Юлия
Штрек

директор по экономике и финансам группы компаний "Автобан"
© ComNews
16.08.2021

Сегодня цифровые технологии помогают снизить количество ДТП на дорогах. Для этого в городах появляются интеллектуальные транспортные системы, а для строительства трасс используют современное дорожное покрытие и умную разметку. Разбираемся в новых решениях на дорожно-строительном рынке с помощью Юлии Штрек, директора по экономике и финансам группы компаний "Автобан".

Главные причины ДТП

Согласно официальной статистике, аварийность и смертность на дорогах в России за I квартал 2021 года снизилась почти на 30%. Однако каждый год в авариях во всем мире все равно погибает большое количество людей. Одна из главных причин ДТП — плохое качество дорог. Также имеет значение нарушение водителями правил обгона, проезда пешеходных переходов, вождение в нетрезвом состоянии, несоблюдение дистанции, превышение скорости, выезд на встречную полосу, невнимательность за рулем.

Хорошая новость в том, что на многие факторы риска можно повлиять. И важно не только улучшить качество дорог посредством внедрения новых технологий, но и снизить воздействие человеческого фактора на ситуацию. Для этого необходимо создать качественную и надежную транспортную инфраструктуру и оснастить ее различными умными устройствами, которые в нужный момент могут помочь водителю сориентироваться в обстановке на дороге. Здесь важно сочетание стандартных проверенных временем решений и инновационных технологий, внедрение которых выходит на первый план во всех странах, в том числе и в России.

В городах и за их пределами дороги станут безопаснее для всех участников движения, когда различные сенсоры и датчики смогут отслеживать трафик, контролировать скорость машин, погоду, будут созданы условия для движения беспилотников, автомобили будут взаимодействовать между собой, а потоком будет управлять продвинутая компьютерная система. В этом и заключается концепция умных дорог.

Безопасность как национальный проект

Снижение аварийности на дорогах — один из приоритетов федеральной программы "Безопасные и качественные автомобильные дороги". В отношении безопасности кампания ставит цель к 2024 году снизить смертность на дорогах в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом, а количество мест, где часто происходят ДТП, — в 2 раза.

Согласно вышеупомянутому государственному проекту, не менее 50% региональных дорог должны соответствовать существующим нормативам, то есть быть ровными и без дефектов, также предполагается создать пешеходные переходы с искусственными неровностями, построить внеуличные переходы, разделить встречные потоки, обеспечить видимость пешеходов ночью.

"Безопасные и качественные автомобильные дороги" не обошли вниманием и инновационные решения: 80% контрактов на строительство и содержание дорог к 2024 году должны заключаться с дальнейшим применением новых технологий. Такое решение призвано поддержать Постановление Правительства РФ от 05.03.2021 № 331 о необходимости повсеместного внедрения BIM-технологий, которые позволят создать полную модель дороги (так называемый цифровой двойник), а значит, учесть все нюансы ее строительства, предусмотреть особенности эксплуатации и оптимизировать себестоимость. Информационное моделирование — важный шаг к нулевому показателю смертности в дорожных авариях.

Интеллектуальные транспортные системы в городе и на трассах

Разработка и внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) — это сложная и важная задача, которая способна снизить аварийность. С точки зрения безопасности, умные дороги способны оптимизировать маршруты транспорта, своевременно оповещать участников дорожного движения о ситуации на дороге, предупреждать о приближении пешехода, менять разметку, взаимодействовать с дорожными знаками и другими машинами, прогнозировать вероятность возникновения аварии заранее, до того, как она произойдет, предотвращать пробки на дороге, которые могут привести к авариям.

Во всем мире разрабатываются и внедряются новые ИТС. Страны ЕС, США и Япония уже развернули масштабную интеллектуальную автомобильную среду как в городах, так и на шоссе между населенными пунктами.

Развитие интеллектуальных транспортных систем — одно из приоритетных направлений программы "Безопасные и качественные автомобильные дороги". В планах — внедрение инноваций по всей стране, а пока умная система действует в Москве и в некоторых других городах центральной России. Она объединяет светофоры, детекторы транспорта, метеостанции, информационные табло. К системе подключены парковки, дорожный патруль и ситуационный центр Центра организации дорожного движения. Использование умной системы уже дало свои результаты: за десятилетие к 2020 году смертность на дорогах столицы снизилась почти в 2 раза. А, например, интеллектуальная транспортная система в Белгородской области помогла уменьшить аварийность на 10%.

Также планируется сделать интеллектуальными российские трассы. Например, уже в 2019 году около 80 участков федеральных трасс и 40 участков региональных в той или иной степени были оснащены интеллектуальными транспортными системами.

Умная разметка

Снижению ДТП может способствовать и умная разметка.

Дорожное полотно может быть покрыто специализированными элементами — люминесцентными или светодиодными. Такая разметка может оповещать водителей о дорожной обстановке, освещать дорогу, оптимизировать трафик и, конечно, снижать количество аварий. Если говорить о люминесцентной разметке, то на дорогу наносится специальная краска, которая днем поглощает свет, а ночью, наоборот, его излучает.

Разметка может быть не просто нанесена краской, но и включать магнитные датчики в качестве дополнительных модулей. В этом случае автомобиль окажется в своеобразном магнитном коридоре, границы которого будут определяться вне зависимости от погодных условий. Для реализации такого проекта, необходимо и машины научить понимать язык магнитной разметки.

Безопасное дорожное покрытие

Поддержание температурного режима — очень важный фактор обеспечения безопасной эксплуатационной дорожного полотна. Зимой нагрев покрытия может предотвращать образование гололеда, а после дождя — сокращать время высыхания.

Среди современных решений хочется отметить аккумуляцию солнечной энергии и использование теплового коллектора. Солнечные батареи, надежно защищенные от внешнего воздействия, укладываются на самое обычное дорожное покрытие. Это эффективный способ получения энергии, но весьма дорогой. Другой вариант — накопление тепловой энергии на протяжении дня тепловым коллектором при помощи жидкого теплоносителя, который располагается под дорожным покрытием.

Полученная энергия может идти на обогрев транспортных объектов и тоннелей, а также на освещение.

Нулевая смертность

Главная цель — это ноль смертей на дорогах. Снижение ДТП — задача, для решения которой потребуется приложить много усилий, — как государству, в том числе в плане подготовки соответствующей законодательной и нормативной базы, так и всем игрокам дорожно-строительной отрасли, и, конечно, самим водителям.