Новости / июль 2020
Космические проблемы частных стартапов

Частный космический стартап "КосмоКурс" надеется выйти на общественное слушание проекта по строительству многоразового суборбитального космического комплекса (МСКК) в Нижегородской области осенью. "КосмоКурс" имеет в запасе 13 дополнительных участков для строительства космодрома на случай отказа по основному.
© ComNews
28.07.2020

Российский космический стартап "КосмоКурс" после того, как понял, что получить доступ на государственные космодромы сложно (первый запуск компания планировала с космодрома Капустин Яр на 2020 г., также рассматривался Плесецк и Байконур), решил создать частную пусковую площадку. В конце февраля 2019 г. правительство Нижегородской области, региональная Корпорация развития и "КосмоКурс" подписали соглашение о сотрудничестве при реализации инвестпроекта по строительству суборбитального космического комплекса. Проект реализуется за счет частных инвестиций.

В ходе XII Международной конференции SATELLITE RUSSIA & CIS 2020, организованной Информационной группой ComNews 23 июля 2020 г., генеральный директор ООО "КосмоКурс" Павел Пушкин рассказал, с какими проблемами столкнулась компания в ходе реализации проекта. "Российское законодательство не разрешает, но и не запрещает строить космодром. Я думаю, за частными космодромами будущее. Они могут быть созданы под ракеты. Нынешние космодромы - это полигоны. Вопрос с космодромом идёт тяжело. В РФ нет нормальной нормативно-правовой базы по созданию космодромов как частных, так и государственных. То есть существует правовой пробел. Наш космодром делается с нуля, для РФ он первый такой. В США есть частные пусковые площадки, они уже знают, как их делать, у нас первый и идет тяжело. Наверняка и у них первый проект столкнулся со сложностями. Все боятся и друг на друга кивают, поэтому мы немного тормозим, так как нет нормативно-правовой базы. Последние наши действия в Нижегородской области - мы реализуем проект с санитарно-защитными зонами, там прописано, на каком месте, какое воздействие на людей и животных, какие населенные пункты попадают, прописаны все риски, и мы ждем сейчас согласование с Нижегородской областью санитарно-защитных зон. Мы мечтаем выйти на общественное слушание проекта осенью, и, если все пройдет успешно, космодром мы согласуем. Сначала согласовываем экологические вопросы, потом идем в "Роскосмос". У нас есть приоритет на один участок, но при этом есть 13 запасных, если по основному не пройдем. Перспективы есть, но все еще пока не ясно", - рассказал Павел Пушкин.

На сайте "КосмоКурса" сказано, что компания занимается созданием многоразового суборбитального космического комплекса для туристических полетов в космос в рамках фонда "Сколково". В тексте сказано, что МСКК состоит из многоразовой суборбитальной ракеты-носителя (МСРН) и многоразового суборбитального космического аппарата (МСКА), предназначенного для предоставления услуги: космическая экскурсия на высоту орбиты Гагарина по незамкнутой траектории. Разрешение на участие в космической экскурсии претендент получит после проведения трехдневной подготовки и медицинского освидетельствования. Космическому туристу будет предложен полет длительностью 15 минут в составе группы из шести экскурсантов, в котором каждый турист сможет находиться в состоянии невесомости в течение 5-6 минут, свободно перемещаясь внутри кабины суммарным объемом 30 куб.м и имея возможность посмотреть на Землю из космоса в персональный иллюминатор. Цена билета: $200-250 тыс. Высота полета: 180-220 км. Первый полет: 2025 г.

С интересным проектом также выступает частная российская компания "Лин Индастриал" (бывший резидент "Сколково"), судьба которой складывается сложно: взрыв в ходе испытания ракетного двигателя в 2016 г., приостановленное финансирование в 2018 г. на суборбитальную ракету, неудавшиеся попытки получить помощь за рубежом.

Сооснователь ООО "Лин Индастриал" Алексей Калтушкин на конференции 23 июля рассказал, что сейчас компания проектирует маленькую суборбитальную ракету для рекламных целей. "Длина ее составит где-то от одного до четырех метров, летать она будет вертикально на высоту 10-15 км. Фактически это перешло в режим дорогостоящего хобби. Может быть, мы найдем инвестора. Мы хотели сделать рекламный продукт: например, компания-заказчик вешает логотип на ракету, все это снимает видеокамера и появляется рекламный материал. Мы делаем медиаповод с помощью ракеты", - объяснил Алексей Калтушкин.

Новости из связанных рубрик