Точка зрения / июль 2021
"Светец" поддержит все виды коммуникаций

Сергей
Крестьянинов

председатель совета директоров группы компаний "Светец"
© ComNews
05.07.2021

Российский разработчик "Светец" сделал ставку на программные приложения, которые работают на универсальных вычислительных ресурсах, в виртуальных средах и способны через API давать сервисы для других коммуникационных систем. Такие приложения обеспечивают работу всех аппаратных решений, включая глобальное управление вызовами, соединениями, обработкой контента, сценариями многочисленных услуг. О том, почему компания сфокусировалась именно на этом направлении, что позволило успешно развиваться три десятка лет, как видится конкуренция на российском и глобальном рынках, в интервью главному редактору ComNews Леониду Конику рассказали председатель совета директоров группы компаний "Светец" Сергей Крестьянинов и член совета директоров группы компаний "Светец", директор по специальным проектам Наталья Лыкова.

В этом году фирме "Светец" исполняется 30 лет. Начнем с истории. Как следует из ваших прежних интервью, в 1991 г. вы защитили кандидатскую диссертацию, а затем в течение года стажировались в Дании, в Техническом университете Копенгагена. В том же году появился "Светец", а в 1992 г. фирма вывела первый коммерческий продукт – банковскую информационную систему, причем на собственной аппаратной базе. Как связаны эти события?

Сергей Крестьянинов (СК): Первая часть – это фактически другая жизнь, советское прошлое. Диссертация у меня была в области радиофизики. Проведя год в Техническом университете Копенгагена, я осознал, что, к сожалению, никакой перспективы в этом направлении в Советском Союзе уже нет, и для того, чтобы в нем развиваться, нужно уехать – лучше даже не в Европу, а в США. Но мне хотелось остаться в России, да и вступать в чужие школы и организации в зрелом возрасте было не очень комфортно. При этом заниматься торговлей чем-либо желания тоже не было, важно было найти наукоемкую сферу приложения сил. Я заканчивал радиотехнический факультет Московского энергетического института (МЭИ), защищал диссертацию на кафедре антенных устройств (и по сей день ядро компании "Светец" составляют выходцы с радиотехнического факультета МЭИ, причем в нескольких поколениях). В качестве такой сферы решено было выбрать компьютерную телефонию – и в Копенгагене, и в России заметны были стремительно растущие перспективы технологий связи.

Поначалу мы попытались сделать аппаратные устройства, но быстро поняли, что в этом направлении конкурировать с доминирующими западными компаниями (во всяком случае, в те времена) сложно и нужно двигаться в чистую разработку софта – там явно было будущее. Далее компьютерная телефония превратилась в интеллектуальные сети, стремительно поднялись IP-телефония и связанные с ней приложения, а ныне все пришло к другим современным и универсальным программным продуктам.

Можете коротко рассказать, что такое "Светец" сегодня?

СК: Сегодня "Светец" – это растущая софтверная компания, на счету у которой более 500 проектов. Продукты и решения "Светца" используют в 80 субъектах РФ и Казахстане. В числе наших заказчиков – "Ростелеком", "Казахтелеком", "АКАДО Телеком", МГТС, МТС, Минкомсвязи РФ (Минцифры России), МЧС РФ, Министерство обороны РФ.

Словарь Ушакова говорит, что светец – это подставка для лучины, освещающей жилье. Что освещает фирма "Светец"?

СК: Неисповедимы пути подсознания: это название нам тогда просто понравилось. И уже позднее мы начали видеть в нем дополнительные смыслы: свет, который освещает нашу работу или путь. Хотя нас некогда критиковали за это название, говорили, что светец – это нечто архаичное, но мы не поддавались.

Наталья Лыкова (НЛ): Мне кажется, определенную роль сыграло то, что один из трех учредителей – это женщина: Галина Викторовна Шелест. Она очень творческий и неординарный человек, и в выборе названия Галина Викторовна сыграла немалую роль. А для российского разработчика это отличное название, потому что знания – это свет.

СК: Главное, чтобы путь у нас был светлый. Свет – это и гармония пути, это успех за счет движения, эволюция за счет гибкости, внутренней готовности к изменениям. Кроме того, мы – учредители, менеджеры, ведущие специалисты – команда, то есть творческое объединение разных людей с разными способностями, которые вместе дают результат, и название этому соответствует.

Наш третий учредитель – Евгений Иванович Полканов, мы с ним учились в одной аспирантуре. И он, как и каждый из нас, вложил немало своих способностей и труда в тот результат, что мы сегодня имеем. Он был инициатором создания телефонной банковской информационной системы, с которой мы начали свой путь в компьютерной телефонии. Эти системы производства "Светца" работали в более чем 50 банках в РФ.

