МегаФон подвел финансовые итоги первого полугодия 2025 г.
Выручка ПАО "МегаФон" в первом полугодии увеличилась на 8,6% до 241,3 млрд руб. Основными драйверами роста стали: мобильная передача данных (потребление трафика за год выросло на 15%, количество пользователей мобильного интернета — на 6,4%), IoT‑проекты, сервисы по кибербезопасности и AdTech, а также расширение абонентской базы.
Ключевые результаты:
- Абонентская база увеличилась на 1,58% до 78,48 млн.
- Сервисная выручка увеличилась на 9,26% до 210,04 млрд рублей.
- Продажи абонентского оборудования выросли на 4,40% до 31,21 млрд рублей.
- Показатель OIBDA увеличился на 8,80% до 106,98 млрд рублей.
Абонентская база
База абонентов МегаФона увеличилась на 1,58% по сравнению с первым полугодием прошлого года и составила 78,48 млн человек. Рост числа абонентов произошел на фоне существенных изменений законодательства в части оказания услуг связи для российских и иностранных граждан.
Благодаря системной подготовительной работе в ноябре‑декабре 2024 года компания обеспечила бесшовное заключение договоров связи за счет единой платформы идентификации и верификации клиентов. Был расширен функционал собственных и партнерских салонов: в них открыли отделения банков‑партнеров для приема биометрии и предоставления финансовых услуг, что ускорило оформление сим‑карт.
Дополнительно продажи сим‑карт начали осуществлять в многофункциональных центрах "Госуслуг". Кроме того, МегаФон первым на рынке внедрил заключение договоров через QR‑код в приложении "Госуслуги" и установил в салонах биотерминалы для быстрой идентификации личности.
Влияние на выручку
Рост сервисной выручки до 210,04 млрд рублей объясняется не только увеличением числа активных клиентов и ростом интернет‑трафика, но и расширением спектра предоставляемых услуг.
В январе компания существенно дополнила возможности виртуального ассистента Ева. В частности, клиентам стала доступна функция "Защита близких", с помощью которой ассистент завершит разговор с мошенником, если номер ранее не был известен системе блокировки. Более того, Ева оповестит близких о подобных попытках дозвона. Большинство звонков с подозрением на мошенничество блокируются антифрод‑системой МегаФона автоматически, не доходя до абонента. А примерно в 10% случаев в дело вступает Ева, принудительно разрывая звонок и уведомляя клиента о возможных угрозах.
На 25% вырос спрос на услугу "МегаСемья", которая позволяет подключить к своему тарифу как близких людей, так и M2M‑устройства. Владелец может делиться гигабайтами, минутами и смс с участниками, при этом они не будут платить за связь.
Традиционно позитивную динамику демонстрирует B2B‑сегмент. Наибольший прирост по выручке показал блок Cybersec (+53% по отношению к первому полугодию 2024 года), а также направления IoT ("Интернет вещей"; +59,1%) и AdTech (цифровой маркетинг; +22,5%). Все направления корпоративного бизнеса компании растут выше среднерыночных показателей.
Развитие инфраструктуры связи
Сокращение чистой прибыли и показателя CAPEX объясняется высокой стоимостью привлечения и обслуживания заемного капитала вследствие удержания ключевой ставки на уровне 21% в течение практически всего отчетного периода.
Оптимизировав расходы в части отдельных проектов, компании удалось сохранить на прошлогоднем уровне инвестиции в развитие инфраструктуры. В частности, МегаФон продолжает масштабную программу рефарминга сети, которая охватывает более 75 регионов. Также компания расширяет покрытие на автомагистралях: инфраструктурные обновления коснулись ключевых трасс М‑11 ("Нева"), М‑12 ("Восток") и М‑4 ("Дон").
Постоянное увеличение объемов передаваемых и обрабатываемых данных требует от компании расширения инфраструктуры по хранению данных. Так, в первом полугодии МегаФон запустил два новых центра обработки данных в Екатеринбурге и Твери. Оба дата‑центра используют аналогичные инженерные решения, компоненты, процессы и стандарты.
Кроме того, МегаФон продолжает работы по оптимизации пропускной способности сети для равномерного распределения нагрузки и повышения качества пользовательского опыта в контексте активного перехода клиентов на отечественные интернет‑сервисы.
В июне 2025 года агентства "Эксперт РА" и АКРА в очередной раз подтвердили наивысший рейтинг кредитоспособности МегаФона. Две ведущие организации в области рейтингования в своих отчетах констатировали высокую финансовую устойчивость оператора и эффективность его деятельности.
Финансовые показатели (в млн руб., если не указано иное)
6М 2025 |
6М 2024 |
6М 2025/2024 |
|
Выручка |
241 254 |
222 145 |
8,60% |
Сервисная выручка |
210 044 |
192 250 |
9,26% |
Продажа абонентского оборудования |
31 210 |
29 895 |
4,40% |
OIBDA |
106 979 |
98 322 |
8,80% |
Рентабельность OIBDA |
44,34% |
44,26% |
0,08 п.п. |
Чистая прибыль |
17 148 |
26 866 |
-36,17% |
CAPEX |
22 769 |
26 054 |
-12,61% |
