Юлия
Мельникова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
29.06.2020

Новая мера поддержки ИТ-отрасли, предложенная президентом РФ Владимиром Путиным, на деле может привести к противоположному эффекту. Недополученные в бюджет средства от снижения ставок по налогу на прибыль и страховым взносам предложено компенсировать за счет отмены нулевой ставки НДС для программного обеспечения. Данная мера грозит не только затормозить развитие ИТ-отрасли, но и ударить по карману конечного потребителя - физического лица.

23 июня многие жители России накануне парада Победы (и недели голосования по поправкам в Конституцию) собрались у экранов телевизоров слушать вдохновляющую речь президента РФ Владимира Путина. Одним из его предложений стал так называемый налоговый маневр для ИТ-сферы: снижение ставки по страховым взносам с 14% до 7,6% и налога на прибыль с 20% до 3%. Выслушав главу государства российского, ИТ-отрасль немедленно обрадовалась. Однако 25 июня отраслевые компании открыли газету "Коммерсантъ" и узнали: эта мера с подвохом. По данным издания, еще 17 июня первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минэкономразвития и Минфину проработать предложение и предоставить согласованную позицию об отмене нулевой ставки по НДС на продажу исключительных прав на программное обеспечение (ПО) и прав на пользование ПО по лицензионным договорам. Само предложение разработала Минкомсвязь по результатам совещания у Владимира Путина, состоявшегося 10 июня. Нулевой НДС планируют отменить с января 2021 года. По подсчетам Минкомсвязи, введение НДС для ПО в 2021 году принесет в бюджет дополнительный доход в размере 42,5 млрд рублей. При этом ИТ-компаниям, ПО которых включено в реестр отечественного, предлагается предоставить субсидии, на которые в 2021 году уйдет 11,4 млрд рублей.

Выходит, что недобор в бюджет от предоставления льгот ИТ-отрасли в России (налогового маневра) государство планирует компенсировать за счет этого же рынка - разработчиков ПО.

Комментируя планируемое снижение ставок по налогу на прибыль и страховым взносам, президент РФ заявил, что в обоих случаях снижение должно быть бессрочным. "Это не только сравнимо, а даже лучше, чем в таких привлекательных для ИТ-бизнеса юрисдикциях, как индийская или ирландская. Фактически это будет одна из самых низких налоговых ставок в мире", - добавил глава государства.

Короткое высказывание Владимира Путина вызывает сразу два вопроса. Первый - кто гарантирует, что налоговые послабления в виде снижения ставок действительно будут бессрочными, ведь нулевая ставка по НДС для компаний, реализующих лицензии на ПО, действует уже более 10 лет, а теперь ее предлагают отменить, предоставив отечественным компаниям субсидии взамен льготы. Позже, когда страсти поулягутся (например, после президентских выборов в 2024 году), субсидию можно отменить, да и ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли и страховые взносы вернуть к общим для всех компаний значениям.

Вот, кстати, еще один пример, когда меры для российских компаний вводятся "всерьез и надолго": в апреле 2020 года был утвержден перечень примерно из 100 системообразующих организаций в сфере ИКТ, которые могут рассчитывать на льготное кредитование и государственные гарантии по инвестиционным кредитам. Ровно через месяц после включения в список системообразующих организаций такие ИТ-компании лишились другой важной льготы - кредитов по сниженной ставке на пополнение оборотных средств.

Второй вопрос вызывает фраза президента о том, что теперь Россия с точки зрения налогового режима для ИТ-бизнеса будет едва ли не более привлекательна, чем Индия или Ирландия. Но ирландский подход и российский - отличаются. В Ирландии налог на прибыль для ИТ-сектора составляет 12,5%. А ИТ-компании с годовой выручкой менее €7,5 млн, источником которой является запатентованная интеллектуальная собственность, могут вывести 50% дохода из-под налогообложения (иными словами, ставка налога на прибыль для них составляет 6,25%). Такие интернет-гиганты, как Microsoft, Apple, Google, Facebook, LinkedIn и др. используют именно Ирландию для своих европейских отделений.

Ирландия - страна с весьма хилой экономикой - за счет введения налоговых льгот для ИТ-компаний смогла привлечь мировых гигантов и получить дополнительный доход в бюджет. Российское государство не хочет ждать: предложив налоговое послабление в одной сфере, оно моментально ищет, чем заткнуть дыру в бюджете. То есть российское правительство не готово пожертвовать доходами в бюджет от ИТ-отрасли с тем, чтобы через несколько лет она стала намного крупнее и платежеспособнее, а ищет способы изъятия деньги у рынка, чтобы немедленно компенсировать помощь ему. Если рассмотреть Индию - доля налогов в ВВП страны составляет 7,3%, тогда как в России - 28,7% (в Ирландии - 28,3%). Поэтому налоговое бремя в России и Индии вообще несравнимо - в России оно гораздо выше.