Иногда меня спрашивают: как вам удалось сохранить партнерство и компанию в течение 30 лет? Ядро, состоящее из учредителей и основных специалистов, дало нам возможность эволюционно развивать программные продукты и наращивать экспертизу. Благодаря этому компания остается и успешно развивается на российском рынке в течение трех десятилетий.

Какие структуры, помимо ООО "Фирма "СВЕТЕЦ", входят в группу компаний "Светец", и как распределяются их функции?

СК: "Фирма "СВЕТЕЦ" – это продуктовая компания, на которую оформляются все бренды, начиная с 1991 года. В ней сосредоточены все базовые программные продукты (29 из которых зарегистрированы в Федеральном институте промышленной собственности), патенты и сертификаты.

Есть также ООО "СВЕТЕЦ Технолоджи" – компания, создающая программные продукты на заказ. В ней концентрируются квалифицированные программисты: они, конечно, многое делают и для развития продуктов головной компании, но у них есть и самостоятельные проекты.

Есть небольшой интегратор – ООО "СВЕТЕЦ Интегро", с соответствующими лицензиями: он работает в регионах, преимущественно с госконтрактами. Эта компания использует в интеграционных проектах разные решения, включая и продукты группы "Светец".

Четвертая компания – ООО "Новион" – специальный оператор связи. Он предоставляет облачные коммуникационные сервисы, такие как облачная АТС или виртуальный колл-центр, для компаний малого и среднего бизнеса по модели SaaS. Важная внутренняя функция "Новиона" - отладка наших продуктов. Среди значимых потребителей группы "Светец" – операторы связи, и для нас ценно иметь не только лабораторные макеты, но еще и модельного оператора, который работает на коммерческом рынке.

Несколько лет назад стало модным понятие "венчурное финансирование", а мы давно уже являемся, по сути, венчурными инвесторами. Помимо названных компаний, в разное время мы инвестировали и в другие бизнесы. Один из примеров – платежная система TelePay: некогда мы вошли в ее капитал, по приглашению партнеров, а затем продали долю (учредители группы "Светец" в 2005 г. приобрели 50% долей в ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса", работающего под маркой TelePay, а в 2009 г. вышли из этого бизнеса – прим. ComNews). Мы, наверное, могли бы вырастить региональный TelePay и до масштабов федерального Qiwi, но по-крупному не всегда легко сыграть, это связано, в том числе, и с временным циклом продукта.

НЛ: В тот момент мы очень правильно выбрали фокус применения платежной системы – тогда активно развивались региональные сети связи и иных услуг, и платежные системы работали в границах отдельных регионов.

СК: Сейчас идет цикл, который мы заложили в 2004-2007 гг.: новое поколение систем. Сначала были NGN-системы, потом IMS, а сейчас актуален цикл продуктов, которые универсальны, модульны и объединяют в себе все: и голос, и видео, и сообщения, и другой контент.

Весь мир давно идет по пути разделения: стандартные устройства работают на уровне доступа, это ветка "железа". "Железо" эволюционирует по пути создания специализированных устройств.

А вот взаимодействием с этой аппаратной частью, глобальным управлением вызовов, соединений, обработкой контента, сценариями многочисленных услуг и многим другим занимается линейка программных приложений, которая работает на универсальных вычислительных ресурсах, в виртуальных средах, и способна через API давать сервисы для других систем. Такие приложения и являются основной зоной нашего профессионального интереса.

С точки зрения сертификации устройств связи то, что мы делаем, называется распределенным мультимедийным коммутатором, но по существу это набор универсальных масштабных программных приложений, работающих во всех средах, включая телефонную. У нас есть совокупность дополняющих друг друга продуктов, которые по принципу модульного конструктора вместе образуют различные решения и встраиваются в разные рынки: рынок операторов связи, рынок крупных корпораций, где мы можем сделать распределенное решение для унифицированных коммуникаций, а также рынок инфокоммуникационных решений для субъектов Федерации.

Несмотря на пандемию коронавируса и связанные с ней ограничения, в 2020 г. головная компания группы (ООО "Фирма "СВЕТЕЦ") нарастила выручку почти на 20% - до 404,2 млн рублей. За счет чего удалось добиться роста?

СК: Сервисы унифицированных коммуникаций, построенные на наших продуктах, используются в дистанционной работе – например, виртуальные контакт-центры, облачные АТС. Многие организации, использующие такие сервисы, активизировались: они осознали, что виртуализация и удаленное общение для них критически важны. Поэтому рост нашей выручки, причем не только головной продуктовой компании, но других компаний группы – это естественный тренд. Причем мы полагаем, что это начало, и в ближайшие годы ожидаем значительного роста. Можно также сказать, что импортозамещение начинает работать и, надеемся, поможет нам нарастить финансовые показатели.

