Новости / март 2020
"Подсаженность" на коммуникации увеличит спрос на морской VSAT

Перспективы развития спутниковой связи в России на реке и море и допустимое оборудование и решения для морского VSAT обсудили участники традиционного мартовского круглого стола, организованного ИГ ComNews.
© ComNews
17.03.2020

Заместитель генерального директора ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) Евгений Буйдинов подчеркивает, что люди больше не хотят выходить в море без интернета. Именно эта "подсаженность" на коммуникации увеличивает спрос на услуги спутниковой связи не только в море, но и на реках.

Его поддерживает ведущий инженер проектов АО "САТИС-ТЛ-94" Александр Мастюгин. "Из своего небольшого опыта мы видим, что запросы команды моряков растут в геометрической прогрессии", - говорит он.

При этом, добавляет Евгений Буйдинов, растет спрос в сегменте более мелкого бизнеса. С этим согласен акционер АО "КА-Интернет" Сергей Пехтерев. Он обращает внимание на то, что в сегменте морского VSAT самый большой кусок приходится на небольшие катера, моторные лодки, яхты и прочее. "Их в 10 раз больше, чем крупных коммерческих судов", - отмечает он.

Перспективы рынка морского VSAT

Генеральный директор ООО "Истар" Павел Баканов говорит, что если смотреть на рынок морского VSAT в преломлении к России, то морских судов, которые требовали бы установки VSAT-станций, не так много. "Рыболовецкий флот, который является драйвером спроса на международном рынке, в России насчитывает всего 2-2,5 тыс. судов. Тогда как в Южной Корее он измеряется 35 тыс. судов, - сравнивает он. - На мой взгляд, в России больше потребность во VSAT на речных судах. На реках требуются скоростные каналы связи для передачи навигационной и гидрографической информации. В то же время очень большие пространства рек не покрыты связью вообще".

Технический директор ЗАО "Джи Ти Эн Ти" Евгений Усов вовсе полагает, что через год-два морской VSAT станет нишевым продуктом. "В первую очередь он будет применяться на лодках среднего класса. Я предполагаю, что этот рынок тоже будет стагнировать и не получит того уровня маржинальности, которого можно достичь сейчас", - ожидает он.

Директор департамента технического развития АО "АМТЕЛ-СВЯЗЬ" Сергей Медведев рассчитывает на прирост по количеству морских станций в 2020 г. примерно в 10%. По его прогнозам, это может произойти за счет того, что появится еще 15-20 судов. "На рынке сменился тренд - большинство российских операторов, работающих в сегменте maritime, начали представлять услуги и для глобального рынка. Мы также следуем этому тренду, и на текущий момент у нас заключены контракты с иностранными партнерами", - сказал Сергей Медведев.

Оборудование и решения

Современный компактный спутниковый терминал (c антенной размером 60-80 см) ни на одну яхту не помещается. Такую проблему обозначает акционер "КА-Интернет". "Переход на плоские антенны с фазированной решеткой (размером 40-50 см), работающие через сети на низкой орбите, даст огромный толчок рынку maritime", - полагает Сергей Пехтерев.

Появление проектов глобальных низкоорбитальных систем спутникового ШПД привело к возникновению на рынке опасений, что это в определенной степени приведет к утрате традиционными геостационарными системами своего значения, продолжает директор по продажам Hughes Network Systems Юрий Фомин. "На самом деле, по мнению нашей компании, это не совсем так, и низкоорбитальные системы не предназначены для замены аналогичных геостационарных систем. Поскольку и те, и другие имеют как преимущества, так и недостатки, то эти системы будут сосуществовать вместе, дополняя друг друга", - уверен он.

В частности, Юрий Фомин объясняет, что низкоорбитальные системы смогут существенно расширить зону покрытия спутникового ШПД, решить проблему низких углов места и эффективно обслуживать критичные к задержкам приложения, в то время как геостационарные обеспечат требуемую высокую пропускную способность в заданном районе. "В связи с этим, перспективный спутниковый терминал должен быть способен выбирать тот ресурс, который, в зависимости от сервисного плана и используемых приложений, наиболее полно отвечает требованиям к линии связи заказчика в конкретный момент времени", - говорит он.

ООО "Небо ГК" занялось собственной разработкой абонентского оборудования, отвечающего последним мировым тенденциям, абонентского оборудования dual-mode - для одновременной работы со спутниками на ГСО и НГСО. Речь идет о перспективных SMART-антеннах с электронным наведением и слежением за спутником, поддержке спутников, находящихся на разных типах орбит, а также о создании терминалов с интегрированными модемами 4G/5G и опционально LPWAN. Об этом рассказала исполнительный директор ООО "Небо ГК" Инесса Глазкова.

Что касается работы на ВЭО, то "Небо ГК" анонсировало два типа терминалов в Ku-диапазоне, создаваемых для работы с "Экспресс-РВ". Первый тип предназначен для индивидуальных потребителей, а второй тип - для коллективных видов транспорта. Примерные габариты этих терминалов - 40x80 см с пропускной способностью 60/5 Мбит/с.

"Мы ожидаем, что первые образцы таких устройств будут стоить примерно $10 тыс., а в серии стоимость будет еще меньше. Зарубежные компании анонсируют более высокую стоимость подобного оборудования. Снижение стоимости наших терминалов достигается за счет использования уникальных технических и технологических решений. Индивидуальные терминалы представляют собой более миниатюрное устройство, чем коллективные, и имеют меньшую пропускную способность. Сейчас говорить об их создании по доступной рыночной цене пока рано. Производство таких терминалов будет развернуто уже после разработки терминалов для коллективных видов транспорта. В этом году мы планируем завершить работу по созданию макета приемного тракта антенной системы и приступить к разработке прототипа терминала для коллективных транспортных средств", - поделилась планами Инесса Глазкова.

Новости из связанных рубрик