ПАО "МегаФон" раскрыло финансовые и операционные результаты за I квартал 2020 г. Общая выручка оператора связи по МФСО сократилась на 0,7% и составила 79,6 млрд руб. Чистая прибыль "МегаФона" выросла на 136,5% - до 5,2 млрд руб. Аналитики ожидают ухудшения результатов компании по итогам следующего квартала.
© ComNews
29.05.2020

Выручка "МегаФона" от услуг мобильной связи в I квартале 2020 г. выросла на 0,8% - до 66,9 млрд руб. Выручка от услуг фиксированной связи увеличилась на 1,6% - до 6,5 млрд руб. Продажи оборудования и аксессуаров сократились на 16,3% - до 6,2 млрд руб. Показатель OIBDA "МегаФона" вырос на 2,2% - до 36 млрд руб. Рентабельность OIBDA увеличилась на 1,3 п.п. и составила 45,3%. Операционный CAPEX увеличился на 44,4% - до 11,5 млрд руб.

По данным компании, выручка оператора растет как в мобильном, так и в фиксированном сегменте. Сервисная выручка "МегаФона" увеличилась на 0,9% - до 73,4 млрд руб. Выручка от услуг мобильной передачи данных увеличилась на 9,9%. Количество пользователей передачи данных в России увеличилось на 3% - до 34,8 млн человек.

"МегаФон" продолжает инвестировать в развитие сети. Операционный CAPEX в I квартале увеличился на 44,4% - до 11,5 млрд руб. Компания увеличила темпы строительства базовых станций на 14%, в стандарте 4G/LTE - на 35%. Согласно данным оператора, всего за I квартал ввели в эксплуатацию 3,5 тыс. новых станций в стандарте LTE и LTE Advanced.

В I квартале в связи с введением режима самоизоляции у "МегаФона" снизилась выручка от роуминга в результате закрытия границ и ухудшилась ситуация в рознице: закрытие салонов связи по решению властей в нескольких регионах и сокращение числа посетителей в работающих салонах на 23%. Кроме того, отмечают в "МегаФоне", на финансовые показатели оказывает давление неблагоприятная курсовая разница. Валютное давление влечет за собой рост стоимости импортного оборудования, в то время как операторы расширяют сети в условиях повышенной нагрузки.

По оценкам "Велес Капитала", "МегаФон" отчитался несколько слабее, чем ожидал рынок. Выручка оказалась под давлением, несмотря на повышение цен в начале года. Как сообщил менеджмент "МегаФона", оператор увидел значительное ухудшение в роуминговых доходах и продажах розничной сети на фоне вируса и сопутствующих ограничений. "Ранее группа МТС сообщала, что коронавирус практически не оказал влияния на их результаты в I квартале, - напоминает аналитик "Велес Капитала" Артем Михайлин. - "МегаФон" мог столкнуться также с эффектом высокой базы сравнения, так как в первом полугодии прошлого года демонстрировал опережающие темпы роста по сравнению с конкурентами".

По подсчетам "Велес Капитала", "МегаФон" уже два квартала подряд демонстрирует самый низкий показатель ARPU среди операторов "большой четверки", однако динамика остается лучше, чем у ПАО "ВымпелКом", показатель которого упал на 3% год к году по итогам I квартала этого года. "Сокращение доли розничных продаж в выручке могло положительно отразиться на рентабельности бизнеса оператора, маржинальность OIBDA выросла на 1,3 п.п.", - сказал Артем Михайлин. "МегаФон" значительно увеличил объем капитальных затрат в I квартале и ввел в строй сразу 3,5 тыс. базовых станций LTE, против 3,3 тыс. у МТС за тот же период. "В целом мы пока видим, что наиболее безболезненно среди операторов "большой тройки" последствия вируса проходят для МТС, но ситуация может измениться в дальнейшем", - говорит представитель "Велес Капитала".

"Результаты "МегаФона" в I квартале благоприятны, - сказал аналитик "Фридом Финанса" Александр Осин. - Основное - это восстановление непрерывно стагнирующей в последние 10 лет чистой рентабельности по МСФО вблизи средних значений 2017-2018 гг.". При этом выручку компания сумела удержать практически на уровне аналогичного периода прошлого года (80 млрд руб). На этом фоне чистый долг к EBITDA компании снизился. "Эта благоприятная отчетность в целом была ожидаема. До введения карантина экономика России демонстрировала позитивные показатели. Ситуацию во II квартале отражают данные о падении розничных продаж в апреле на 23% в годовом исчислении и снижении реального промпроизводства на 7% год к году", - прогнозирует эксперт "Фридом Финанса". Аналитики компании ожидают снижения выручки и чистой прибыли у "МегаФона" во II квартале до 83 млрд руб. и 1,7 млрд руб. соответственно, что эквивалентно минус 3% (год к году) и минус 2% соответственно.

Аналитик "Финама" Леонид Делицын полагает, что рост выручки от передачи данных свидетельствует как об органическом увеличении спроса, который будет одним из драйверов роста в будущем, так и об успехе маркетинговых кампаний. По его словам, снижение количества посетителей салонов и выручки от розничных продаж может усилиться во II квартале, поскольку практически весь этот период проходит в режиме изоляции. "Зато эта же причина позитивно влияет на спрос на фиксированный широкополосный доступ и фиксированную связь в целом. Все операторы будут стремиться демонстрировать увеличение эффективности операций, и, возможно, "МегаФон" даже более, чем другие, если считать вероятным возвращение акций на биржу. Рост чистой прибыли на 136,5% следует интерпретировать в этом контексте", - добавляет аналитик.

Генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов отмечает, что "МегаФон" продемонстрировал стабильные показатели по сервисной выручке. В целом выручка выросла по доходам от B2B. Сокращение доходов, в частности, связано с уменьшением продаж устройств - прибыль от этого направления, как правило, минимальна. "С одной стороны, ретейл стимулирует будущее потребление услуг. С другой - его сокращение, как показал I квартал этого года, положительно сказалось на общей маржинальности", - говорит аналитик.

Как считает главный аналитик Промсвязьбанка Мария Морозова, во II квартале "МегаФон" будет испытывать негативные последствия от сворачивания розничных точек в регионах. Специалист ожидает, что выручка от продаж оборудования и аксессуаров, скорее всего, немного подрастет, однако все равно не сможет достигнуть докризисного уровня. "Самый сложный период для "большой тройки" операторов придется на конец II - начало III кварталов, после выхода России из режима карантинных мер. Компаниям может быть сложно сразу перестроить бизнес-модель. Необходимо будет снова адаптироваться к новым реалиям, неизбежному изменению потребительского поведения после пандемии. Однако за счет развития различных цифровых сервисов в целом коронакризисный период российские операторы пройдут не с особо большими потерями", - сказала представитель ПСБ.

Новости из связанных рубрик