В рамках форума PHDays второй год подряд проводится специализированный детский трек The StandOff Kids, в котором приняли участие дети 10-16 лет. Участники прошли игру-квест, направленную на то, чтобы ограждать жителей виртуального города от различного рода злоумышленников. Мероприятие прошло при поддержке Департамента информационных технологий правительства Москвы.
© ComNews
20.05.2021

Цель детского трека выходила за рамки развлекательной. Пожалуй, главной задачей была просветительская и профориентационная. "Цифровая грамотность играет важную роль в воспитании и образовании детей. Быстрое освоение новых технологий при отсутствии жизненного опыта часто становится причиной проблем, - отметил заместитель генерального директора Positive Technologies по развитию бизнеса Борис Симис. - Выполняя задания в нашем виртуальном городе, дети учатся защищать данные и противостоять атакам. Мы специально делаем упор на геймификацию, это помогает увлечь ребенка. А полученные знания можно сразу применять на практике".

Как показывает практика, к 12 годам практически все дети имеют доступ в интернет. Это дает им новые возможности для доступа к разнообразному контенту, как образовательному, так и развлекательному, новые возможности для общения. Но виртуальная среда несет и немало опасностей. Тем более что в последний год имел место значительный рост активности киберпреступников: по итогам 2020 г. рост составил 50%.

Наиболее распространенными инструментами атак на частных лиц являются фишинг и социальная инженерия, и дети, хотя бы в силу своего заведомо малого жизненного опыта, к ним особенно восприимчивы. Как подчеркнул руководитель направления сервисов киберзащиты CyberART (ГК InnoSTage) Владимир Дмитриев, этим могут пользоваться злоумышленники при атаках на взрослых, которые представляют интерес для киберпреступников и даже кибершпионов. Дети тут выступают в качестве того самого "слабого звена". Руководитель направления по работе с молодежью ПАО "Ростелеком", руководитель профиля олимпиады КД НТИ "Информационная безопасность" Юлия Куклина также обратила внимание, что подростки часто эмоционально нестабильны и склонны скрывать от взрослых свои проблемы, и это тоже используют в своих целях злоумышленники. При этом попытки усиления контроля могут лишь усугубить ситуацию, и с этим нужна большая осторожность. Тем более что дети очень быстро учатся обходить средства контроля.

Директор образовательных программ и проектов Positive Technologies Мария Сигаева обозначила наряду с отсутствием у детей жизненного опыта еще две проблемы: отсутствие программ развития культуры в киберпространстве, ориентированных на детей, а также разрыв поколений, который выражается в том числе и в том, что взрослые не знают того мира, в котором живут их дети. При этом наличие навыков по кибергигиене и соблюдению базового уровня информационной безопасности сравнимо в современном мире с умением читать и писать. А для ИБ-компаний, по мнению Марии Сигаевой, делиться экспертизой, не ограничиваясь только лишь своими партнерами и заказчиками, является одной из форм социальной ответственности.

Руководитель проектного офиса "ИТ-класс в московской школе" ГАОУ ДПО МЦКО Петр Зобков обратил внимание, что темы, связанные с информационной безопасностью, слабо отражены в школьном курсе информатики и ОБЖ. При этом соответствующие курсы давно существуют и хорошо отработаны.

При этом перекладывать задачу выработки необходимых навыков в области кибербезопасности исключительно на школу, по мнению Петра Зобкова, было бы неверным. Эта общая задача семьи, школы, государства в лице контролирующих и регулирующих органов. Тем более что дети начинают пользоваться разного рода гаджетами еще будучи дошкольниками. Однако первое время дети не должны покидать некую безопасную среду с выверенным контентом, которым им задают сначала родители, а затем школа. Это можно сравнить с тем, как учат детей правилам дорожного движения.

Начальник управления по работе с абитуриентами в МИРЭА - Российском технологическом университете Вера Рогова также считает задачу выработки навыков кибербезопасности общей задачей, в решении которой должны участвовать не только семья, школа и государство, но также вузы и бизнес. И все они объективно заинтересованы, чтобы как можно больше людей получали соответствующие навыки.

Новости из связанных рубрик