А вы верите в особый путь России, при котором отечественные продукты будут заменять зарубежные внутри страны, но так и останутся безвестными на глобальном рынке?

СК: Мы вовсе не выключены из мирового инновационного рынка, особенно – по софтверным технологиям. Успешные продукты с легкостью могут быть использованы и за рубежом. Если Россия, в которой мы работаем, не ошибется в выборе своего технологического пути и сделает ставку на современные подходы, мы получим возможности развития и большие перспективы и на домашнем рынке, и за его пределами.

Почему подавляющее большинство клиентов "Светца" находятся в России, единичные – в странах СНГ и ни одного – в дальнем зарубежье? Предпринимала ли ваша компания попытки выхода на международный рынок?

СК: Как я уже сказал, "Светец" создает системы длинного цикла. Так что все впереди. Если вы строите решение для национального оператора и для ряда местных операторов, то поддержка на государственном уровне решения для национального оператора приводит к тому, что рождается очень правильная система, которую можно и нужно эффективно экспортировать.

У нас есть хороший экспортный продукт с большой перспективой, и он работает. Но мы рассчитываем на поддержку и внутри России, чтобы поставлять его еще шире на внутреннем рынке, а затем и вовне – на международный рынок. Технологически мы готовы к тому, чтобы в сфере унифицированных коммуникаций стать российской Avaya или Cisco.

Планирует ли "Светец" выход за пределы российского рынка в будущем?

СК: У нас есть понимание, как экспортировать масштабное федеральное решение операторского класса, которое предлагает сервисные услуги на национальном и мировом уровне. Серьезные экспортные перспективы сохраняются и в поставке решений для крупных корпораций.

Но это все не рынок высокотиражируемых систем – такая активность требует особенной государственной поддержки экспорта. К слову, Huawei некогда занялся экспортом перспективного телекоммуникационного оборудования из Китая при мощной поддержке государства.

Часто приходится слышать скептические голоса: дескать, как можно развивать глобальный программный продукт, если в России всего около 150 млн потенциальных пользователей даже самой массовой системы, а тот же Huawei способен апробировать и отлаживать решения на полуторамиллиардном населении? Но для нашей прикладной области я могу с уверенностью сказать – если вы способны создать сервисы для 150 млн человек и у вас отлажена эта работа, то вы легко масштабируете их и на миллиард пользователей. Ключевой вопрос заключается не в проблемах масштабирования, а в поддержке и нахождении партнера для поставок в другую страну.

Наше федеральное решение с полным спектром прикладных сервисов обрабатывает по 7-8 млн звонков в сутки, а может обрабатывать десятки и сотни миллионов: решение строится на универсальных вычислительных ресурсах, поэтому легко масштабируется. Причем мы можем применить и вертикальное, и горизонтальное, и узловое масштабирование.

Учитывая ваши амбициозные планы, можно узнать: рассматриваете ли вы вхождение в бизнес стратегического инвестора?

СК: Да, интерес со стороны ряда инвесторов проявляется, эти варианты могут быть рассмотрены, если они эффективны для развития компании. Но вместе с тем потенциал собственного роста "Светца" далеко не исчерпан.

Многие продукты под маркой "Светец" ориентированы на рынок голосовой связи. Между тем, коммутируемая телефония уходит в прошлое, и даже пользователи IP-телефонии все больше предпочитают текстовые сообщения в мессенджерах и интернете. Как вы стратегически видите продуктовый портфель компании?

СК: Из совокупности коммуникаций человека продукты "Светца" способны поддержать большинство способов, просто пока наиболее востребован именно голос. Но у нас поддерживается и видео, и месседжинг, и М2М. Хотя последнее, конечно, относится уже к автоматическим коммуникациям. Наша задача – сделать так, чтобы наш софт позволял любой способ коммуникации поддержать в единой системе и выдать сервис для работы с ним.

Когда-то в телефонии действовало множество различных протоколов, но в среде связистов – вплоть до МСЭ, бытовало мнение, что будущее – за автоматической телефонной связью. Привело это к тому, что большинство телекоммуникационных вендоров пропустили рождение колл-центров, которые вышли из компьютерной телефонии. Мы, кстати, тогда были в тренде и создали решение для колл-центра, не уступающее разработкам фирмы Genesis (этого американского производителя в конце 1999 г. поглотила фирма Alcatel – прим. ComNews).

В силу спиральности развития сейчас кому-то кажется, что голос отходит на второй план, на смену приходят сообщения, но на следующем витке "живой" голос вернется, уже объединившись с сообщениями, с видео и другим контентом. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы быть способными поддержать любой из каналов коммуникации в любой комбинации.

