Марк
Толстов

основатель компании "Домопульт"
© ComNews
19.04.2021

Марк Толстов, основатель компании "Домопульт", разрабатывающей платформу для управления жилой и коммерческой недвижимостью, - о тренде на цифровизацию городов и о том, какое место в нем занимает перевод в цифру ЖКХ.

Технологии меняют мир, делая его более комфортным для людей. Никого уже не удивляют роботы-пылесосы, чайники и кофемашины, включающиеся по голосовой команде хозяина квартиры, или адаптивное освещение в бизнес-центре. Цифровизация - тренд, который охватывает все новые сферы и с каждым годом только набирает обороты. Умными становятся не только дома и офисы, но и целые города.

И это неудивительно: IoT-решения (а в основе всех умных концепций лежат именно технологии интернета вещей) не только упрощают жизнь, но и помогают экономить, что делает их привлекательными для местных властей. Например, внедрение интеллектуального светодиодного решения позволило китайскому городу Тяньцзинь сократить затраты на освещение бизнес-центра более чем на 50%. Кроме того, умные города более экологичны - только применение смарт-технологий в транспортной системе приводит к 5-12%-ной экономии горючего и снижению вредных выбросов в атмосферу до 7%. А забота об окружающей среде - еще один тренд нашего времени, актуальность которого вряд ли уменьшится в ближайшие годы.

Расходы стран на реализацию концепции умного города постоянно растут. По прогнозам аналитиков, в общемировом масштабе к 2025 году они составят $820,7 млрд (против $410,8 млрд в 2020-м). Ежегодно этот рынок будет расти почти на 15%.

Цифровизация ЖКХ как шаг на пути к умному городу

Важный этап цифровизации городского пространства - внедрение смарт-технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, где довольно много областей для их применения, например учет потребления ресурсов, документооборот, начисление и прием платежей, распределение ресурсов, взаимодействие с жильцами и арендаторами.

Успешные примеры цифровизации отрасли уже есть во многих странах. В Бостоне работает система, которая получает информацию о выбоинах на дорогах с датчиков колес автомобилей и передает ее коммунальным службам. В Испании интеллектуальная система собирает данные с датчиков, установленных в мусорных контейнерах, составляет график и формирует маршруты движения мусоровозов с учетом их заполненности, а на улицах Амстердама можно встретить роботов-уборщиков.

Россия также делает уверенные шаги в направлении цифровизации городов, и в частности ЖКХ. У нас реализуется проект "Умный город". Его цель - комплексное повышение эффективности городской инфраструктуры через цифровую трансформацию процессов. Одним из стандартов проекта является умное ЖКХ - наряду с умным городским транспортом, инновациями для городской среды, интеллектуальными системами общественной и экологической безопасности и рядом других.

В рамках цифровизации ЖКХ в городах с населением более 100 тыс. человек проект "Умный город" предусматривает такие решения, как внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов, сокращение энергопотребления в государственных и муниципальных учреждениях, автоматизированный контроль исполнения заявок потребителей и устранения аварий, внедрение цифровой модели управления объектами коммунального хозяйства, внедрение автоматических систем мониторинга состояния зданий (шума, температуры, исправности лифтов и т.д.), возможность проведения общего собрания собственников жилья в многоквартирных домах в формате электронного голосования. Эти новшества будут поэтапно внедряться до 2024 года.

Реализация проекта началась в 2019 году, и сегодня российским городам уже есть чем похвастаться. Так, Железноводск стал первым умным городом-курортом - прошлым летом в нем заработали смарт-технологии в сферах ЖКХ, городского управления, туризма, логистики и безопасности.

Застройщики сегодня сдают свои объекты с уже установленными умными счетчиками, которые передают показания в автоматическом режиме, без участия человека. При этом, согласно Энергетической стратегии РФ, к 2024 году доля интеллектуальных приборов учета электроэнергии должна увеличиться до 30%, а к 2035 году - до 100%.

Управляющие компании начинают внедрять цифровые решения, упрощающие и повышающие эффективность работы и взаимодействие с жильцами и арендаторами. Их инструментарий позволяет обрабатывать заявки, принимать платежи, собирать показания приборов, проводить онлайн-голосования и многое другое. Как правило, это облачные решения. Это значит, что УК не нужно устанавливать никакое дополнительное оборудование и начать пользоваться всеми возможностями системы можно сразу после заключения договора. Жильцам же понадобится только скачать мобильное приложение.

В процесс включились и ученые. Совсем недавно Пермский национальный исследовательский политехнический университет представил интеллектуальный модуль для управления системами теплоснабжения. В его основе лежит нейросеть, способная точно и оперативно рассчитывать необходимую температуру теплоносителя на выходе из котельной с учетом погодных условий. Это позволит экономить топливо и, соответственно, ресурсы.

Консерваторы от ЖКХ и другие барьеры

Однако в то время как одни участники рынка идут в ногу со временем и активно пользуются возможностями, которые открывают технологии для оптимизации процессов, другие стоят на месте и продолжают бросать счета на оплату жилищно-коммунальных услуг в почтовые ящики, клеить на двери подъездов списки должников и коммуницировать с потребителями исключительно по телефону (а дозвониться до таких консервативных УК бывает непросто). Это тормозит развитие отрасли.

В конце 2019 года Аналитический центр при правительстве РФ провел опрос региональных органов исполнительной власти. Среди главных барьеров на пути к цифровой экономике они назвали сложности в подготовке компетентных кадров, проблемы в области нормативно-правового регулирования и недостаточное финансирование. Все это применимо и к сфере ЖКХ. Но эти барьеры преодолимы. И если потратить на это время и ресурсы, выиграют все: и потребители, и управляющие компании, и государство.