© ComNews
15.08.2025

Выручка ПАО "МегаФон" в первом полугодии увеличилась на 8,6% до 241,3 млрд руб. Основными драйверами роста стали: мобильная передача данных (потребление трафика за год выросло на 15%, количество пользователей мобильного интернета — на 6,4%), IoT‑проекты, сервисы по кибербезопасности и AdTech, а также расширение абонентской базы.

Ключевые результаты:

  • Абонентская база увеличилась на 1,58% до 78,48 млн.
  • Сервисная выручка увеличилась на 9,26% до 210,04 млрд рублей.
  • Продажи абонентского оборудования выросли на 4,40% до 31,21 млрд рублей.
  • Показатель OIBDA увеличился на 8,80% до 106,98 млрд рублей.

Абонентская база

База абонентов МегаФона увеличилась на 1,58% по сравнению с первым полугодием прошлого года и составила 78,48 млн человек. Рост числа абонентов произошел на фоне существенных изменений законодательства в части оказания услуг связи для российских и иностранных граждан.

Благодаря системной подготовительной работе в ноябре‑декабре 2024 года компания обеспечила бесшовное заключение договоров связи за счет единой платформы идентификации и верификации клиентов. Был расширен функционал собственных и партнерских салонов: в них открыли отделения банков‑партнеров для приема биометрии и предоставления финансовых услуг, что ускорило оформление сим‑карт.

Дополнительно продажи сим‑карт начали осуществлять в многофункциональных центрах "Госуслуг". Кроме того, МегаФон первым на рынке внедрил заключение договоров через QR‑код в приложении "Госуслуги" и установил в салонах биотерминалы для быстрой идентификации личности.

Влияние на выручку

Рост сервисной выручки до 210,04 млрд рублей объясняется не только увеличением числа активных клиентов и ростом интернет‑трафика, но и расширением спектра предоставляемых услуг.

В январе компания существенно дополнила возможности виртуального ассистента Ева. В частности, клиентам стала доступна функция "Защита близких", с помощью которой ассистент завершит разговор с мошенником, если номер ранее не был известен системе блокировки. Более того, Ева оповестит близких о подобных попытках дозвона. Большинство звонков с подозрением на мошенничество блокируются антифрод‑системой МегаФона автоматически, не доходя до абонента. А примерно в 10% случаев в дело вступает Ева, принудительно разрывая звонок и уведомляя клиента о возможных угрозах.

На 25% вырос спрос на услугу "МегаСемья", которая позволяет подключить к своему тарифу как близких людей, так и M2M‑устройства. Владелец может делиться гигабайтами, минутами и смс с участниками, при этом они не будут платить за связь.

Традиционно позитивную динамику демонстрирует B2B‑сегмент. Наибольший прирост по выручке показал блок Cybersec (+53% по отношению к первому полугодию 2024 года), а также направления IoT ("Интернет вещей"; +59,1%) и AdTech (цифровой маркетинг; +22,5%). Все направления корпоративного бизнеса компании растут выше среднерыночных показателей.

Развитие инфраструктуры связи

Сокращение чистой прибыли и показателя CAPEX объясняется высокой стоимостью привлечения и обслуживания заемного капитала вследствие удержания ключевой ставки на уровне 21% в течение практически всего отчетного периода.

Оптимизировав расходы в части отдельных проектов, компании удалось сохранить на прошлогоднем уровне инвестиции в развитие инфраструктуры. В частности, МегаФон продолжает масштабную программу рефарминга сети, которая охватывает более 75 регионов. Также компания расширяет покрытие на автомагистралях: инфраструктурные обновления коснулись ключевых трасс М‑11 ("Нева"), М‑12 ("Восток") и М‑4 ("Дон").

Постоянное увеличение объемов передаваемых и обрабатываемых данных требует от компании расширения инфраструктуры по хранению данных. Так, в первом полугодии МегаФон запустил два новых центра обработки данных в Екатеринбурге и Твери. Оба дата‑центра используют аналогичные инженерные решения, компоненты, процессы и стандарты.

Кроме того, МегаФон продолжает работы по оптимизации пропускной способности сети для равномерного распределения нагрузки и повышения качества пользовательского опыта в контексте активного перехода клиентов на отечественные интернет‑сервисы.

В июне 2025 года агентства "Эксперт РА" и АКРА в очередной раз подтвердили наивысший рейтинг кредитоспособности МегаФона. Две ведущие организации в области рейтингования в своих отчетах констатировали высокую финансовую устойчивость оператора и эффективность его деятельности.

Финансовые показатели (в млн руб., если не указано иное)

6М 2025

6М 2024

6М 2025/2024

Выручка

241 254

222 145

8,60%

Сервисная выручка

210 044

192 250

9,26%

Продажа абонентского оборудования

31 210

29 895

4,40%

OIBDA

106 979

98 322

8,80%

Рентабельность OIBDA

44,34%

44,26%

0,08 п.п.

Чистая прибыль

17 148

26 866

-36,17%

CAPEX

22 769

26 054

-12,61%

Новости из связанных рубрик