НЛ: Наличие решений для голосовой связи открыло нам путь в сферу цифровой трансформации. Например, мы участвуем в проектах по цифровизации службы 103 именно потому, что у нас есть голосовые системы, которые могут интегрироваться с информационными системами. Без голоса цифровизация невозможна, потому что нужно обеспечить каждому человеку недискриминационные возможности доступа. И ни одному государству не пришло в голову перевести службы 911 или 112 на месседжинг: основной канал в них – всегда голосовой! При этом Система-112 производства "Светца" способна не только обработать экстренный вызов, она также поддерживает мессенджеры, SMS, видео. В таких системах важен комплекс технологий: и коммуникационное ядро, и интеграционное.

Один из ваших продуктов - автоматизированная система расчетов Svetets BPS. Телеком постепенно движется к бесплатной услуге: голосовая мобильная связь во многих странах уже бесплатна (при покупке дата-пакета), в России бесплатна связь с таксофонов, повсеместный Wi-Fi обеспечивает бесплатный интернет-доступ. Верите ли вы, что все услуги связи перейдут на рекламную модель и будут бесплатны для пользователя? И как это скажется на бизнесе "Светца"?

СК: Svetets BPS – это не биллинг в чистом виде или, если хотите, - это специализированный функциональный биллинг. Он может тарифицировать не только такие услуги как минуты телефонной связи, но и любые события. Наш биллинг используется далеко не только для того, чтобы учесть объем потребленных услуг связи – Svetets BPS полезен для взаиморасчетов и тех, кто предоставляет на наших решениях услуги SaaS/ PaaS. А рынок SaaS и PaaS бурно развивается и в мире, и в РФ. Кстати, Россия могла бы даже сделать подобные услуги в интернет-пространстве предметом особой государственной поддержки, что было бы чрезвычайно перспективно – здесь еще остается шанс занять лидирующие позиции в мире.

Другой продукт вашей компании – набор решений для Системы-112. Эта система должна была охватить всю Россию еще в 2017 году, но этого не произошло до сих пор. В чем причина и что нужно сделать, чтобы эту проблему ликвидировать?

СК: В тех регионах, где мы строили Систему-112, она полноценно работает и обеспечивает полный спектр сервисов – речь о Ленинградской, Орловской и Вологодской областях. Еще в шести субъектах компоненты Системы-112 "Светец" используются совместно с Системами-112 других производителей. Для 52 субъектов РФ мы участвовали в разработке и сопровождении системных проектов телекоммуникационной подсистемы, для трех субъектов РФ разработали технические проекты. Кроме того, мы выполнили целый ряд НИРов и ОКРов для МЧС и Минкомсвязи РФ, отработали методологию.

НЛ: В каждом субъекте Федерации, где "Светец" внедрял Систему-112, мы участвовали в межведомственной рабочей группе. Так что это не только технологии, но и умение решать организационные задачи и взаимодействовать с другими участниками процесса.

СК: Система-112 интегрируется и с АПК "Безопасный город", и с ведомственными системами – 102, 103, с ситуационными центрами. Конечно, в различных субъектах и ведомствах уровень технической оснащенности сильно разнится, поэтому Систему- 112 нужно развивать дальше.

С 2015 года на телекоммуникационном и ИТ-рынках России активно продвигается тема импортозамещения. Почувствовал ли за этот период "Светец", как отечественный разработчик, возрастание спроса на продукцию?

СК: Пока это не сильно сказывается на нас. То ли потому, что мы находимся в состоянии сильной конкуренции с зарубежными компаниями, то ли из-за того, что наши продукты – длительного цикла. Быстро заменить уже установленное импортное оборудование невозможно, особенно при налаженных механизмах продаж иностранных компаний.

Нам нужны крупные заказы, и технологически мы готовы. Это должны быть кардинальные проекты, а не отдельные тендеры. Например, в части строительства критической инфраструктуры России. Мы готовы обрабатывать и обеспечивать коммуникацию миллионов пользователей.

Мы видим одну проблему: "Светец" производит софт, но значительная часть программы господдержки в телекоммуникациях явно ориентируется на производителей отечественного оборудования. И можно, обладая великолепным программным обеспечением и работая с любым оборудованием, оказаться вне программ поддержки. Реестр телеком-оборудования отечественного происхождения ведет Минпромторг, а реестр отечественного ПО – Минцифры. Совместив российское железо и софт, можно получить аппаратно-программный комплекс нового качества, причем 4/5 его значимости придется на программную часть. Но у Минпромторга, насколько нам известно, пока нет методик, которые позволили бы нам зарегистрироваться как отечественному производителю аппаратно-программных комплексов и попасть под действие таких программ поддержки. Но мы надеемся, что эта проблема будет решена в интересах государства.

Что касается субсидий и льгот, то в них "Светец" пока не особо нуждается: мы сами в себя инвестируем и используем собственные ресурсы для роста компании.