Чтобы получить льготу по страховым взносам согласно налоговому маневру, надо выполнить три условия, прописанные в законе: иметь аккредитацию при Минкомсвязи, не менее семи человек персонала и не менее 90% дохода от разработки ПО. Проверку соответствия по двум количественным критериям будет вести ФНС. Но по второй льготе маневра - налогу на прибыль в размере 3% - остается вопрос: как именно компании будут причисляться к сфере информационных технологий? Если ИТ-компании будут "опознавать" по ОКВЭД - как и при "антиковидной" раздаче государственной "помощи" малому/среднему бизнесу, - то многие ИТ-компании останутся за бортом. При этом если они, например, продают права на пользование ПО, то теперь еще и НДС заплатят. Кроме того, налога на прибыль может у компании и не быть: если нет налогооблагаемой базы, то есть прибыли. А НДС платить все равно придется. Вероятно, новая мера по стимулированию ИТ-рынка не только не покроет отмену нулевой ставки по НДС, но и сумма от сбора НДС в казну превысит потери от налоговых льгот для ИТ-отрасли. Поскольку предложенная мера является "бессрочной", скорее всего, сниженная налоговая ставка по налогу на прибыль распространится и на те фирмы, которые будут созданы после объявления пониженного налога. А значит, вновь создаваемые организации будут всячески стараться "закосить" под ИТ-компанию.

Поскольку НДС - косвенный налог и всегда ложится на конечного потребителя, прежде всего отмена нулевой ставки ударит по конечному потребителю - физическим лицам (которые массово приобретают офисное, антивирусное, игровое и другие виды ПО). Стоимость лицензий на ПО существенно вырастет и в итоге снизит конкурентоспособность ИТ-компаний в условиях и так падающего входящего денежного потока (по оценке ЦБ) и снижения бюджетов заказчиков на ИТ.

Кроме того, простые люди и так редко балуют технику лицензионным ПО, а после роста цен на софт возврат к пиратскому ПО практически обеспечен, что в конечном счете ударит по всем производителям ПО и отбросит рынок на несколько лет назад.

ИT-компании уже сталкиваются с задержкой платежей и отсрочкой заключения контрактов со стороны заказчиков, и введение НДС лишь усугубит положение. По данным ассоциации "Руссофт", 82,4% ИТ-компаний в мае уже столкнулись с задержкой платежей по выполненной работе. Это станет основной причиной неминуемого сокращения выручки по итогам II квартала 2020 года. В этой связи уменьшение ставки по налогу на прибыль звучит уже не столь привлекательно, а возврат к 20%-ному НДС выглядит значительным.

С другой стороны, объем ИТ-рынка в России по итогам 2019 года составил $24,18 млрд, из которых на ПО приходится лишь $3,6 млрд. По прогнозам компании IDC, объем российского ИТ-рынка по итогам 2020 года может упасть более чем на 30%. Пока сложно подсчитать, компенсируют ли льготы по налогу на прибыль и страховым взносам для ИТ-отрасли расходы на уплату НДС в сфере ПО.

По разным оценкам, из-за последствий пандемии коронавируса и нестабильности на валютных рынках совокупная выручка российских ИТ-компаний во II квартале 2020 года сократится на 15-30%. И для возврата к докризисным темпам роста ИТ-рынку потребуется 12-18 месяцев. То есть в любом случае отмена нулевого НДС будет работать не в пользу развития внутреннего ИТ-рынка и цифровой экономики страны.

Налоговый маневр едва ли компенсирует отмену нулевой ставки по НДС - у этих мер разный охват. По действующим критериям налоговые льготы в софтверной сфере смогут получить только компании - разработчики ПО, тогда как отмена льгот по НДС затронет все компании, в том числе и связанные с продажей иностранного софта. Отмена нулевого НДС в софтверной отрасли приведет к росту цен во многих сферах - ретейле, транспортных услугах, ЖКХ и прочих, поскольку ИТ тесно взаимосвязаны со всеми отраслями экономики. Именно такой эффект рынок наблюдал при увеличении ставки НДС в 2019 году. Каким бы ни оказался эффект для ИТ-отрасли в случае отмены нулевой ставки по НДС, ясно одно: в итоге за все заплатит простой обыватель - физическое лицо.

Помощь со стороны государства той или иной отрасли не должна сопровождаться контрмерами, которые исключают позитивный эффект такой поддержки. Необходимо, чтобы предложенные льготы стали дополнительными, а не появлялись за счет отказа от уже действующих.