Анна
Устинова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
15.04.2020

С сегодняшнего дня стали обязательными цифровые пропуска для поездок на личном, служебном или общественном транспорте для жителей Москвы и Подмосковья. Выдача электронных разрешений, начавшаяся двумя днями ранее, вызвала неразбериху. Портал по выдаче цифровых пропусков "положили" DDoS-атаками, на горячую линию невозможно было дозвониться, а большинство SMS на короткий номер оформляли неверно. Отсутствие стабильной работы системы, пренебрежение безопасностью сохранности персональных данных и игнорирование юзабилити может подтолкнуть москвичей к социальной безответственности и цифровому нигилизму. В результате власти рискуют получить то, что граждане начнут саботировать предписания по соблюдению мер предосторожности в разгар пандемии коронавируса и без цифровых пропусков будут разъезжать по Москве.

С 15 апреля в Москве и Московской области стали обязательными цифровые пропуска для передвижения граждан на личном, служебном или общественном транспорте. Такие меры приняты столичными властями для максимального сокращения распространения коронавирусной инфекции.

Важно отметить, что для похода пешком до ближайшего продуктового магазина или аптеки, выгула собаки, выноса мусора пропуск не требуется. Тем более электронный документ получать не нужно, если вы сидите дома.

Оформить пропуск можно тремя способами: заполнить форму на портале mos.ru (nedoma.mos.ru), отправить SMS на номер 7377 или позвонить по телефону (495) 777-77-77. Предъявить цифровой пропуск можно любым удобным способом - показать сгенерированный буквенно-цифровой код на мобильном устройстве или распечатать его на бумаге. При себе обязательно должен быть указанный в запросе документ, удостоверяющий личность.

Не оформившим цифровой пропуск перед поездкой может грозить штраф в размере 5000 рублей. Сотрудники ГИБДД могут остановить провинившегося и переместить его машину на спецстоянку. За повторное правонарушение грозит штраф от 15 тысяч до 50 тысяч рублей.

Выдавать цифровые пропуска начали с понедельника, 13 апреля. Однако уже с утра платформа функционировала с перебоями и не смогла обработать запросы многих жителей Москвы. На личном опыте корреспондент ComNews убедился, что получить заветный пропуск оказалось не так просто - три часа ушло на "борьбу с системой" (см. новость ComNews от 14 апреля 2020 г.).

Первую попытку корреспондент ComNews предпринял через сайт mos.ru. "Он был перегружен, работал с перебоями, страница зависла (кнопка "получить" просто не активировалась)", - рассказывает корреспондент ComNews. Затем была попытка получить пропуск через единую справочную службу правительства Москвы. Корреспондент ComNews звонил по указанному номеру 10 раз: там было либо "занято", либо автоответчик сообщал: "На данный момент все операторы заняты - перезвоните, пожалуйста, позднее". В результате только через три часа заветный цифровой пропуск появился на экране.

Стоит упомянуть, что за весь процесс отвечает Департамент информационных технологий города Москвы (ДИТ). Руководитель столичного ДИТ Эдуард Лысенко вечером 13 апреля объяснял проблемы в работе портала кибератаками. "Количество кибератак, с которыми мы столкнулись сегодня, сопоставимо с числом атак за последние полгода. Из-за этого у некоторых горожан возникали технические сложности с подачей заявки", - сказал он. Ведомство било тревогу: злоумышленники на портале JoyReactor предлагают "положить" сайт для выдачи цифровых пропусков путем генерации большого количества запросов, в том числе и из-за рубежа. Однако вполне вероятно, что дело было не столько в кибератаках, сколько в неспособности ресурса выдержать нахлынувшую нагрузку со стороны пользователей.

Как признал глава департамента в интервью радиостанции "Эхо Москвы", с получением услуги по горячей линии тоже было не все гладко. "Звонок на городской телефон - сейчас тоже не самый лучший вариант, много людей задают вопросы, все пытаются дозвониться по телефону. Работает порядка тысячи операторов, и среднее время разговоров - 3,5 минуты", - сказал Эдуард Лысенко.

Что касается оформления пропуска путем отправки SMS на короткий номер, то некоторые "счастливчики" вместо пропуска внезапно получили платную подписку на развлекательную услугу. Выяснилось, что еще утром 13 апреля этот номер был "привязан" к другому сервису и оператор не получал никаких запросов от властей по поводу его работы. Сейчас оператор уже отключил платную услугу и пообещал компенсировать все непредвиденные расходы абонентов. Около 90% сообщений и вовсе были оформлены неверно, фиксировали в ДИТ.

За первые сутки действия цифровых пропусков подано 3,2 млн заявок, отчитывался столичный департамент днем 14 апреля. При этом проверка показала, что аннулировать придется почти треть из поданных заявок (около 900 тысяч штук). Глава ДИТ объяснил, что все они содержат некорректные или недостоверные данные (например, написания фамилий с цифрами, нулевые и некорректные номера паспортов, некорректные заполнения полей ИНН). "Некоторые даже отправляют SMS со свободным текстом - например, "дайте мне пропуск", - рассказывали ТАСС в ведомстве.

Первые сутки работы цифровых пропусков ясно указали на неготовность как со стороны столичных властей, так и со стороны пользователей. Первые не просчитали нагрузку и не сумели обеспечить устойчивое функционирование системы, вторые не разобрались, как пользоваться сервисом. В результате забота о здоровье граждан вышла властям боком и вызвала насмешки в соцсетях.

Безусловно, спешку с внедрением цифровых пропусков можно понять. Ежедневно увеличивающееся количество заболевших коронавирусом вносит панику в ряды москвичей, и в ответ власть вынуждена предпринимать решительные действия. Вместе с тем, развернуть такую масштабную систему одномоментно невозможно. Стоило дать возможность столичным жителям протестировать систему - запустить выдачу пропусков в пилотном режиме и не вводить сразу карательные меры. Тогда бы, возможно, удалось избежать понедельничной ситуации, когда напуганные пользователи "обрушили" сайт, а на горячую линию невозможно было дозвониться.

Надеемся, что столичные власти учли ошибки и примут необходимые меры. В противном случае отсутствие юзабилити может подтолкнуть москвичей к социальной безответственности. Терпение столичных жителей, привыкших к качественному сервису, может лопнуть. Результатом станет то, что гражданин начнет саботировать предписания московских властей по соблюдению мер предосторожности в разгар коронавируса и без цифровых пропусков разъезжать по Москве. Вряд ли такого эффекта хотели авторы инициативы.

Смущает и вызывает множество вопросов еще и надежность процесса. Недоверие к степени безопасности сохранения данных также может послужить причиной игнорирования оформления пропусков. Очевидно, что сбор любой персональной информации непременно привлечет интерес киберпреступников. Следовательно, можно предположить, что какая-то часть данных утечет в лапы мошенникам. На неосведомленности граждан также начнут зарабатывать. Уже сейчас в интернете можно встретить предложения за символическую сумму в 5-10 тысяч рублей оформить цифровой пропуск. Напоминаем нашим читателям, что пропуска на ресурсе mos.ru, по телефону горячей линии и с помощью SMS оформляются бесплатно.

До конца неясным остается и момент с проверкой пропусков. Не "слижет" ли девайс проверяющего всю чувствительную информацию со смартфона (например, пароли из SMS от банков)? Тем более что считыватели раздадут не только полицейским, но и таксистам. Имеют ли последние полномочия для проверок? Остается вопрос, что делать в случае, когда устройство проверяющего зависнет? Будут ли какие-то аналоговые способы проверки? Вопросов к функционированию системы цифровых пропусков пока больше, чем ответов.