинальные улучшения она может привнести в бизнес-процессы, а также не видят своего места в программе цифровизации экономики при участии государства. Низкое значение индекса цифровизации подтверждает эти выводы", - говорит директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса (Business Digitization Index, BDI) исследователи из "Открытия", Google, Mail.Ru Group, Московской школы управления "Сколково", РАЭК и НАФИ рассчитывали исходя из пяти индексов: каналы передачи и хранения информации, использование интернета в продажах, информационная безопасность, цифровое обучение.

"Согласно результатам опроса, среди всех способов хранения и передачи информации российские предприниматели больше всего довольны облачными решениями. Уровень удовлетворенности ими составляет 94%. Облаками пользуется 46% респондентов", - сказал руководитель платформы Mail.ru Cloud Solutions Илья Летунов.

Интернетом для ведения бизнеса пользуется подавляющее большинство опрошенных компаний (92%). Среди цифровых технологий для ведения бизнеса наиболее востребованными являются мобильные приложения (50%) и технологии интернета вещей (26%).

Документы для совместной работы использует около половины компаний: 6% пользуются только ими, 40% совмещают использование онлайн- и офлайн-документов. Электронный документооборот использует три четверти компаний (73%), полностью перешли на него 12% бизнесов.

У большинства опрошенных компаний есть свои сайты (54%) и размещение на онлайн-картах (87%), а у 43% есть также страницы в соцсетях. Мессенджеры для работы с клиентами использует 79% бизнесов.

Наиболее часто применяемыми каналами продвижения являются реклама в интернете (46%) и офлайн-каналы (37%).

Представители большинства компаний пока не готовы перевести взаимодействие с клиентами полностью в онлайн-формат: 38% представителей бизнеса указали на то, что решать рабочие вопросы нужно только лично, 45% сказали о необходимости периодических встреч.

Утвержденная политика ИБ есть у трети компаний (34%). Среди юридических лиц этот показатель выше - 41%. Прописанная политика конфиденциальности есть у 45% компаний. Четверть всех компаний (23%) не используют в работе инструментов обеспечения ИБ вовсе, среди остальных антивирусные программы - это наиболее популярный способ обезопасить корпоративные данные.

Только 28% опрошенных компаний организовывали обучение сотрудников цифровым технологиям. Более трети всех представителей бизнесов (39%) не видят необходимости в обучении коллег новым инструментам и специализированным программам, каждый четвертый опрошенный (24%) считает, что курсы по пользованию новыми технологиями нужны всему штату.

Доля компаний, имеющих специалистов по работе с цифровыми технологиями, сейчас составляет 12%. Удаленная работа популярна среди представителей малого и среднего бизнесов: у 4% компаний все сотрудники работают удаленно, у 40% удаленно работают некоторые сотрудники.

Руководитель исследовательских проектов в сфере ИТ НАФИ Лейсан Баймуратова считает, что основным барьером для успешной цифровизации российского бизнеса является отсутствие заинтересованности в трансформации у самих руководителей. Также барьером служат ограничения в бюджетах компаний на внедрение цифровых технологий.

Наименее развитым является индекс интеграции цифровых технологий (27 пунктов, при общем индексе в 45). "Это связано с тем, что на ряд технологий пока нет высокого спроса со стороны малого бизнеса: виртуальная реальность, интернет вещей, 3d-печать, решения на основе машинного обучения - являются пока инструментами стартапов, но не малого и среднего предпринимательства", - объясняет руководитель направления по оценке развития Московской школы управления "Сколково" Ярослав Слободской-Плюснин.

По его словам, наблюдается интересная специфика. Тогда как AI, ML, VR/AR слабо представлены в сегодняшнем МСБ, элементы интернета вещей уже отчетливо видны: среди малых и средних предприятий процент тех, кто использует IoT, - уже более 1/3. "Если посмотреть на индустрии, то видно, что это в основном логистика, то есть трекинг транспорта и складов - перемещения, загрузка, резервы. Здесь интересна глубина использования интернета вещей. Слежение по геометкам за перемещением транспорта используют сейчас уже многие - равно как и контроль количества запасов на складах. А вот использование датчиков для контроля состояния шин, количества топлива, уровня изношенности агрегатов техники, равно как и измерение температуры, влажности и освещенности на складах - с целью предвосхищения происшествий, снижения расходов и повышения эффективности - пока нечастое явление", - рассказывает специалист.

Он прогнозирует положительную динамику. Как ожидает Ярослав Слободской-Плюснин, во всех сферах МСБ будет активно осваивать и интегрировать в работу цифровые решения. Быстрее будут распространяться более "легкие" с точки зрения стоимости и времени на внедрение решения: онлайн-сервисы для командной работы (Asana, Jira, Trello), интеграция продуктов и услуг в платформенные сервисы, рост числа собственных мобильных приложений.

Новости из связанных рубрик